№ 44г-64/2017
Суд первой инстанции: Ястребова Ю.В.
Суд апелляционной инстанции: Губаревич И.И. (председательствующий, докладчик), Малиновская А.Л., Носков П.В.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
суда кассационной инстанции
г. Иркутск 16 октября 2017 года
Президиум Иркутского областного суда в составе:
председательствующего: Ляхницкого В.В.
членов президиума: Новокрещенова Н.С., Симанчевой Л.В., Трапезникова П.В.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрел гражданское дело по иску Демидовой Надежды Александровны к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об определении размера среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определении размера причитающегося ежемесячного пособия по уходу за ребенком, взыскании разницы между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком и размером положенных выплат, по кассационной жалобе Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Бадлуевой Е.Б., суд кассационной инстанции
установил:
Демидова Н.А. обратилась в суд с иском и просила определить размер её среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 749,66 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 9 115,86 руб., взыскать с ответчика разницу между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и размером положенных выплат пособия в сумме 87 312,67 руб. В обоснование иска указала, что в период с 23 октября 2014 года по 8 февраля 2016 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Расчетными периодами для назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются 2012-2013 годы. В этот период её работодателем являлось ООО «Строительно-Монтажная Компания» (ООО «СМК»). Полагала, что размер её среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 749,66 руб. (104 952 руб. / 140 дней). В октябре 2014 года она обратилась в Филиал № 9 ФСС РФ в г. Братске с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с недостаточностью денежных средств на счетах работодателя ООО «СМК» в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета. Ежемесячное пособие определено Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске в размере 3 349,62 руб. в 2014 году, 3 533,84 руб. в 2015-2016 годы. Пособие было начислено и выплачивалось ей на основании данных по запросу в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; тогда как справки, предоставленные ею с места работы о сумме заработной платы за 2 календарных года к сведению приняты не были. При расчете ежемесячного пособия Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске не принято во внимание решение Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу № 2-2235/2014, вступившее в законную силу, которым был определен размер пособия по беременности и родам, подлежащий выплате работодателем в размере 104 952,40 руб., при этом расчет пособия по беременности и родам при рассмотрении дела был произведен третьей стороной Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2016 года исковые требования Демидовой Н.А. удовлетворены частично. Размер среднего дневного заработка для исчисления размера ежемесячного пособия Демидовой Н.А. по уходу за ребенком до 1,5 лет определен в размере 749,66 руб., размер причитающегося Демидовой Н.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определен в размере 9 115,86 руб., с ГУ – Иркутского регионального отделения ФСС РФ в пользу Демидовой Н.А. взыскана разница между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и размером положенных выплат данного пособия в сумме 87 244,43 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 января 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение.
Определением судьи Иркутского областного суда Бадлуевой Е.Б. от 4 октября 2016 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела в кассационном порядке.
Президиум Иркутского областного суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, президиум Иркутского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права судами были допущены.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, а также условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее, Федеральный закон № 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 данного Закона предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
Пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ на страхователя возложена обязанность по выдаче застрахованному лицу справки о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 182н утвержден Порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись (далее, Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.
Из приведенных нормативных положений следует, что размер среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен быть исчислен исключительно из сумм заработка, на которые начислены страховые взносы, сведения отраженные в справке, выданной в соответствии с Порядком, должны соответствовать отчетности, предоставленной страхователем в контролирующие органы.
Частью 7.2 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами государственных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими административными регламентами.
Предоставление государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае отсутствия возможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2014 года № 653н (далее, Административный регламент № 65Зн).
Пунктом 45 Административного регламента № 65Зн определено, что основанием для начала административной процедуры (действий) (запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях) является непредставление заявителем по собственной инициативе справки (справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и подача в территориальный орган Фонда лично либо через представителя заявления о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, указанного в пункте 13 настоящего Административного регламента, в случае, если заявитель не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам.
Как установлено судом, 8 апреля 2015 года Демидовой Н.А.. в ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования филиал № 9 в г. Братске было подано заявление о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по форме, предусмотренной Приложением № 2 к Административному регламенту № 65Зн. Кроме этого ею было представлено заявление о направлении запроса в Пенсионный фонд Российской Федерации для предоставления данных о размере заработной платы, на которую её работодателем были начислены страховые взносы за период 2012-2013 годы. На основании представленных Пенсионным фондом Российской Федерации сведений Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске Демидовой Н.А. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 3 240,03 руб., исходя из заработной платы за 2012 год в размере 84 952,81 руб., за 2013 год в размере 109 820,09 руб., в соответствии с условиями статьи 11.2, пунктов 3, 5.1, 5.2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ из среднедневного заработка 266,45 руб.
В связи с тем, что расчетная сумма пособия оказалась меньше суммы минимального размера пособия в месяц, установленного статьей 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», для назначения пособия до 31 декабря 2014 года была взята сумма 3 349,62 руб., с 1 января 2015 года по 31 января 2016 года – 3 533,84 руб., с 1 февраля 2016 года – 3 781,21 руб.
Вместе с тем, судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования и определяя средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 749,66 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 9 115,86 руб., полагали, что суммы заработной платы истца в 2012 году в размере 142 000 руб., в 2013 году – 406 000 руб. были установлены судом по ранее рассмотренному гражданскому делу № 2-2235/2014.
По гражданскому делу № 2-2235/2014 по иску Демидовой Н.А. к ООО «СМК» решением Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года взысканы задолженность по заработной плате, по оплате отпуска, денежная компенсация за задержку выплат, пособие по беременности и родам, компенсация морального вреда. При этом судом средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 749,66 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 9 115,86 руб. исчислены на основании расчета (лист дела № 2-2235/2014 17 том 1), представленного истцом, с указанием размера заработной платы за 2012 год – 142 000 руб., за 2013 год – 406 000 руб. Доказательства того, что именно эти суммы заработной платы указаны страхователем в справке, выданной застрахованному лицу, о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, не были представлены, судом при рассмотрении дела не установлены. Более того, в справке (листы дела № 2-2235/2014 108-110 том 3) от 27 августа 2017 года, выданной генеральным директором ООО «СМК» Г. , сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством или сумма заработной платы, выплат и вознаграждений, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», у Демидовой Н.А. за 2012 год составляет 78 213,72 руб., за 2013 год – 109 820,09 руб. Таким образом, данные этой справки соответствуют сведениям, полученным Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске из Пенсионного фонда Российской Федерации и положенным в основание расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, назначенного Демидовой Н.А.
В силу указанного не имеется оснований считать установленными судом при рассмотрении гражданского дела № 2-2235/2014 и обязательного в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства относительно размера заработной платы Демидовой Н.А. за 2012-2013 годы на основании только представленного ею расчета и вопреки справке работодателя.
Допущенное судом первой инстанции нарушение судом апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда не устранено.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции находит нужным отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
кассационную жалобу Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить в части.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 января 2017 года по данному гражданскому делу отменить.
Направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Председательствующий В.В. Ляхницкий