Дело № 88-2233/2022
УИД 77MS0123-01-2021-001502-10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 февраля 2022 г. г. Москва
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеева С.Е., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания, гражданское дело № 2-497/2021-123 по иску Государственного казенного учреждения города Москвы Центра занятости населения города Москвы к Гильмановой Зиле Раифовне о взыскании социальных выплат по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения города Москвы Центра занятости населения города Москвы на апелляционное определение Кузьминского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2021 г.,
у с т а н о в и л:
ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы обратилось в суд с иском к Гильмановой З.Р. о взыскании 35 807,57 руб. в счет возврата пособия по безработице и выплаченной суммы материальной поддержки в период с 11.04.2017 по 27.04.2017 и с 02.09.2019 по 17.12.2019.
Требования мотивированы тем, что Гильманова З.Р. была признана безработной в Отделе трудоустройства «Лефортово» ГКУ ЦЗН с 25.01.2017 в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Ответчику был определен размер пособия по безработице приказом от 31.01.2017, и с 25.01.2017 по 24.07.2017 составлял 850 руб., на указанный период ответчику была назначена доплата к пособию в сумме 850 руб. ежемесячно и дополнительная материальная поддержка в виде компенсации к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта в размере 1 275 руб. ежемесячно. Гильмановой З.Р. без уважительных причин нарушались сроки перерегистрации, выплаты приостанавливались, и с 11.05.2017 ответчик была снята с учета. Впоследствии с 06.08.2019 ответчик вновь была признана безработной с назначением выплаты пособия с 6.08.2019 по 5.08.2020 в размере 11 280 руб. ежемесячно с доплатой 850 руб. и дополнительной материальной поддержки в виде компенсации к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта в размере 1 385 руб. ежемесячно. В связи с нарушением сроков перерегистрации выплаты пособия ответчику приостанавливались, и с 1.09.2019 ответчик была снята с учета в связи с признанием ее занятой. Впоследствии истцом было обнаружено, что Гильманова Р.З. работала в то время, когда она состояла на учете в качестве безработной, то есть незаконно получила пособие по безработице и материальную поддержку в периоды с 11.04.2017 по 27.04.2017 и с 2.09.2019 по 17.12.2019. Уведомление от 10.01.2020 на возврат полученной из федерального бюджета суммы в размере 28 478,97 руб. и 5 642,76 руб., полученных из бюджета города Москвы, оставлено ответчиком без удовлетворения. Уведомление от 28.02.2020 на возврат полученной из федерального бюджета суммы в размере 481,67 руб. и полученной суммы из бюджета города Москвы в размере 1 204,17 руб., также ответчиком проигнорировано.
Решением мирового судьи судебного участка № 123 Рязанского района г. Москвы от 12 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены, постановлено: Взыскать с Гильмановой З.Р. в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы Центра занятости населения города Москвы денежные средства в размере 35 807 руб. 57 коп. Взыскать с Гильмановой З.Р. государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере 1 274 руб. 23 коп.
Апелляционным определением Кузьминского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2021 г. решение мирового судьи судебного участка № 123 Рязанского района г. Москвы от 12 апреля 2021 г. изменено. С Гильмановой З.Р. в пользу Государственного казенного учреждения города Москвы Центра занятости населения города Москвы взысканы денежные средства в размере 5 289 руб. 84 коп., государственная пошлина в доход бюджета города Москвы в размере 400 руб.
В кассационной жалобе представителем истца ГКУ ЦЗН г. Москвы - Клычевой Ю.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного. В обоснование несогласия с судебным постановлением указывает на неверное применение норм материального права, неверную оценку установленным обстоятельствам.
От Гильмановой З.Р. поступил письменный отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы, оснований для его отмены не усматривается.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не могут быть признаны безработными граждане, считающиеся занятыми.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В силу п. 1 ст. 13 Закона г. Москвы от 1.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве", безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде: компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гильманова З.Р. с 25.01.2017 поставлена на учет в качестве безработного гражданина в отделе трудоустройства "Лефортово" ГКУ ЦЗН, признана безработной Приказом отдела трудоустройства «Лефортово» ГКУ г. Москвы ЦЗН Москвы № 031Д587/174 от 31.01.2017, и приказом № 031П588/174 ей назначено пособие по безработице с 25.01.2017 в размере 850 руб. с 25.01.2017 по 24.07.2017.
Приказом № 031Л593/174 от 31.01.2017 Гильмановой З.Р. назначена выплата дополнительной материальной поддержки в сумме 850 руб. за указанный период. Также Приказом № 031Л/591/174 от 31.01.2017 ответчику установлена доплата в виде компенсации к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта в сумме 1 275 руб. за период с 25.01.2017 по 24.07.2017.
При постановке на учет ответчик письменно проинформировал ГКУ ЦЗН о том, что не имеет работы и заработка, не является учредителем (участником) юридического лица, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения) обязался сообщить об этом в органы службы занятости.
Ответчик письменно предупреждался о том, что в случае обнаружения факта (либо попытки) получения пособия обманным путем (в том числе сокрытия факта трудоустройства, участия в деятельности юридических лиц, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Сумма пособия, полученного обманным путем, подлежит возврату в добровольном или в судебном порядке.
На основании приказов ГУ ЦЗН от 12.05.2017 были приостановлены выплаты пособия и иных компенсаций в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказами Отдела трудоустройства «Лефортово» ГКУ г. Москвы ЦЗН Москвы от 14.08.2017 ответчик была снята с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», выплаты пособий и иных мер поддержки прекращены.
Согласно ответу на запрос ООО «СМУ-25 Метростроя», Гильманова Р.З. работала в данной организации с 11.04.2017 по 10.05.2017, уволена по собственному желанию.
При этом в период с 28.04.2017 по 24.07.2017 выплаты были приостановлены.
Таким образом, согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ответчик относился к категории занятых граждан в период нахождения на учете в качестве безработного, поскольку работал в ООО «СМУ- 25 Метростроя» в должности специалиста сметного отдела, и социальные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Законом г. Москвы от 1.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве", выплачены неправомерно за период после 11.04.2017 по 10.05.2017.
Из представленной справки-расчета требований видно, что истцом начислены выплаты 27.04.2017 в общей сумме 2 280,84 руб. за 23 дня с 5.04.2017 по 27.04.2017, то есть за период с 11.04.2017 по 27.04.2017 сумма составляет 1 685,84 руб. за 17 дней, и подтверждается представленным истцом расчетом.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца относительно заявленных требований за указанный период, со стороны ответчика представлено не было. Оснований для освобождения ответчика от возврата указанной суммы судом не установлено.
Ответчик была вновь признана безработной на основании приказа ГКУ ЦЗН в отделе трудоустройства "Лефортово" от 14.08.2019 с момента обращения 6.08.2019, категория граждан - предпенсионного возраста.
Приказами от 14.08.2018 ей назначены пособие по безработице в размере 850 руб., и дополнительная материальная поддержка в виде компенсации к пособию за пользование услугами городского общественного транспорта в размере 1 385 руб., определен период выплаты с 6.08.2019 по 5.08.2020.
На основании приказов ГУ ЦЗН от 23.09.2019 были приостановлены выплаты пособия и иных компенсаций в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Приказами от 10.01.2020 ответчик был снят с учета в качестве безработного в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст.2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (неявка на назначенное посещение на 23.09.2019).
Приказом № 010П1964/204 от 10.01.2020 Гильмановой З.Р. прекращены выплаты пособия по безработице с 1.09.2019. Приказом № 010Л/1968/204 от 10.01.2020 прекращена выплата дополнительной материальной поддержки с 1.09.2019.
Истец требовал к взысканию суммы выплаченных пособий за период с 2.09.2019 по 17.12.2019, при этом Гильманова З.Р. снята с регистрационного учета на основании приказа № 01 ОД1972/204 от 10.01.2020 по основанию: самостоятельное трудоустройство.
Однако согласно ответу на запрос ООО «ВИДЖО», Гильманова Р.З. работала в данной организации с 2.09.2019 по 9.10.2019, на основании договора подряда, получила денежные средства.
Таким образом, согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ответчик относился к категории занятых граждан в период нахождения на учете в качестве безработного, поскольку заключила с ООО «ВИДЖО» договор подряда, и в данный период получала социальные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Законом г. Москвы от 1.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве".
Из представленного договора подряда № ЗК-2 от 2.09.2019 видно, что период выполнения работы подрядчиком Гильмановой З.Р. для заказчика ООО «ВИДЖО» составлял с 2.09.2019 по 30.09.2019. То есть, оснований считать ответчика трудоустроенным для снятия с регистрационного учета 10.01.2020 за более ранний период с 1.09.2019 у истца оснований не имелось.
Исходя из расчета истца, сумма денежных средств, перечисленных ответчику в период с 2.09.2019 по 30.09.2019 составил 3 604 руб., и подтверждается представленным истцом расчетом.
Каких-либо объективных доводов, свидетельствующих о неправомерности произведенного истцом расчета, либо иного расчета, ответчиком не представлено.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, и удовлетворяя в полном объёме исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма полученных пособий и мер социальной поддержки, выплаченных ответчику в период, когда она фактически получала доход, должна быть возвращена.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия указала, что мировой судья, разрешая спор, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами, однако неверно определил период взыскания. Ввиду этих обстоятельств решение суда первой инстанции было изменено, с Гильмановой З.Р. в пользу истца взысканы денежные средства в размере 5 289 руб. 84 коп., в остальной части иска отказано; с Гильмановой З.Р. взыскана государственная пошлина в доход бюджета города Москвы в размере 400 руб. Судебная коллегия указала, что взыскиваемая с ответчика сумма - 5 289,84 руб. состоит из суммы, выплаченной ответчику в период работы с 11.04.2017 по 27.04.2017, в размере 1 685,84 руб., и выплаченной ответчику в период работы с 2.09.2019 по 30.09.2019, в размере 3 604 руб.
Доводы кассационной жалобы не указывают на допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм права, направлены на повторное исследование обстоятельств и переоценку имеющихся доказательств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Содержащиеся в отзыве Гильмановой З.Р. на кассационную жалобу исковые требования рассмотрению в кассационном порядке не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л:
апелляционное определение Кузьминского районного суда г. Москвы от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы Центра занятости населения города Москвы – без удовлетворения.
Судья С.Е. Бибеева