№ 16-1962/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 26 мая 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Восточная Стивидорная Компания» Шепчугова И.П. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 2 июля 2020 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 сентября 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восточная Стивидорная Компания» (далее – ООО «ВСК»)
у с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № 15-357/2020 от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 сентября 2020 года, решением судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года юридическое лицо – ООО «ВСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «ВСК» Шепчугов И.П. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника ООО «ВСК» Шепчугова И.П., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Из части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Из материалов дела следует, что в отношении ООО «ВСК», осуществляющего хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>», в период с 18 марта 2020 года по 8 мая 2020 года ДВМУ Росприроднадзора с привлечением специалистов ФГБУ «ТОтехмордирекция», филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю проведена плановая выездная проверка на основании приказов исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприродназора от 11 марта 2020 года № 240-КНД, от 12 марта 2020 года № 211, от 21 апреля 2020 года № 368.
В ходе проверки установлено, что хозяйственно-бытовые сточные воды от административно-бытовых помещений ООО «ВСК» сбрасываются в сети ООО «Врангель Водосток» п. Врангель по договору. Поверхностные сточные воды с производственной территории ООО «ВСК» направляются в аккумулирующую емкость объемом 50,0 м?, откуда перекачиваются на установку для очистки поверхностных сточных вод типа ЭКО-Л, в которой сточная вода проходит пять стадий очистки, затем поднимается до уровня выпускающего коллектора и стекает в канализацию, далее сбрасывается по выпуску № 1 в б. Врангеля. Также для сброса поверхностных сточных вод с производственной территории ООО «ВСК» используются выпуски № 2, 3, 4.
Поверхностные сточные воды, сбрасываемые по каждому ливневому каналу, очищаются на фильтрующем патроне с комбинированной загрузкой для очистки сточных вод от СПАВ, нефтепродуктов, жиров и масел. После очистки на фильтрующем патроне сточная вода поступает в общий ливневой коллектор и далее сбрасывается по выпускам № 2, 3, 4 в б. Врангеля залива Находка Японского моря. Учет объема сточных вод, сбрасываемых в водный объект по выпускам № 2, 3, 4 (поверхностных дождевых и талых сточных вод) ведется расчетным методом согласно проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС) в водные объекты.
В ходе проверки 18 марта 2020 года специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» был произведен отбор хозяйственно-бытовых сточных вод ООО ВСК» от выпуска № 1.
Согласно экспертному заключению от 23 апреля 2020 года № 057/2020 в пробе № 1 - хозяйственно-бытовые сточные воды от выпуска № 1 ООО «ВСК» зафиксировано превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, установленных приказом Амурского водного бассейнового управления от 3 марта 2016 года № 05007/62 по содержанию взвешенных веществ в 2,8 раза, нефтепродуктов в 6 раз, железа общего в 44 раза, фенолов в 9 раз, нитрат-ионов в 2,6 раза.
С учетом указанных обстоятельств, сброс сточных вод в б. Врангеля ООО «ВСК» осуществляет с превышением установленных допустимых концентраций вредных веществ, что является нарушением требований статей 22, 23, 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
По результатам проведенной проверки составлен акт от 8 мая 2020 № 240-КНД.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО «ВСК» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие ООО «ВСК» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей обществом не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В жалобе защитник ООО «ВСК» указывает о том, что при отборе проб, проведенном специалистом ЦЛАТИ с участием государственного инспектора и представителя общества, понятые не привлекались, видеозапись не осуществлялась, в связи с чем, отбор проб сточных вод был произведен с нарушением процедуры, установленной статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а следовательно, экспертное заключение от 23 апреля 2020 года № 057/2020 не может являться доказательством по делу.
Однако с такими доводами жалобы согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса. Изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Данный порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Однако из установленных по делу обстоятельств следует, что отбор хозяйственно-бытовых сточных вод выполнялся в рамках проверки, проведенной в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором не содержится требований о порядке отбора проб, об обязательном участии понятых, или применения видеозаписи.
Положения статей 26.5 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неприменимы, поскольку производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее.
Таким образом, достоверность сведений, содержащихся в протоколах отбора проб хозяйственно-бытовых сточных вод, сбрасываемых в б. Врангеля после очистки от 18 марта 2020 года и заключении ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 23 апреля 2020 года № 58/2020, сомнений не вызывает, оснований для признания данных доказательств недопустимых, по делу не имеется.
Вопреки доводам жалобы, ошибочная ссылка судьи краевого суда на постановление Правительства Российской Федерации № 728 от 22 мая 2020 года «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», с учетом указанных выше доводов, не влечет отмены принятых по делу актом.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ВСК» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено ООО «ВСК» с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.14 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 2 июля 2020 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 9 сентября 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 15 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Восточная Стивидорная Компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шепчугова И.П. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко