НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2022 № 88-1889/2022

I инстанция – Меньшова О.А.

II инстанция – Климова С.В., Дегтерева О.В. (докладчик), Рачина К.А.

Дело №88-31877/2021

Уникальный идентификатор дела 77RS0019-02-2021-005046-04

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2022 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Матушкиной Н.В.,

судей Бибеевой С.Е., Байбакова М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы к Патракеевой Светлане Николаевне о взыскании неправомерно полученных денежных средств (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1848/2021)

по кассационной жалобе Патракеевой Светланы Николаевны на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2021 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения Патракеевой Светланы Николаевны, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы ФИО8, возражавшей против доводов жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Управление социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы обратилось в суд с иском к Патракеевой С.Н. о взыскании неосновательного обогащения в размере 160503 руб. 45 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что Патракеева С.Н. неправомерно получала региональную социальную доплату в сумме 160503,45 руб. за период с 01.05.2018 по 31.08.2020 в связи с несвоевременным сообщением о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве генерального директора и единственного учредителя ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017.

Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2021 года, исковые требования удовлетворены. С Патракеевой С.Н. в пользу Управления социальной защиты населения Северо-восточного административного округа города Москвы взысканы денежные средства в размере 160503 руб. 45 коп., а также государственная пошлина в доход бюджета города Москвы в размере 4410 руб. 07 коп.

В кассационной жалобе Патракеева С.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в спорный период, а также с даты государственной регистрации юридического лица по настоящее время, общество не приступало к фактической деятельности. При этом сам по себе факт приёма на работу (или назначения на должность) без её фактической оплаты не является для Пенсионного Фонда Российской Федерации правовым основанием считать данного пенсионера фактически осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию. Судами не учтено, что в Пенсионный Фонд Российской Федерации от ООО «Корпорация-ЖКХ» поступали сведения по форме СЗВ-М в отношении Патракеевой С.Н., однако заработная плата ей в ООО «Корпорация-ЖКХ» не начислялась и не выплачивалась в связи с отсутствием фактической деятельности данной организации, и соответственно, не начислялись и не выплачивались в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Полагает, что судами также дано неправильное толкование подпункта «г» пункта 33 «Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП, ввиду признания ими неправомерной выплаты Патракеевой С.Н. региональной социальной доплаты к пенсии в период с 01.05.2018 по 31.08.2020 исключительно по формальным признакам.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Патракеева С.Н. является пенсионером с 27 августа 2012 года, размер страховой пенсии составил 12652,25 руб.

С 01.07.2016 ответчик получала региональную социальную доплату к пенсии как неработающий пенсионер, в связи с поступлением сведений о периодах отчисления страховых взносов с 03.2016 по 07.2017, начисление региональной социальной доплаты к пенсии было приостановлено с 01.10.2017, поскольку установлено получение дохода от зарплаты в ООО ЧОП «Карат-7».

Решением №621 от 31.01.2018 определена переплата средств городского бюджета в размере 2314,49 руб., возмещенная ответчиком 21.03.2018.

04.04.2018 Патракеева С.Н. повторно обратилась в МФЦ района «Марфино» за предоставлением государственной услуги «Назначение региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам», в связи с прекращением трудовой деятельности, представив при обращении трудовую книжку с записью об увольнении 31.03.2018 (работодатель ООО ЧОП «Карат-7»).

С учетом предоставленных документов и полученной информации об отсутствии трудовой и иной деятельности после 31.03.2018, Патракеевой С.Н., в соответствии с «Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии» (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 №1268-ПП, как неработающему пенсионеру, повторно была назначена региональная социальная доплата к пенсии с 01.05.2018.

В личном деле Патракеевой С.Н. имеется расписка-уведомление от 04.04.2018, заверенная личной подписью ответчика, о необходимости извещения органов социальной защиты населения обо всех обстоятельствах, влекущих за собой изменение выплаты в течение 10 календарных дней.

С 01.09.2020 начисление региональной социальной доплаты к пенсии Патракеевой С.Н. было приостановлено в связи с поступлением из ГУ-ГУ ПФР в электронном виде сведений о страховых периодах с 05.2019 по 06.2020, а также сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с указанием периода выполнения оплачиваемых услуг в ООО ЧОП «Карат-7» с 01.01.2017 по 31.12.2017 и ООО «Корпорация-ЖКХ» с 01.03.2018 по 31.12.2019.

08.10.2020 УСЗН СВАО г.Москвы в адрес ответчика было направлено уведомление о приостановке начислений региональной социальной доплаты.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлена регистрация Патракеевой С.Н. в налоговом органе в качестве генерального директора и единственного учредителя ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017.

Решением УСЗН № 1011 от 26.10.2020 установлен факт регистрации в качестве генерального директора ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017 Патракеевой С.Н. и выявлено неправомерное получения средств городского бюджета, с рекомендацией обращения в Отдел для решения вопроса о возмещении переплаты в добровольном порядке за период с 01.05.2018 по 31.08.2020 в общей сумме 160503,45 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировала Управления социальной защиты населения СВАО г.Москвы об обстоятельствах трудоустройства в качестве генерального директора ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017 при повторной подаче заявления о назначении РСД.

Кроме того, в силу положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Патракеева С.Н., являясь генеральным директором и страховым агентом по агентскому договору, относилась к субъектам обязательного пенсионного страхования как застрахованное (работающее) лицо.

При этом суд указал, что сам по себе факт отсутствия у ответчика дохода от соответствующего вида деятельности не дает оснований для признания ее неработающим пенсионером.

Кроме того, Патракеева С.Н. после приостановления выплаты РСД с 1 октября 2017, повторно подала заявление 1 апреля 2018 г. о предоставлении региональной социальной доплаты и подписала памятку - письменное обязательство, однако обязательство не выполнила и при подаче заявления сведения о работе в УСЗН не сообщила.

Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не усмотрел, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением при подаче заявления на РСД, ответчиком не исполнена.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит к неработающим пенсионерам пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст.7 названного закона, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее -Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.

В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:

а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;

б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);

в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.

Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).

Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с 01.09.2020 начисление региональной социальной доплаты к пенсии Патракеевой С.Н. было приостановлено в связи с поступлением из ГУ-ГУ ПФР в электронном виде сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с указанием периода выполнения оплачиваемых услуг в ООО ЧОП «Карат-7» с 01.01.2017 по 31.12.2017 и ООО «Корпорация-ЖКХ» с 01.03.2018 по 31.12.2019.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлена регистрация Патракеевой С.Н. в налоговом органе в качестве генерального директора и единственного учредителя ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017.

Довод жалобы о том, что в спорный период ООО «Корпорация ЖКХ» не приступало к фактической деятельности, опровергается установленными выше обстоятельствами дела.

Более того, поскольку Патракеева С.Н. являлась генеральным директором и единственным учредителем ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017, то именно она должна была организовывать деятельность общества и выплачивать заработную плату себе как директору общества. В случае отсутствия фактической деятельности общества именно Патракеева С.Н. имела возможность и должна была либо ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «Корпорация ЖКХ» и исключить запись о нем из ЕГРЮЛ, либо назначить директором общества другое лицо.

Вопреки доводам жалобы, постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПГ1 и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ не указывают на получение дохода как на обязательное условие для признания пенсионера работающим.

Так, в пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указаны основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Следовательно, юридически значимым обстоятельством является то, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

В период работы генеральным директором ООО «Корпорации ЖКХ» Патракеева С.Н. в силу статей 15, 133-139 Трудового кодекса Российской Федерации должна была получать заработную плату, и потому подлежала обязательному пенсионному страхованию.

При изложенных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы об отсутствии деятельности юридического лица и неполучении дохода несостоятельны, поскольку не опровергают факта участия Патракеевой С.Н. в ООО «Корпорации ЖКХ», осуществления трудовой деятельности на должности генерального директора в данном обществе.

Кроме того, Патракеева С.Н. приняла на себя обязательство сообщать в течение 10 календарных дней в отдел социальной защиты населения АО города Москвы обо всех изменениях, влияющих на право получения государственной услуги и (или) ее размер, в том числе, поступление на оплачиваемую работу, получение документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и других обстоятельствах, что подтверждается распиской-уведомлением от 04.04.2018 (л.д.28).

Однако, являясь генеральным директором и единственным учредителем ООО «Корпорация ЖКХ» с 01.11.2017, и осознавая эти обстоятельства, Патракеева С.Н. не сообщила о них в отдел социальной защиты населения города Москвы, производящий выплаты региональной социальной доплаты, то есть нарушила принятое на себя обязательство.

В связи с вышеизложенным суды правомерно не усмотрения оснований, предусмотренных ст. соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а :

решение Останкинского районного суда г. Москвы от 29 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Патракеевой Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи