НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 № 2-41/20

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7202/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 18 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.

судей Гусева Д.А., Богдевич Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-41/2020, УИД 38RS0028-01-2019-001945-26 по иску ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, признании права на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, признании права на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что 3 июня 2019 г. Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» (далее - ответчик) направило в её адрес уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты. 4 июня 2019 г. ответчик направил в её адрес уведомление об отказе в назначении проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период (далее - уведомление от 4 июня 2019 г.). 4 июля 2019 г. за исх. ответчик направил в её адрес сообщение о правомерности и оставлении без изменений решений ответчика - об отказе в предоставлении ей мер социальной поддержки - предоставления ЕВД и выдаче решения о праве на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летный период. Считает вышеуказанные решения и действия (бездействие) ответчика незаконными и необоснованными. При обращении к ответчику по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области -оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», и по вопросу назначения «Проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период» в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области -пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 году» она представила паспорт гражданина Российской Федерации выдан Отделом УФМС России по Иркутской области в гор. Черемхово и Черемховском районе, согласно которого она с 13 декабря 2011 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное 7 июня 2012 г. Отделом внутренних дел г. Черемхово и Черемховского района Иркутской области, согласно которого она на срок с 7 июня 2012 г. по 5 июня 2025 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. Таким образом, в Республике Хакасия она зарегистрирована с 13 декабря 2011 г., а с 7 июня 2012 г. пребывает (проживает) и зарегистрирована на территории Иркутской области, где будет зарегистрирована и будет пребывать (проживать) по 5 июня 2025 г. Считает, в силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом её жительства является Иркутская область, где она преимущественно проживает. Допущенные ответчиком действия (бездействие) и принятые решения в отношении неё, выразившиеся в отказе в назначении ЕДВ и выдаче решения о праве на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, грубо нарушают положения действующего законодательства. Вышеназванное в совокупности указывает на то, что действия (бездействие) и решения ответчика в отношении неё явились незаконными, нарушающими ее законное право на социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Ответчиком нарушено её право на получение социального обеспечения в случаях, установленных законом. Она с 2012 года имеет регистрацию на территории Иркутской области, проживает и работает на территории Иркутской области, а также владеет недвижимым имуществом и ведёт подсобное хозяйство на территории Иркутской области, то есть непосредственно и преимущественно проживает на территории Иркутской области.

ФИО1 просила суд признать её право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области»; признать её право на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013-2019 году»; обязать Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» назначить ей ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Иркутской области -оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области» - с даты обращения, то есть с 7 июня 2019 г. Взыскать с Областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» в её пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 г. решение Черемховского городского суда Иркутской области от 8 июля 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, признании права на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, обязании назначить ежемесячную денежную выплату. Принято в отменённой части новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, признании права на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, удовлетворены.

За ФИО1 признано право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области»; на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2022 годах».

Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» обязано назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Иркутской области -оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области» с 1 июня 2019 г.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 г.

Относительно доводов кассационной жалобы представителем ФИО1 – ФИО2 принесены письменные возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является неработающим пенсионером, получающей страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 мая 2019 г. ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области».

В заявлении ФИО1 в качестве адреса постоянной регистрации указала: <адрес>, адрес временной регистрации: <адрес>. К заявлению приложила копию паспорта, копию трудовой книжки.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 3 июня 2019 г., ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», в связи с отсутствием условий назначения и предоставления выплаты, установленных в статье 2 Закона (пункт 4 (1) статьи 4 Закона), поскольку мера социальной поддержки предоставляется по месту жительства гражданина (отметка в паспорте), о чём заявителю сообщено Уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 4 июня 2019 г.

28 мая 2019 г. ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» с заявлением о назначении ей проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 12 марта 2013 г. № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах», как неработающей категории граждан. В указанном заявлении ФИО1 в качестве адреса постоянной регистрации также указала: <адрес>, адрес временной регистрации: <адрес>. К заявлению приложила копию паспорта, копию трудовой книжки и копию пенсионного удостоверения.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 4 июня 2019 г., ФИО1 отказано в назначении проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах», в связи с отсутствием условий для назначения, поскольку мера социальной поддержки предоставляется по месту жительства гражданина (отметка в паспорте), о чём заявителю сообщено Уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» от 4 июня 2019 г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и назначении проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период как неработающему пенсионеру в соответствии с законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области» и в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах» не имеется, поскольку ею не представлен документ, подтверждающий, что она постоянно или преимущественно проживает именно на территории Иркутской области, а поэтому отсутствует полный пакет необходимых документов, в связи с чем пришёл к выводу о том, что действия органа социальной защиты населения по отказу ФИО3 в предоставлении мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты и назначении проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период) являются законными.

При этом, суд первой инстанции исходил из того, что свидетельство о регистрации по месту пребывания ФИО1 по адресу: <адрес>, свидетельствует лишь о факте её временного проживания в Иркутской области, поскольку она зарегистрирована по месту жительства в Республике Хакасия.

С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, Закона Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области»; постановлением Правительства Иркутской области от 12 марта 2013 года № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах», указал, что условиями для предоставления мер социальной поддержки отдельных категория граждан являются наличие у них гражданства Российской Федерации, проживание гражданина на территории Иркутской области. Основанием к отказу в предоставлении гражданам мер социальной поддержки относятся такие обстоятельства, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки. Сославшись на положения статьи 20 Гражданского кодека Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что истец относится к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах».

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, на срок с 7 июня 2012 г. по 5 июня 2025 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ФИО1 на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. На территории г. Черемхово Иркутской области ФИО1 принадлежит земельный участок, с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, решением Черемховского городского суда Иркутской области от 11 марта 2020 г., установлен факт постоянного проживания истца на территории <адрес>.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.

Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции, отмену обжалуемого судебного акта не влекут, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права и направлены на переоценку доказательств по делу, правом на которую кассационный суд общей юрисдикции в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ не наделён.

Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз) установлена ежемесячная денежная выплата, являющаяся социальной выплатой, отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области, определены условия и порядок её назначения, предоставления и прекращения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз ежемесячная денежная выплата назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам из числа следующих категорий:

1) получающие страховую пенсию по старости при наличии у них страхового (трудового) стажа, учтённого при назначении ежемесячной денежной выплаты, не менее 39 лет для мужчин и не менее 34 лет для женщин;

2) получающие страховую пенсию по старости в связи с досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии у них страхового (трудового) стажа, учтённого при назначении ежемесячной денежной выплаты, не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин.

В соответствии с частью 1(1) статьи 2 указанного закона выплата предоставляется также независимо от факта получения страховой пенсии по старости следующим категориям неработающих граждан:

1) достигшим возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин;

2) имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г.

Данное условие применяется наряду с условиями к размеру страхового (трудового) стажа, указанными в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 Закона Иркутской области от 17 декабря 2018 г. № 128-оз выплата не назначается и не предоставляется указанным в частях 1, 1(1) настоящей статьи гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации назначены (установлены) пенсия за выслугу лет, ежемесячная доплата к пенсии, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата.

Выплата не назначается и не предоставляется гражданам, которым в соответствии с муниципальными правовыми актами назначены (установлены) пенсия за выслугу лет, ежемесячная доплата к пенсии (часть 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз).

В целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Иркутской области для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, а также для отдельных категорий пенсионеров, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Иркутской области от 12 марта 2013 г. № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах» утверждено Положение о бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Иркутской области от 12 марта 2013 г. № 81-пп «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2023 годах» для отдельных категорий неработающих пенсионеров установлен бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в Иркутской области с 1 мая по 30 сентября соответствующего года в соответствии с Положением.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для реализации права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения пенсионеру бесплатно выдаётся разовый проездной билет в железнодорожных кассах пригородного сообщения (либо в пригородных электропоездах).

В соответствии с пунктом 7 Положения разовый проездной билет выдаётся пенсионеру при предъявлении следующих документов:

а) документ, удостоверяющий его личность;

б) решение о праве на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период, выданное в порядке, определяемом уполномоченным органом, территориальным подразделением (управлением) уполномоченного органа по месту жительства пенсионера до 1 октября 2014 года либо расположенным по месту жительства пенсионера учреждением после 1 октября 2014 года.

Согласно Порядку организации работы по выдаче решений о праве на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период и решений о праве на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам в летний период, утверждённого приказом министерства от 1 апреля 2013 года № 54-мпр (далее - Порядок), выдача решения о праве на бесплатный проезд осуществляется расположенным по месту жительства пенсионера (гражданина) учреждением Иркутской области, подведомственным министерству и включенным в перечень, утверждённым нормативным правовым актом министерства.

Как следует из приведённых нормативных актов, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в Иркутской области имеют неработающие пенсионеры проживающие на территории Иркутской области.

Основанием к отказу в предоставлении гражданам мер социальной поддержки относятся такие обстоятельства, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки.

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 27, 71).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина (статья 2).

Таким образом, регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учёта.

Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П, Определения от 13 июля 2000 г. № 185-О и от 6 октября 2008 г. № 619-О-П).

С учётом того, что основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты и бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в Иркутской области с 1 мая по 30 сентября соответствующего года послужил факт регистрации ФИО1 по месту жительства на территории Республики Хакасия, при том, что с 2012 г. ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания в г. Черемхово, Иркутской области, позиция ответчика является незаконной и влечёт существенное нарушение прав ФИО1, как гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки, установленные законодательством субъекта.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения, заявленных ФИО1 требований о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области № 128-оз от 17 декабря 2008 г. «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области» и на назначение проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в летний период в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 81-пп от 12 марта 2013 г. «О бесплатном проезде отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2013 - 2022 годах».

Доводы кассационной жалобы отмену обжалуемого судебного постановления не влекут, поскольку повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судом апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном акте.

Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску» – без удовлетворения.

Председательствующий С.Б. Латушкина

Судьи Д.А. Гусев

Н.В. Богдевич