НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 16-3744/20

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3744/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 июля 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., изучив жалобу Степановой Я.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 6 ноября 2019 года и решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении должностного лица - ведущего бухгалтера Государственного Бюджетного Учреждения Самарской области «Владимирский пансионат для инвалидов» (далее - ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов», учреждение) Степановой Я,В,,

установила:

постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 6 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года, ведущий бухгалтер Государственного Бюджетного Учреждения Самарской области «Владимирский пансионат для инвалидов» Степанова Я.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Степанова Я.В., приводит доводы о незаконности постановления должностного лица и судебного акта, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 9, части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Как предусмотрено статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии (часть 3).

Подпунктом 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 22 Закона о недрах установлены основные права и обязанности пользователя недр. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (абзац 7 статьи 9 Закона о недрах).

Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей.

Для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо наличие одновременно двух условий: непосредственное пользование недрами и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 8 августа 2019 года № 39р-ГЭИ в отношении ГБУЗ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» в период со 2 сентября 2019 года по 27 сентября 2019 года в рамках осуществления государственного экологического надзора в части надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения проведена проверка, в рамках которой установлено следующее.

ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» на основании лицензии на право пользования недрами осуществляет добычу подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес>.

Пользование недрами ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно платежи за пользование недрами за третий, четвертый квартал 2018 года, первый и второй квартал 2019 года ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» на момент проверки не внесены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» Степановой Я.В., к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Степановой Я.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе которых: протокол об административном правонарушении (л.д.6-8); распоряжение о проведении проверки (л.д. 35-38); акт проверки, которым установлен факт пользования ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» недрами (л.д. 42-45); сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод (л.д. 55-47); приказ ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» от 9 января 2018 года № 11-А (л.д. 48); письменные объяснения Степановой Я.В. от 5 ноября 2019 года из которых следует, что декларации за 1-3 квартал 2019 года по пользованию недрами сданы, вместе с тем на 2019 год средства для выплаты платежей не были предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности (л.д. 67).

С учетом изложенного материалами дела подтверждается, что ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» в 2018 и 2019 году осуществляло добычу подземных вод и являлось плательщиком регулярных платежей за пользование недрами, на момент проведения плановой выездной проверки регулярные платежи за пользование недрами не внесены, что свидетельствует о пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» от 9 января 2018 года № 11-А, ведущий бухгалтер - Степанова Я.В. в целях соблюдения статьи 43 Закона РФ «О недрах», назначена ответственным лицом учреждения за правильное и своевременное внесение платежей при пользовании недрами, в том числе регулярных платежей.

Степанова Я.В. допустила нарушение вышеприведенных требований законодательства, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца, должен исчисляться с 1 июля 2019 года и истек 1 октября 2019 года, является несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 20 декабря 2017 года) срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 названного Кодекса, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, составлял два месяца.

20 декабря 2017 года вступил в силу Федеральный закон от № 414-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) увеличен с двух месяцев до одного года.

Вместе с тем при длящемся административном правонарушения, сроки предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекающим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Таким образом, регулярные платежи ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» за пользование недрами за 3 квартал 2018 года подлежали уплате в срок - не позднее 30 октября 2018 года, за 4 квартал 2018 года - не позднее 30 января 2019 года, за 1 квартал 2019 года - не позднее 30 апреля 2019 года, за 2 квартал 2019 года - не позднее 31 июля 2019 года.

В данном случае правонарушение не является длящимся, годичный срок давности привлечения к ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, в части несвоевременности внесения регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года на момент вынесения должностным лицом постановления – 6 ноября 2019 года истек.

В связи с изложенным из объема предъявленного обвинения подлежит исключению указание на нарушение Степановой Я.В. требований пункта 10 статьи 22, статьи 43 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» выразившихся в неисполнении ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» условий лицензии в части несвоевременности внесения регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.

Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Степановой Я.В. не усматривается.

Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции нормы части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем основания для изменения размера назначенного наказания не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

жалобу Степановой Я.В. удовлетворить частично.

постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 6 ноября 2019 года и решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 20 января 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица - ведущего бухгалтера Государственного Бюджетного Учреждения Самарской области «Владимирский пансионат для инвалидов» Степановой Я.В, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из объема предъявленного обвинения указание на нарушение Степановой Я.В. требований пункта 10 статьи 22, статьи 43 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» выразившихся в неисполнении ГБУ СО «Владимирский пансионат для инвалидов» условий лицензии СМР 01216 ВЭ в части несвоевременности внесения регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Судья Е.И. Матыцина