НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 № 2-3614/2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13954/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 27 июля 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Латушкиной С.Б., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3614/2022, УИД 22RS0013-01-2022-004948-20 по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю к Прядченко Юлии Александровне, Шихалевой Елене Юрьевне о взыскании денежных средств,

по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к Прядченко Ю.А., Шихалевой Е.Ю., просило взыскать с ответчиков 22465 руб. 65 коп. в возмещение причиненного материального ущерба.

Требования мотивированы тем, что в период с 23 декабря 2016 г. по 10 мая 2017 г. Прядченко Ю.А. состояла на службе в ФКУ КП-2 УФСИН России в должности главного бухгалтера учреждения, приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 28 апреля 2017 г. переведена на службу в ФКУ ЛИ-8 УФСИН России по Алтайскому краю. Уволена из уголовно - исполнительной системы 26 ноября 2020 г. (приказ УФСИН России по Алтайскому краю от 12 ноября 2020г. , по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет)).

Шихалева Е.Ю. была принята на должность бухгалтера бухгалтерии ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю с 8 февраля 2017 г. (приказ учреждения от 14 февраля 2017 г. ), ознакомлена под роспись с должностной инструкцией. С 14 апреля 2022г. по настоящее время она занимает должность инспектора специального учета отдела специального учета ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю (приказ учреждения от 14 апреля 2022 г. ).

В период с 12 апреля 2021 г. по 6 мая 2021 г. главным ревизором - начальником КРО УФСИН России по Алтайскому краю в ФКУ ИК-З УФСИН России по Алтайскому краю была проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения ФКУ ИК-З УФСИН России по Алтайскому краю.

Согласно акту документальной ревизии от 6 мая 2021 г., ревизионной комиссией КРО УФСИН России по Алтайскому краю было установлено следующее:

Приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 19 ноября 2010 г. Б., инспектору отдела безопасности ФКУ КП-2 по состоянию на 1 декабря 2010 г. установлена выслуга лет 05 лет 03 месяца 00 дней, в апреле 2017 года при переводе из учреждения КП- 2 в учреждение ИК-3 в денежном аттестате была неверно указана выслуга лет на 1 января 2017 г. 12 лет 04 мес. 00 дней (следовало указать 11 лет 04 мес. 00 дней).

На основании приказа начальника учреждения от 26 августа 2021 г. проведена служебная проверка, в отношении сотрудников ФКУ КП-2 по факту неверного отражения в денежном аттестате выслуги лет при переводе Б. из ФКУ КП-2 в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю.

В ходе служебной проверки установлено, что приказом УФСИН России по Алтайскому краю от 19 ноября 2010 г. Б. - инспектору отдела безопасности ФКУ КП-2 по состоянию на 1 декабря 2010г. установлена выслуга лет - 05 лет 03 месяца 00 дней, в апреле 2017 года, при переводе из ФКУ КП-2 в ФКУ ИК-3, в денежном аттестате была неверно указана выслуга лет по состоянию на 1 января 2017г. - 12 лет 04 месяца 00 дней (следовало указать 11 лет 04 месяца 00 дней), в результате чего, с 1 сентября 2019 г. Б. увеличена надбавка за выслугу лет с 20% до 25%. Денежный аттестат от 21 апреля 2017 г. составлен бухгалтером бухгалтерии ФКУ КП-2 Шихалевой Е.Ю. и согласован с главным бухгалтером ФКУ КП-2 Прядченко Ю.А.

Также установлено, что в карточке лицевого счета Б. на 2017 год была неверно указана выслуга лет по состоянию на 1 января 2017г. - 12 лет 04 месяца 00 дней (следовало указать 11 лет 04 месяца 00 дней).

Согласно объяснению Шихалевой Е.Ю. она с февраля 2017 года по июнь 2017 года работала в должности бухгалтера бухгалтерии ФКУ КП-2. По указанию главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ КП-2 Прядченко Ю.А. заполняла карточки лицевых счетов сотрудников и денежный аттестат на Б., но по должностным инструкциям это не входило в ее обязанности. При заполнении карточки лицевых счетов она допустила ошибку, указав в графе «стаж работы» Б. на 1 января 2017 г. 12 лет 4 мес., вместо 11 лет 4 мес. В связи с чем, при заполнении денежного аттестата на Б. она брала данные о стаже службы с карточки лицевых счетов Б. и указала неверные данные на 1 января 2017 г. 12 лет 4 мес. Вину свою признает. Добровольно вносить излишне выплаченные Б. денежные средства отказывается.

Согласно пункту 36 главы 3 должностной инструкции бухгалтера ФКУ КП-2 Шихалевой Е.Ю. в ее обязанности среди прочих входило исполнение трудовых обязанностей, возложенных главным бухгалтером бухгалтерии.

Разделом 3 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии установлена обязанность законно, своевременно и правильно оформлять документы, начислять и выдавать заработную плату, осуществлять контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда работной платы.

16 июля 2021 г. за исх. и 13 сентября 2021 г. за исх. в адрес Прядченко Ю.А. направлены запросы о необходимости направить в адрес учреждения объяснения по выявленному факту, объяснений не поступило.

Причинами и условиями, способствовавшими возникновению данных недостатков, явилось ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны бухгалтера бухгалтерии, главного бухгалтера бухгалтерии, а именно: невнимательность бухгалтера бухгалтерии ФКУ КП-2 Шихалевой Е.Ю. при заполнении карточки учета лицевых счетов и денежного аттестата , неосуществление должного контроля со стороны главного бухгалтера бухгалтерии старшего лейтенанта внутренней службы Прядченко Ю.А., в части неосуществления сверки данных при заполнении карточки учета лицевых счетов и денежного аттестата.

По мнению истца, сумма ущерба подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке, срок для предъявления в суд требований о взыскании материального ущерба не пропущен, поскольку его следует исчислять с даты утверждения заключения служебной проверки в ФКУ КП-2 – 24 сентября 2021г., по результатам которой были установлены виновные лица (ответчики), действия которых повлекли переплату денежного довольствия Б.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г. в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе представитель Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Лемешенко Т.П. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Относительно доводов кассационной жалобы ответчиком Прядченко Ю.А. принесены возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Шихалевой Е.Ю, судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, Прядченко Ю.А. получила судебное извещение 19 июня 2023 г., ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю получило судебное извещение 15 июня 2023 г., УФСИН России по Алтайскому краю – 21 июня 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.

В Восьмой кассационный суд общей юрисдикции от Прядченко Ю.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В удовлетворении заявленного представителем ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ходатайства об участии в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2023 г. отказано.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Нормы, регламентирующие материальную ответственность сторон трудового договора, содержатся в разделе XI Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 232 - 250).

Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, установлены в главе 37 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью первой статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» разъяснено, что в силу части первой статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб возникает в связи с трудовыми отношениями между ними, поэтому дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, в том числе в случае, когда ущерб причинен работником не при исполнении им трудовых обязанностей (пункт 8 части первой статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации), в соответствии со статьей 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Такие дела подлежат разрешению в соответствии с положениями раздела XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса Российской Федерации. По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей, предъявленным после прекращения действия трудового договора, о возмещении ущерба, причиненного работником во время его действия, которые, как следует из части второй статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации, являются индивидуальными трудовыми спорами.

Согласно части третьей статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации «Материальная ответственность работника» урегулированы отношения, связанные с возложением на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе установлены пределы такой ответственности.

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (часть первая статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (статья 239 Трудового кодекса Российской Федерации).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами (статья 241 Трудового кодекса Российской Федерации).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (часть первая статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью второй статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных этим кодексом или иными федеральными законами.

Перечень случаев возложения на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба приведен в статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок определения размера причиненного работником работодателю ущерба предусмотрен статьей 246 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Положениями статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (часть первая).

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (часть вторая).

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно- исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Таким образом, работники уголовно-исполнительной системы разделены на три категории (сотрудники; федеральные государственные гражданские служащие; рабочие и служащие), статус каждой из которых определен по-разному и регулируется различными нормативными актами.

Сотрудники уголовной исполнительной системы, то есть лица, имеющие специальные звания, проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее по тексту также Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

В силу части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 указанного Федерального закона, правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность. Контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и (или) замещении должности в уголовно-исполнительной системе.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018г. №197-ФЗ предусмотрено, что за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации (подпункт 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Рабочие и служащие, являющиеся работниками уголовно-исполнительной системы, но не исполняющие государственные полномочия, состоят с учреждением в трудовых отношениях, которые полностью регулируются трудовым законодательством. Их работодателем является организация, с которой заключен трудовой договор.

Из материалов дела следует, что Прядченко Ю.А. являлась сотрудником уголовно-исполнительной системы, с нею был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе от 20 апреля 2015г. в должности бухгалтера бухгалтерии ФКУ «Колония-поселение № 2» УФСИН России, однако приказом начальника УФСИН России по Алтайскому краю от 26 декабря 2016г. старший лейтенант внутренней службы Прядченко Ю.А. была назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ «Колония-поселение № 2» УФСИН России, в которой состояла до 9 мая 2017г.; с 10 мая 2017г. капитан внутренней службы Прядченко приказом начальника УФСИН России по Алтайскому краю от 28 апреля 2017г. была назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ «ЛИУ № 8 УФСИН России по Алтайскому краю».

Шихалева Е.Ю. состояла в трудовых отношениях с ФКУ «Колония-поселение №2» УФСИН России в качестве служащего, поскольку с нею указанным учреждением был заключен трудовой договор от 8 февраля 2017г., согласно которому она принята на неопределенный срок в бухгалтерию на должность бухгалтера; в этой должности состояла до 18 июня 2017г., а с 19 июня 2017г. была принята там же на должность специалиста по социальной работе в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных по трудовому договору от 19 июня 2017г. Шихалева Е.Ю. сотрудником уголовно- исполнительной системы, либо государственным гражданским служащим не являлась.

На момент рассмотрения настоящего дела обе ответчицы были уволены из уголовно-исполнительной системы.

Предъявляя к Прядченко Ю.А. и Шихалевой Е.Ю. требования о возмещении причиненного материального ущерба в сумме 22465,65 руб., истец исходил из того, что в таком размере была произведена переплата сотруднику уголовно-исполнительной системы Б. надбавки за выслугу лет в период с 1 сентября 2019 г. по 11 сентября 2020 г., поскольку выплата этой надбавки в указанное время производилась в размере 25% оклада месячного денежного содержания, а должна была производиться в размере 20%, так как его выслуга лет составляла 14, а не 15 лет. Надбавка была повышена ему с 1 сентября 2019 г. до 25% процентов, поскольку в личном деле сотрудника имелся оформленный ответчицами денежный аттестат, в котором по состоянию на 1 января 2017 г. была ошибочно указана выслуга лет 12 лет 04 мес., вместо правильной - 11 лет 04 мес.

Факт переплаты в указанной сумме был установлен в результате проведенной ревизии, по результатам которой, как указано в исковом заявлении, ревизионной комиссией КРО УФСИН России по Алтайскому краю составлен акт от 6 мая 2021 г. Содержание выявленных нарушений, отраженных в этом акте, представлено в виде заверенной представителем истца выписки) и никем не оспаривалось.

Также в материалах дела имеются копии денежного аттестата от 24 апреля 2017 г., составленного на имя Б., где действительно указана выслуга 12 лет 04 месяца и причитающаяся надбавка-20%.

При увольнении Б. вновь производился подсчет его выслуги лет, которая была определена правильно - 15 лет 00 месяцев 10 дней, что отражено в приказе об увольнении Б. от 20 августа 2020 г. .

Таким образом, из указанных документов следует, что ошибка ответчиков в подсчете выслуги лет при исполнении ими должностных обязанностей имела место 24 апреля 2017 г., переплата денежного довольствия (причинение вреда) произошла в период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года, обнаружена переплата была в результате ревизии, завершившейся составлением акта от 6 мая 2021 г.

23 августа 2021 г. УФСИН России по Алтайскому краю было дано указание ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю провести служебную проверку, которая была назначена приказом начальника указанного учреждения от 26 августа 2021 г. , завершилась составлением заключения, утвержденного начальником учреждения 24 сентября 2021 г., в котором Прядченко Ю.А. и Шихалева Е.Ю. указаны в качестве лиц, виновных в переплате Б. денежного довольствия.

Исковое заявление по настоящему делу поступило в суд 19 июля 2022г.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению ущерба.

Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку пришел к выводу, что предъявленная истцом ко взысканию сумма не может быть признана прямым действительным ущербом, явившимся следствием действий ответчиков, подписавших денежный аттестат от 24 апреля 2017 г.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска суды верно исходили из действовавшего на момент увеличения Б. надбавки за выслугу лет Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утв. приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. , которым предусмотрено, что если в период, за который выплачивается денежное довольствие, у сотрудника изменился размер должностного оклада, оклада по специальному званию, возникает право на получение надбавки за стаж службы (выслугу лет) или ее увеличение, а также иных ежемесячных и дополнительных выплат, выплата денежного довольствия во вновь установленных размерах производится с момента возникновения указанного права.

При этом не предусмотрено, что определение размера надбавки за выслугу лет производится исключительно в соответствии с данными, указанными в составленном более чем два года назад денежном аттестате.

Исходя из раздела XX указанного Порядка, назначение денежных аттестатов состоит в том, что они отражают размер денежного довольствия и иных выплат сотруднику, которыми он должен быть обеспечен при перемещении по службе в другое учреждение или орган УИС и увольнении (пункт 85 Порядка).

В пункте 92 Порядка, указано, что в случае непредоставления денежного аттестата сотрудником, прибывшим к новому месту службы, либо временно выполняющим обязанности в другом учреждении (органе) УИС, начальник учреждения (органа) УИС запрашивает дубликат денежного аттестата сотрудника. Если для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат сотруднику необходимы данные, содержащиеся в денежном аттестате, они устанавливаются при поступлении дубликата денежного аттестата в учреждение или орган УИС.

В данном случае, как правильно указали суды, после перевода Б. из ФКУ КП-2 в ИК-3 с 24 апреля 2017 г. надбавка за выслугу лет ему выплачивалась в надлежащем размере - 20% в течение более, чем двух лет. При этом истец, располагая сведениями о периоде службы Б., имеющимися в его личном деле, имел возможность установить факт неправильного определения выслуги лет в денежном аттестате, составленном в апреле 2017 года, при повышении Б. надбавки до 25% в сентябре 2019 года и не принимать решение о повышении надбавки.

Таким образом, правильным является вывод судов, что прямая причинная связь между действиями ответчиков и переплатой Б. надбавки за выслугу лет отсутствует.

В соответствии с частью четвертой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления.

Начало течения годичного срока для обращения работодателя в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, определяется в соответствии с названной нормой днем обнаружения работодателем такого ущерба (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 декабря 2018 г.).

Пропуск работодателем без уважительных причин срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено работником, является основанием для отказа судом работодателю в иске о привлечении работника к материальной ответственности (пункт 2 Обзора).

Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций верно установили юридически значимые обстоятельства по делу, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, а также последствия пропуска срока обращения в суд, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчиков материального ущерба.

При этом суды правильно исходили из того, что вся необходимая информация (факт, размер переплаты и причина в виде денежного аттестата , подписанного ответчиками) стала известна истцу не позже, чем в мае 2021 года, после составления акта от 6 мая 2021 г. по результатам проведенной ревизии, в то время как исковое заявление поступило в суд спустя более чем год и два месяца после даты окончания ревизии и составления акта.

Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о том, что проводились две служебные проверки, обращение в суд последовало спустя 9 месяцев после окончания проверки, проведенной в КП-2, и что иск первоначально предъявлялся 10 февраля 2022 г., следовательно, после этой даты срок не течет, повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 октября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: