Федеральный судья Елизарова М.Ю. Дело № 44г-135/2015Судебная коллегия: Мизюлин Е.В., Сидоров П.А., Цуркан Л.С., Докладчик судья Цуркан Л.С.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 250
президиума Московского областного суда
город Красногорск Московской области 27 мая 2015 года
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Мязина А.М., Николаевой О.В., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретареПавловой Т.Г.,
рассмотрев дело по иску Военного комиссариата Московской области к Шутову А.Г. о взыскании незаконно выплаченной пенсии,
покассационной жалобе представителя ответчика Шутова А.Г., - по доверенности Борисова Ю.Б., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 октября 2014 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н.,
объяснения ответчика Шутова А.Г., его представителя Борисова Ю.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя истца Герасимова С.Ю., полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным,
у с т а н о в и л :
Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Шутову А.Г. о взыскании незаконно выплаченной пенсии, ссылаясь на то, что ответчику с 10 февраля 2008 года была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ. В январе 2013 года Военному комиссариату стало известно, что с мая 2009 года Шутов А.Г. состоит на службе в Региональном таможенном управлении организации силового обеспечения Федеральной таможенной службы России. В связи с данным обстоятельством выплата пенсии ответчику приостановлена с 1 июля 2013 года. Из-за того, что Шутов А.Г. не представил сведения в Военный комиссариат Московской области о поступлении на службу в таможенные органы ему незаконно выплачена пенсия за выслугу лет в период с 18 мая 2009 года по 01 февраля 2013 года в сумме «…».
Решением Красногорского городского суда Московской области от 22 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 октября 2014 года решение суда отменено, по делу поставлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика Борисов Ю.Б. просит отменить апелляционное определение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По запросу судьи от 03.04.2015 года дело истребовано в кассационную инстанцию Московского областного суда и определением судьи Московского областного суда Бакулина А.А. от 12 мая 2015 года с кассационной жалобой передано на рассмотрение по существу в президиум Московского областного суда.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу об отмене апелляционного определения, поскольку такого характера существенные нарушения судом апелляционной инстанции были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, полковник Шутов А.Г. 09 февраля 2008 года уволен с военной службы в связи признанием ВВК ограничено годным к военной службе.
03 апреля 2008 года Шутов А.Г. обратился к военному комиссару Красногорского района Московской области с заявлением о назначении пенсии с письменным обязательством немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел Военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
С 10 февраля 2008 года Шутову А.Г. - полковнику запаса назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон N 4468-1).
18 мая 2008 года Шутов А.Г. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации, был назначен на должность заместителя начальника отдела таможенной охраны №2 службы таможенной охраны ФТС России, ему присвоено специальное звание – полковник таможенной службы.
06 июля 2011 года Врио начальника таможни в адрес начальника отдела военного комиссариата Московской области по г. Красногорску и Красногорскому району направлено сообщение о том, что гражданин Шутов А.Г., подлежащий воинскому учету, принят на службу заместителем начальника таможни.
Из искового заявления следует, что сведения о том, что Шутов А.Г. является сотрудником таможни, стали известны военному комиссариату в январе 2013 года, в связи с чем с 1 февраля 2013 года выплата пенсии ответчику была приостановлена.
Согласно справке-расчету военного комиссариата Московской области от 08 февраля 2013 года пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации Шутову А.Г. за период с 18 мая 2009 по 01 февраля 2013 года была начислена пенсия за выслугу лет в сумме «…».
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Военным комиссариатом Московской области требования о взыскании с Шутова А.Г. как незаконно полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, судебная коллегия со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, на положения ст. ст. 6 и 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришла к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Шутова А.Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине ненадлежащего выполнения Шутовым А.Г. обязанности по уведомлению пенсионного органа о поступлении на службу в таможенные органы.
Между тем данные выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно- технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Является обоснованным довод кассационной жалобы Шутова А.Г. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, поэтому при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Шутова А.Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, следует признать основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Принимая во внимание, что допущенные при разрешении спора нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, то апелляционное определение подлежит отмене, а дело – направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 октября 2014 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий В.Г. Виноградов