Дело № **
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Кемерово « 03» марта 2020 года
Судья Ленинского районного суда города Кемерово Петрова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилищник» (ИНН 4205214593, ОГРН 1114205000733),
УСТАНОВИЛ:
В период с **.**,** по **.**,** общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» (ИНН 4205214593, ОГРН 1114205000733), юридический адрес: ..., проводило проверку(испытания) электроустановки обслуживаемого данным предприятием многоквартирного дома по адресу: ...,51, с нарушениями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказ Минэнерго России от 13.01.2003 года №6 и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министретсва труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, а именно:
- на рабочем месте оперативного персонала отсутствовал оперативный журнал, тем самым нарушены п.п.1.7.2, 1.8.9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года №6;
- сведения о проведение работ по испытанию измерению электрических сетей жилого дома ... не были внесены в оперативный журнал, тем самым нарушен п.6.6. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н;
- персонал ООО «УК «Жилищник» осуществил допуск персонала командирующей организации(подрядчика) ООО «ДК экспулатация», которая предварительно не оформила сопроводительное письмо с представлением прав выдачи наряда, права быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, с указанием групп своих работников, к работам по испытаниям и измерениям электрических сетей жилого дома по ..., чем нарушены п.п.46.3, 46.8 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, п.1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года №6.
Старший инспектор Кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Бородин В.Д., действующий на основании доверенности № ** от **.**,**, в судебном заседании просил признать ООО «УК «Жилищник» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде
Представители ООО «УК «Жилищник»- Морозов А.В., действующий на основании доверенности от **.**,** №б/н, Анциферов А.В., действующий на основании доверенности от **.**,** №б/н в судебном заседании не оспаривали факта нарушений со стороны ООО «УК «Жилищник», указанных в описательной части настоящего постановления, заявили о малозначительности допущенного правонарушения.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказ Минэнерго России от 13.01.2003 года №6, потребитель обязан, в том числе обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.
В соответствии с п.1.6.1 Правил потребители должны обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования электроустановок. Ответственность за их проведение возлагается на руководителя.
В соответствии с п.1.7.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года №6, устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.
Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее - ОТ) и технике безопасности (далее - ТБ).
Согласно п.1.8.9 вышеуказанных Правил на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация: в том числе оперативный журнал.
В силу положений п.6.6 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, учет работ по нарядам и распоряжениям ведется в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, форма которого предусмотрена приложением N 8 к Правилам. Выдача и заполнение наряда, ведение журнала учета работ по нарядам и распоряжениям допускается в электронной форме с применением автоматизированных систем и использованием электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Допускается учет работ по нарядам и распоряжениям вести иным образом, установленным руководителем организации, при сохранении состава сведений, содержащихся в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.
Независимо от принятого в организации порядка учета работ по нарядам и распоряжениям факт допуска к работе должен быть зарегистрирован записью в оперативном документе, в котором в хронологическом порядке оформляются события и действия по изменению эксплуатационного состояния оборудования электроустановок, выданные (полученные) команды, распоряжения, разрешения, выполнение работ по нарядам, распоряжениям, в порядке текущей эксплуатации, приемка и сдача смены (дежурства) (далее - оперативный журнал).
При выполнении работ по наряду в оперативном журнале производится запись о первичном и ежедневных допусках к работе.
В соответствии с п.46.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, командирующая организация в сопроводительном письме должна указать цель командировки, а также работников, которым будет предоставлено право выдачи наряда, права быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также подтвердить группы этих работников.
В соответствии с п.46.7 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, командирующая организация несет ответственность за соответствие присвоенных командированному персоналу групп и прав, предоставляемых ему в соответствии с пунктом 46.3 Правил, а также за соблюдение им Правил.
Согласно п.46.8 указанных Правил, организация, в электроустановках которой производятся работы командированным персоналом, несет ответственность за выполнение предусмотренных мер безопасности выполнения работ в электроустановках, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током рабочего и наведенного напряжения электроустановки, и допуск к работам.
В соответствии с п.46.9 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, подготовка рабочего места и допуск командированного персонала к работам в электроустановках проводятся в соответствии с Правилами и осуществляются работниками организации, в электроустановках которой производятся работы.
На ВЛ всех уровней напряжения допускается совмещение ответственным руководителем или производителем работ из числа командированного персонала обязанностей допускающего в тех случаях, когда для подготовки рабочего места требуется только проверить отсутствие напряжения и установить переносные заземления на месте работ без оперирования коммутационными аппаратами.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и вина ООО «УК «Жилищник» в его совершении подтверждается исследованными должностным лицом административного органа и судьей доказательствами :
-обращением гражданина ФИО5 в ГЖИ ... о проведении законности проверки (испытаний) электроустановки в период с **.**,** по **.**,** по адресу: ... (л.д.105);
- протоколом № ** от **.**,** по делу об административном правонарушении, из которого следует, что старшим государственным инспектором Кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказ Минэнерго России от 13.01.2003 года №6 и п.46.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ, в частности, отсутствие оперативного журнала; отсутствие ведения в нем учетных записей о работах по проведению испытаний измерений электрических сетей; отсутствие необходимых документов командирующей организации, предоставляемых перед началом работ организации, в электроустановках которой производятся работы; допуск последней командированного персонала работников к выполнению работ в условиях отсутствия упомянутой документации( л.д.113-116);
- техническим отчетом № ** от **.**,**, из которого следует, что по заказу ООО «УК «Жилищник» была проведена проверка параметров электробезопасности на соответствие требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказ Минэнерго России от 13.01.2003 года №6, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328н, ГОСТИ Р 50571.16-2007, ГОСТ 12.1.030-81, СО-153-34.21.122-2003, ГОСТ 50345-2010 и др. (л.д.26-49);
- договором № П/03/05 от **.**,** на техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов, заключенным между ООО «УК «Жилищник» и ООО «ДК Эксплуатация», из которого следует, что по настоящему договору подрядчик (ООО «ДК «Экспулатация») по поручению заказчика обязуется оказать услуги/выполнить работы по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе и многоквартирного дома по ..., по выполнению электроизмерительных работ (п.1.1.3 договора) (л.д.50-101);
- актом осмотра технической документации ООО «УК «Жилищник» от **.**,** по обращению ФИО5, проживающего по ..., из которого явствует, что в ходе осмотра были выявлены нарушении правил и норм в области электроэнергетики, в том числе, охраны труда при проведении испытаний и измерений в электроустановке указанного жилого дома (л.д.110).
Допустимость и достоверность перечисленных доказательств ООО «УК «Жилищник» не оспаривается, у судьи сомнения не вызывает.
Процедура привлечения ООО «УК «Жилищник» к административной ответственности не нарушена.
Так, судья считает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ.
Нарушений требований закона при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа не допущено, поскольку в нем верно указаны время, место совершения административного правонарушения и иные фактические обстоятельства дела.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а именно в 10.00 часов **.**,**, законный представитель ООО «УК «Жилищник»- генеральный директор предприятия ФИО6 был извещен надлежащим образом- путем направления заказным почтовым отправлением уведомления по юридическому адресу предприятия: ... (л.д.108-109). Данное уведомление получено юридическим лицом заблаговременно- **.**,**, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления с трек-номером 650002 38 00366 5 согласно данным официального сайта Почты России (л.д.).
Доводы ООО «УК «Жилищник» о невыполнении должностным лицом административного органа обязательных предшествующих составлению протокола мероприятий, вытекающих из требований Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля», являются несостоятельными, поскольку действия должностного лица по проверке документов юридического лица были выполнены после возбуждения дела об административном правонарушении с целью установления всех обстоятельств нарушения, т.е. соответствующие действия должностное лицо осуществляло в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении, а не в качестве мероприятия по осуществлению государственного контроля(надзора)- внеплановой проверки.
На основании исследованных доказательств судьей установлено, что юридическое лицо ООО «УК «Жилищник» не в полном объёме соблюдает установленные действующим законодательством в области электроэнергетики правила эксплуатации электроустановок, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Суд квалифицирует действия ООО «УК «Жилищник» по ст. 9.11 КоАП РФ, как нарушение правил эксплуатации электроустановок.
Судья отмечает? что ходе судебного разбирательства юридическое лицо доказательств проведения соответствующих мероприятий по эксплуатации электроустановки без нарушений требований обязательных правил не представило.
Судья отклоняет довод общества об отсутствии состава правонарушения, основанный на том, что поскольку работы по испытанию проводились на электроустановке напряжением менее 1000 В, то требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 не регулируют вопросы эксплуатации электроустановок и пользования электрической энергией в данном случае, поскольку из буквального содержания п.1.1.2 данных Правил явствует, что они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, и только в отношении граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители), включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ч.3 ст.4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает фактическое признание вины, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий, и с учетом указанных обстоятельств, считает возможным назначить ООО «УК «Жилищник» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.9.11 КоАП РФ.
При этом, суд не может согласиться с доводами защитников юридического лица, просивших оценить допущенное обществом правонарушение как малозначительное и применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствовавших ООО «УК Жилищник» выполнить нормы законодательства Российской Федерации в области регулирования эксплуатации электроустановок не установлено.
Доводы общества о том, что выявленные нарушения носят в основном документальный характер и привести к опасным последствиям не могут, судья отклоняет, поскольку убежден, что пренебрежительное отношение юридического лица к требованиям законодательства об эксплуатации электроустановок, их несоблюдение влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем, ответственность за совершение правонарушения наступает вне зависимости от причинения вреда, ущерба и негативных последствий.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. По смыслу указанной статьи категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
С учетом изложенного, а также особенностей состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, значимости общественных отношений, являющихся объектом данного административного правонарушения, судья не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая цели административного наказания, изложенные в ст.3.1 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, суд считает необходимым назначить виновному административное наказание в виде административного штрафа в соответствии в размере 20000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Жилищник» (ИНН 4205214593, ОГРН 1114205000733), привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Разъяснить ООО «УК «Жилищник» порядок исполнения наказания в виде штрафа.
Согласно ст. 32.2. КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.31.5 КоАП РФ, с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Перечислить штраф УФК по Кемеровской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с 04391055300), ИНН: 4200000206, КПП 420501001, номер счета получателя платежа: 40101810400000010007 в Банк Отделение Кемерово, БИК: 043207001, Код ОКТМО: 32701000; КБК: 49811641000016000; УИН 49842051912140305618, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья : Петрова Н.В.