№ 4а-161/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Смоленск 10 мая 2018 года
Заместитель председателя Смоленского областного суда Ерофеев А.В., рассмотрев жалобу Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области Гончаровой А.И. на вступившие в законную силу решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 15.01.2018 и решение судьи Смоленского областного суда от 20.02.2018, вынесенные в отношении начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Бориса Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области Гончаровой А.И. от 01.11.2017 № 7-1614-17-ОБ/178/1/8 должностное лицо – начальник ФКУ «УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Борис А.А. (далее – начальник Управления) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАПРФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 15.01.2018, оставленным без изменения решением судьи Смоленского областного суда от 20.02.2018, вышеуказанное постановление Государственного инспектора труда отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, Государственный инспектор труда Гончарова А.И. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Начальник управления Борис А.А. в представленных письменных возражениях просил об оставлении судебных решений без изменения, а жалобы должностного лица – без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов представленной жалобы и возражений лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, приводит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч. 3, 4 и 6 названной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Приведенная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Указанный принцип заложен законодателем и в п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, которым предусмотрена возможность изменения постановления, только, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вопреки сведениями, приведенным в протоколе об административном правонарушении от 27.10.2017 № 7-1614-17-ОБ/178/1/3 и постановлении по делу об административном правонарушении от 01.11.2017 № 7-1614-17-ОБ/178/1/8, согласно которым датой совершения начальником Управления Борисом А.А. вмененного административного правонарушения является дата вынесения судебной коллегией по гражданским делам Смоленского областного суда апелляционного определения от03.10.2017, фактической датой, от которой необходимо исчислять срок давности привлечения Бориса А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, является дата издания им, как начальником Управления, приказа от 06.03.2017 № 40 опривлечении Салтыкова А.Н. к дисциплинарной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы Государственного инспектора труда, равно как и на дату ее подачи (согласно отметке на почтовом конверте – 15.03.2018), годичный срок давности привлечения начальника Управления Бориса А.А. к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий данного лица в силу закона отсутствует.
При этом Государственный инспектор труда, требуя отмены состоявшихся по делу судебных решений, фактически ставит под угрозу правовой статус должностного лица, в отношении которого производство по делу прекращено, что не допустимо, поскольку ведет к ухудшению положения последнего.
Предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены обжалуемых судебных решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.16–30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Смоленского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 15.01.2018 и решение судьи Смоленского областного суда от 20.02.2018, вынесенные в отношении начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Бориса Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Государственной инспекции труда в Смоленской области Гончаровой А.И. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Смоленского областного суда А.В. Ерофеев