НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 № 2-176/2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-22110/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2023 (УИД 24RS0018-01-2022-002251-36) по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии, взыскании компенсации, судебных расходов,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 13 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г.

с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Зеленогорского городского суда Красноярского края при участии представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю по доверенности ФИО2,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее по тексту – ФИО1, истец) обратилась в Зеленогорский городской суд Красноярского края с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту – ОПФР по Красноярскому краю, пенсионный орган) о признании права на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 1 июля 2022 г., взыскании компенсации с учетом пересчета страховой пенсии за период с 1 июля 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 34 972,28 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 249 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» (далее по тексту - КГКСУ «ЦОКО»).

Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 13 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано право ФИО1 на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 1 июля 2022 г. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу ФИО1 взыскана выплаченная пенсия за период с 1 июля 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 34 832,21 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 1 244,97 рублей, всего 36 077,18 рублей.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 13 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г. отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.

В обоснование доводов кассационной жалобы Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю указало на нарушение судами норм материального и процессуального права. Сведения о работающих (как состоявших в трудовых отношениях, так и в гражданско-правовых отношениях) застрахованных лицах предоставляются страхователями ежемесячно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в установленные сроки, по определенной форме, в электронном виде и только после этого органы пенсионного обеспечения могут принять решение об индексации размера пенсии пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности. Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ФИО1 в июле 2022 г. фактически не осуществляла ни трудовую деятельность, ни какую-либо иную деятельность, а факт выплаты ей компенсации в июле 2022 г. за ранее выполненную работу, не может служить основанием для лишения права на законную индексацию пенсии. Вместе с тем, судами в нарушение требований гражданского и пенсионного законодательства не было учтено, что КГКСУ «ЦОКО» в отношении ФИО1 является страхователем в силу статьи 8, части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В июле 2022 г. ФИО1 на основании заявления и представленных документов в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п из средств краевого бюджета получила денежную компенсацию за выполненную работу при проведении государственной итоговой аттестации, а страхователь КГКСУ «ЦОКО» одновременно с выплатой компенсации произвел уплату обязательных платежей в соответствии с законодательством. Суд апелляционной инстанции в своем определении указывает на некорректность сданных КГКСУ «ЦОКО» сведений в пенсионный орган, при этом судом не установлено в чем заключается некорректность сведений и каким образом некорректность сданных сведений должна быть устранена. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.

Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 с 17 сентября 1992 г. работала в МОУ «СОШ № 172» на различных должностях, с 1 сентября 2006 г. – в должности учителя биологии.

С 13 сентября 2010 г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании приказа министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. ФИО1 без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с КГКСУ «ЦОКО» привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора и эксперта по химии в аудитории в пункте проведения экзамена с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. в соответствии с ведомостью учета времени исполнения функций в ППЭ.

Приказом МБОУ «СОШ № 172» от 27 июня 2022 г. ФИО1 уволена с 27 июня 2022 г. по собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

25 июля 2022 г. ФИО1 на основании личного заявления в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» от 25 июля 2022 г. произведена выплата компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. в размере 3 928,87 рублей и 1 050,50 рублей, за вычетом НДФЛ.

На основании приказа от 25 августа 2022 г. ФИО1 принята на работу в МБОУ «СОШ № 172» на должность учителя с 29 августа 2022 г.

27 октября 2022 г. ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 27 октября 2022 г. ФИО1 отказано в перерасчете пенсии в связи с тем, что она осуществляла трудовую деятельность в июле 2022 г. в КГКСУ «ЦОКО».

ФИО1, нe согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.

В обоснование исковых требований ФИО1 указывала, что в ее трудовой книжке датой окончания трудовой деятельности в МБОУ «СОШ № 172» является 27 июня 2022 г., трудовую деятельность она возобновила 29 августа 2022 г., период отсутствия у нее какой-либо трудовой деятельности составляет более чем один полный месяц. Она привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте приема проведения экзамена с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера, в июле 2022 г. На основании личного заявления и представленных документов ей была выплачена компенсация в размере 3 928,87 рублей и 1 050,50 рублей, КГКСУ «ЦОКО» была подана отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в августе 2022 г. Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах суммарный размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 22 159,45 рублей, разница между фактически выплачиваемой страховой пенсией и вышеуказанной составляет 8 743,07 рублей, таким образом, за период с 1 июля 2022 г. по 31 октября 2022 г. задолженность составляет 34 972,28 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и установив, что в период с 28 июня 2022 г. и до 29 августа 2022 г. ФИО1 не работала, ФИО1 не является работником КГКСУ «ЦОКО» и ранее в КГКСУ «ЦОКО» никогда не работала, получение ФИО1 в июле 2022 г. компенсации от КГКСУ «ЦОКО», не являющегося ее работодателем, за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации в качестве организатора и эксперта по химии в пункте проведения экзамена с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. не свидетельствует об осуществлении трудовой деятельности в КГКСУ «ЦОКО» в июле 2022 г., пришел к выводу о наличии у ФИО1 права на перерасчет страховой пенсии с 1 июля 2022 г., ввиду прекращения осуществления трудовой деятельности, и оснований для взыскания с ОСФР по Красноярскому краю в ее пользу невыплаченной пенсии за период с 1 июля 2022 г. по 31 октября 2022 г. в размере 34 832,21 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскал с пенсионного органа в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 244,97 рублей.

Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда о наличии у ФИО1 права на перерасчет страховой пенсии с учетом индексации согласился, указав, что при рассмотрении дела судом объективно установлено, что ФИО1 фактически прекратила как трудовую, так и иную деятельность, в период которой подлежала обязательному пенсионному страхованию в июне 2022 г., в июле 2022 г. деятельность не осуществляла.

Выплату ФИО1 в июле 2022 г. компенсации от КГКСУ «ЦОКО» за оказанную работу по участию в государственной итоговой аттестации в мае-июне 2022 г., направление соответствующих сведений в пенсионный орган с отражением в формах отчетности о периодах выполнения оплачиваемой деятельности данных, исходя из дат ее оплаты, суд апелляционной инстанции счел не влекущими лишение ФИО1 права на законную индексацию пенсии, выплачиваемой пенсионным органом.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что в ходе судебного рассмотрения спора достоверно установлено, что КГКСУ «ЦОКО» представлены некорректные сведения в пенсионный орган, свидетельствующие о работе ФИО1 в июле 2022 г., сам по себе факт представления страхователем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования в отношении ФИО1, не может служить основанием к отказу в заявленных требованиях к пенсионному органу, обязанному произвести индексацию пенсии при подтверждении права ФИО1 на пенсию с 1 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Конституция Российской Федерации, признавая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки пожилых граждан (статья 7, часть 2), закрепляет в числе основ правового статуса личности право каждого на социальное обеспечение, в частности, по возрасту (статья 17, часть 1; статья 39, часть 1; статья 64), а также относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий регламентируются статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В силу части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

На основании части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абзац второй); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой).

Согласно статье 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Федеральным законом; застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения (абзац четвертый пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Частью 1 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения (часть 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, статьями 8, 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 г. № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п утверждены размеры и порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации (далее по тексту - Порядок).

Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации (далее - Порядок), устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - компенсация, ГИА) педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее - министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной ГИА (далее соответственно - педагогические работники, иные лица, совместно именуемые - работники) (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка компенсация выплачивается работникам, участвующим по решению министерства образования Красноярского края в проведении ГИА на основании приказа министерства образования Красноярского края.

Пунктом 3 Порядка установлено, что для получения компенсации работник или представитель работника представляет в краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» (далее - КГКСУ «ЦОКО») заявление о выплате компенсации (далее - заявление) по форме согласно приложению к Порядку. К заявлению прилагаются документы перечисленные в данном пункте.

В соответствии с пунктом 4 Порядка работник или представитель работника представляет в КГКСУ «ЦОКО» заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительный периоды - в течение 25 дней со дня завершения каждого из них; в основной период - в течение 45 дней со дня его завершения.

КГКСУ «ЦОКО» регистрирует заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, в течение 3 дней со дня их поступления. В случае поступления заявления и документов в электронной форме в нерабочее время, в том числе в выходной или нерабочий праздничный день, их регистрация осуществляется в первый рабочий день, следующий за днем поступления заявления и документов в электронной форме (пункт 9 Порядка).

В пункте 12 Порядка определено, что КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных статьей 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 г. № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае» (далее - проверка соблюдения работниками условий выплаты компенсации), и расчет размера компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительный периоды - в течение 35 дней со дня окончания срока для представления работниками или представителями работников заявления и документов, установленного абзацем вторым пункта 4 Порядка; в основной период - в течение 50 дней со дня окончания срока для представления работниками или представителями работников заявления и документов, установленного абзацем третьим пункта 4 Порядка.

В силу пункта 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает: а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»: руководителями пунктов проведения экзаменов лично либо направленных ими почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения не позднее первого рабочего дня, следующего за днем проведения экзаменов; председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края, конфликтных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами, рассмотрения апелляций участников ГИА по соответствующему учебному предмету; б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами; в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

КГКСУ «ЦОКО» в течение 10 дней со дня завершения проверки соблюдения работником условий выплаты компенсации и осуществления расчета размера компенсации принимает решение о выплате или отказе в выплате работнику компенсации. О принятом решении о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации КГКСУ «ЦОКО» уведомляет работников и (или) представителей работников в течение 7 дней со дня принятия соответствующих решений путем размещения информации на своем официальном сайте (www.coko24.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о выплате или об отказе в выплате работникам компенсации с указанием оснований для отказа и порядка обжалования принятых решений. Решение КГКСУ «ЦОКО» о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации оформляется в форме приказа. В приказе КГКСУ «ЦОКО» о выплате работнику компенсации указывается ее размер (пункт 16 Порядка).

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (пункт 17 Порядка).

Согласно пункту 19 Порядка КГКСУ «ЦОКО» осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период - в срок до 5 августа; в основной период - в срок до 5 декабря; в дополнительный период - в срок до 25 декабря.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что КГКСУ «ЦОКО» были произведены выплаты компенсации педагогическим работникам, участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, подлежащие обложению страховыми взносами,КГКСУ «ЦОКО» по смыслу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении педагогических работников, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

Однако судебные инстанции при рассмотрении настоящего дела неправильно применили к спорным отношениям приведенные нормы законодательства, определяющие условия и порядок перерасчета страховой пенсии по старости.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений пенсионного органа относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось осуществление ФИО1 деятельности в период которой она подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в том числе по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Указанное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора по иску ФИО1, суды в качестве юридически значимого в полном объеме не определили, оно не вошло в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получило.

Удовлетворяя требования ФИО1 о признании за ней права на перерасчет страховой пенсии по старости в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 1 июля 2022 г., и взыскании с пенсионного органа в пользу ФИО1 невыплаченной пенсии за период с 1 июля 2022 г. по 31 октября 2022 г., суды сославшись на положения статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исходили из того, что основным критерием отнесения граждан к категории неработающих пенсионеров, является отсутствие факта осуществления деятельности, за которую подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

При этом суды не установили, какие именно сведения о деятельности ФИО1 в юридически значимый период содержатся в ее индивидуальном лицевом счете (конкретные даты периодов деятельности).

Судами при вынесении судебных постановлений в нарушение статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана оценка тому, что в период с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. ФИО1 привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора и эксперта по химии в аудитории в пункте проведения экзамена в соответствии с ведомостью учета времени исполнения функций в ППЭ, 25 июля 2022 г. ФИО1 на основании личного заявления в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» от 25 июля 2022 г. произведена выплата компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2002 г., за вычетом НДФЛ, КГКСУ «ЦОКО» были предоставлены сведения о лицах, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации, в том числе в отношении ФИО1, по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж, КГКСУ «ЦОКО» уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за июль 2022 г., соответственно данный период с учетом положений пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит включению в страховой стаж ФИО1

Поскольку сведениями, имеющимися в пенсионном органе, подтверждается факт уплаты КГКСУ «ЦОКО» страховых взносов за июль 2022 г. в отношении ФИО1, отраженных в индивидуальном лицевом счете, что не позволяет отнести ФИО1 к категории неработающих пенсионеров в июле 2022 г., суды пришли к ошибочному выводу о праве ФИО1 на перерасчет размера страховой пенсии как неработающему пенсионеру с 1 июля 2022 г.

Вопреки суждениям судов первой и апелляционной инстанций отсутствие заключенного с педагогическим работником, участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, письменного договора значения не имеет, поскольку в силу части 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации за работниками, участвующими в проведении государственной итоговой аттестации, на этот период сохраняется место работы (должность), но вместо заработной платы от работодателя (в данном случае школы) работник получает компенсацию, установленную постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п.

При изложенных обстоятельствах решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 13 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 13 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 августа 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Т.В. Фролова

Судьи И.А. Новожилова

Е.Н. Раужин