ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-17347/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 октября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Благодатских Г.В.
судей: Уфимцевой Н.А., Попова А.А.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, в интересах неопределённого круга лиц, к Лапшин С.В., администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконными постановлений администрации, признании недействительными деклараций об объектах недвижимого имущества, регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, договоров купли-продажи земельных участков, признании отсутствующим права собственности на земельные участки и на объекты недвижимого имущества, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, исключении из ЕГРН записей о регистрации права собственности, применении последствий недействительности сделок, признании недействительными постановки на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета земельных участков
по кассационному представлению прокуратуры Алтайского края и кассационной жалобе третьего лица Минприроды Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 16 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А., заключение прокурора Симоненко Е.В., поддержавшей доводы кассационного представления,
установила:
Прокурор Смоленского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Лапшину С.В., администрации Смоленского района Алтайского края, с учетом уточнения требований, о:
- признании недействительными постановления администрации Смоленского района Алтайского края от 21 декабря 2011 г. №1217 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», расположенного по адресу: <адрес> и постановления администрации Смоленского района Алтайского края от 21 декабря 2011 г. №1221 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», расположенного по адресу: <адрес>;
- признании недействительной декларации об объекте недвижимого имущества от 31 июля 2014 г., составленной Лапшиной Н.П. в отношении хозяйственной постройки гаража, общей площадью 11,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- признании недействительной регистрации права собственности Лапшиной Н.П. на объект недвижимого имущества: гараж, назначение нежилое, площадь 11,8 кв.м., по адресу: <адрес>, произведенную в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 июля 2014 г., №;
- признании недействительной декларации об объекте недвижимого имущества от 31 июля 2014 г., составленной Лапшиной Н.П. в отношении хозяйственной постройки - гаража, общей площадью 12,1 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- признании недействительной регистрации права собственности Лапшиной Н.П. на объект недвижимого имущества: гараж, назначение нежилое, площадь 12,1 кв.м., по адресу: <адрес>, произведенной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31 июля 2014 г., №;
- признании незаконным постановления администрации Смоленского района Алтайского края от 27 октября 2014 г. № 1137 «О продаже земельного участка Лапшиной Н.П.», расположенного по адресу: <адрес>;
- признании незаконным постановления администрации Смоленского района Алтайского края от 27 октября 2014 г. №1143 «О продаже земельного участка Лапшиной Н.П.», расположенного по адресу: <адрес>;
- признании недействительными договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, заключенного между администрацией <адрес> и Лапшиной Н.А., и договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, заключенного между администрацией <адрес> и Лапшиной Н.А.;
- признании недействительным свидетельства о праве наследования по закону в части возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, нежилое здание-гараж, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и нежилое здание-гараж, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- признании отсутствующим зарегистрированного право собственности Лапшина С.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, нежилое здание-гараж, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, и нежилое здание-гараж, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №;
- исключении из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации права собственности Лапшина С.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
- применении последствий недействительности сделок, возврате земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, и земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в собственность Российской Федерации;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района совместно с представителями Управления лесами Алтайского края Белокурихинского лесничества и специалистом из отдела по архитектуре и строительству администрации Смоленского района Алтайского края проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № расположены на удалении от населенного пункта <адрес>, территория покрыта древесной растительностью, объекты капитального строительства отсутствуют. На земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, имеется объект незавершенного строительства – бетонный фундамент с разрушенными стенами, выполненными из строительного материала -кирпича. Иных объектов в границах земельных участков не имеется. Доказательств расположения образованных земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в границах <адрес> не предоставлено, генеральный план или иные документы, устанавливающие границы населенного пункта на момент образования спорного земельного участка, отсутствовали. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края
земельные участки с кадастровыми номерами № образованы из земель государственного лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, из лесного участка с кадастровым номером №. Согласно выписке из государственного лесного реестра, земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в Смоленском участковом лесничестве Белокурихинского лесничества, квартал 249, часть выделов №№2, 5, 6, относящимся к защитным лесам - лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны). Земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, государственный кадастровый учет и регистрация права собственности на который были осуществлены 18 ноября 2003 г., соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости и считаются «ранее учтенными». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 3 ноября 2020 г. категория земель земельного участка с кадастровым номером № отнесена к «землям лесного фонда», вид разрешенного использования - использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, для размещения лесной растительности. Из заключения подготовленного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № в полном объеме налагаются на земли лесного фонда Белокурихинского лесничества Алтайского края в Смоленском участковом лесничестве, квартал 249, выдел №№2, 5, 6 (площадь пересечения по 2987 кв.м., 2985 кв.м.) На основании вышеизложенного. Администрацией Смоленского района Алтайского края в собственность Лапшиной И.П. переданы земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные в границах земель лесного фонда, ограниченные в обороте, при этом у администрации отсутствовало право пользования, владения и распоряжения вышеуказанными земельными участками, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 16 февраля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 мая 2022 г., в удовлетворении исковых требований прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц отказано.
В кассационном представлении прокурор Алтайского края Герман А.А. просит решение и апелляционное определение отменить. Указывает, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе представитель Минприроды Алтайского края Быков С.А. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Представителем Лапшина С.В. - Левицкой С.В. представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении и в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит представление и жалобу подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационного представления и кассационной жалобы имеются.
Судами установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, отнесен к «землям лесного фонда», вид разрешенного использования — «использование, охрана и воспроизводство лесов, для размещения лесной растительности», дата присвоения кадастрового номера - 18 ноября 2003 г., земельный участок является «ранее учтенным».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, описание местоположения участка отсутствует.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра земельный участок площадью 0,2985 га с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> является собственностью Российской Федерации, целевое назначение - «защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленые зоны».
Земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 2985 кв.м., и №, площадью 2987 кв.м., расположенные по <адрес><адрес> соответственно в <адрес>, поставлены на кадастровый учет 30 декабря 2011 г., относятся к категории земель «земли населенных пунктов» и имеют вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы постановлениями администрации Смоленского района Алтайского края от 21 декабря 2011 г. №№1217, 1221 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», принятыми по результатам рассмотрения обращений Лапшиной Н.П.
15 марта 2012 г. между администрацией Смоленского района Алтайского края и Лапшиной Н.П. заключены договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2985 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, и договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2987 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании декларации об объекте недвижимого имущества от 31 июля 2014 г. произведена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости - гараж, общей площадью 11,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена <данные изъяты><данные изъяты>№.
На основании декларации об объекте недвижимого имущества от 31 июля 2014 г. произведена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости - гараж, общей площадью 12,1 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена <данные изъяты><данные изъяты>№.
После осуществления государственной регистрации права на гаражи, Лапшина Н.П. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о продаже вышеуказанных земельных участков.
Постановлением администрации Смоленского района Алтайского края №1143 от 27 октября 2014 г. земельный участок с кадастровым номером № продан Лапшиной Н.П. в собственность, как земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации Смоленского района Алтайского края №1137 от 27 октября 2014 г. земельный участок с кадастровым номером № продан Лапшиной Н.П. в собственность, как земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
28 октября 2014 г. между администрацией <адрес> и Лапшиной Н.П. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен объект недвижимости - гараж, общей площадью 11,8 кв.м., с кадастровым номером: №, принадлежащий Лапшиной Н.П. на праве собственности, на основании договора аренды земельного участка № от 15 марта 2012 г., декларации об объекте недвижимого имущества от 31 июля 2014 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена <данные изъяты>№.
28 октября 2014 г. между администрацией Смоленского района Алтайского края и Лапшиной Н.П. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17 ноября 2017 г. правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами № является Лапшин С.В.
Согласно Правилам землепользования и застройки части территории Муниципального образования Верх-Обский сельский совет Смоленского района Алтайского края, включающего <адрес>, которые находятся в свободном доступе в сети интернет, земельные участки, принадлежащие Лапшину С.В., находятся в зоне «Ж1» - зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
Согласно заключению экспертов №681-21-ПЭ от 23 декабря 2021 г. земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежащие Лапшину С.В., полностью накладываются всей своей территорией на земли лесного фонда, а именно на участок леса, расположенный в лесном квартале <адрес>, целевое назначение которого - защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 209, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что первоначально право Лапшиной Н.П. на земельные участки с кадастровыми номерами № возникло до 1 января 2016 г., спорные земельные участки находятся на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, полагая, что факт формирования данных земельных участков на землях лесного фонда не доказан.
С указанными выводами судов согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона №201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона №201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту - Закон №172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее по тексту - Закон №280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Закон №280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона №172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21 сентября 2017 г. №1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24 февраля 2022 г. №423-О).
Пункт 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона №280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона №172-ФЗ в редакции Закона №280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 1 января 2016 г., но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Из экспертного заключения следует, что спорные земельные участки полностью накладываются на земли лесного фонда, на территории исследуемых участков, а также на прилегающей к ним, расположена различная древесная, кустарниковая и травянистая растительность, какие-либо строения и сооружения на участке отсутствуют.
В материалы дела представлены документы, из которых следует, что спорные участки образованы из лесных участков, содержат сведения о границах участков, сведения об участках внесены в ЕГРН с 2003 г., содержатся в ГЛР, в который внесены на основании материалов лесоустройства 1992 г.
Оспариваемые судебные постановления содержат выводы, не соответствующие установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства, не применили закон, подлежащий применению, в связи с чем принятые постановления не могут быть признанными основанными на нормах права.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию. Однако суд апелляционной инстанции по настоящему делу ошибки суда первой инстанции не исправил.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 мая 2022 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи