ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88 –5921 /2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 2 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Прудентовой Е.В.,
судей Новожиловой И.А., Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании факта проживания, отмене решения, обязании включения периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) на решение Центрального районного суда <адрес> от 22 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., выслушав ФИО1 и ее представителя -ФИО2, действующую по устному ходатайству, участвующих в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 (далее- ФИО1) обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании факта проживания, отмене решения, обязании включения периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии, в котором просила, с учетом уточнений, признать ФИО1 постоянно проживающей на территории Российской Федерации с 6 декабря 2014 г.; признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Новосибирска № от 16 марта 2018 г. в части не включения в страховой стаж периодов с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. в должности <данные изъяты> Орджоникидзевского района г. Мариуполь; с 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. в должности <данные изъяты> в профессионально-техническом училище №<адрес>, с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. - в должности <данные изъяты> машиностроительном техникуме; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить досрочно страховую пенсию ФИО1 с 1 декабря 2017 г., то есть с момента обращения с заявлением о назначении пенсии; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить ФИО1 в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. (1 года 7 месяцев 14 дней) в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № <адрес>; с 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. (3 года 0 месяцев 2 дня) - в должности <данные изъяты> в профессионально-техническом училище №<адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 лет 0 месяцев 14 дней) - в должности <данные изъяты> машиностроительном техникуме.
В обоснование иска указала, что на основании решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Новосибирска от 16 марта 2018 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа, а также, поскольку заявитель не имеет подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации. Однако ДД.ММ.ГГГГФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации в статусе беженца из Украины, со дня прибытия на территорию Российской Федерации получила разрешение на временное проживание (РВП), далее ФИО1 получен вид на жительство иностранного гражданина в России. В июле 2017 года ФИО1 поданы документы о получении гражданства Российской Федерации, 21.11.2017 выдан паспорт гражданина Российской Федерации. ФИО1 постоянно проживала на территории Российской Федерации в городе Новосибирске. Отсутствие у гражданки Российской Федерации ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства на территории РФ на момент обращения в пенсионный орган не может быть основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку сама по себе регистрация представляет собой лишь способ учета, а ее наличие или отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Ответчик необоснованно не включил перечисленные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, отказал в назначении пенсии.
Решением Центрального районного суда <адрес> от 22 августа 2019 г. постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) о признании факта проживания, отмене решения, обязании включения периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Признать ФИО1 постоянно проживающей на территории Российской Федерации с 6 декабря 2014 г. Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес>№ от 16 марта 2018 г. в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № <адрес>; с 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. в должности преподавателя украинского языка и литературы в профессионально-техническом училище №<адрес>, с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. (19 лет 0 месяцев 14 дней) - в должности преподавателя делового украинского языка в Мариупольском машиностроительном техникуме.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить ФИО1 в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. (1 год 7 месяцев 14 дней) в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № 5 Орджоникидзенского района г. Мариуполь; с 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. (3 года 0 месяцев 2 дня) - в должности <данные изъяты> в профессионально-техническом училище №<адрес>; с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. (19 лет 0 месяцев 14 дней) - в должности <данные изъяты> машиностроительном техникуме.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 1 декабря 2017 г.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ответчик обратился с кассационной жалобой в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить судебные постановления как незаконные.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец и ее представитель -ФИО2.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применением норм материального или процессуального права.
Судом установлено, что 1 декабря 2017 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, корпус А, обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Основанием для отказа в назначении досрочной пенсии явилось, в том числе, отсутствие документального подтверждения постоянного проживания истца на территории Российской Федерации.
В связи с чем, истцом заявлены требования о признании ФИО1 постоянно проживающей на территории Российской Федерации с 6 декабря 2014 г., которые суд полагал подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
6 декабря 2014 г. ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации в статусе беженца из Украины, со дня прибытия на территорию Российской Федерации получила Разрешение на временное проживание (РВП), впоследствии ФИО1 получен вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
В июле 2017 года ФИО1 поданы документы о получении гражданства Российской Федерации, 21 ноября 2017 г. Отделом управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> (далее- УФМС России по <адрес> в <адрес>) выдан паспорт гражданина Российской Федерации №
ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом №, выданным 21 ноября 2017 г. Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>.
Из свидетельства № от 21 ноября 2017 г. о регистрации по месту пребывания следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания: <адрес> А (т.1 л.д.49). Из медицинской карты по месту получения медицинских услуг в Городской поликлинике № (<адрес>), а также иных медицинских документов, следует, что местом проживания ФИО1 является: <адрес> А. С момента прибытия на территорию Российской Федерации и по настоящее время истец совместно с супругом - ФИО9 постоянно проживает по адресу: <адрес> А, что подтверждается свидетельством № от 21 ноября 2017 г. о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, судом установлено, что на территории Российской Федерации истец проживает с 6 декабря 2014 г., что подтверждается материалами дела.
При этом, отсутствие у гражданки Российской Федерации ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства на территории РФ на момент обращения в пенсионный орган, не может быть основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку сама по себе регистрация представляет собой лишь способ учета, а ее наличие или отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Место жительства лица может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Исходя из вышеизложенного, суд нашел подтвержденным факт проживания ФИО1 на территории Российской Федерации в период с 6 декабря 2014 г., что имеет для заявителя юридическое значение, необходимо для реализации пенсионных прав.
Также судом установлено, что решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> от 16 марта 2018 г. в стаж на соответствующих видах работ истцу зачтены следующие периоды работы:
- с 15 августа 1986 г. по 29 августа 1986 г. (15 дн.) - в должности <данные изъяты> вспомогательной школе-интернате (трудовая книжка, справка от 24 января 2018 г.). Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в разделе «наименование должностей» предусмотрены «воспитатели», разделом «наименование учреждений и организаций» предусмотрены «школы-интернаты и школьные интернаты всех наименований». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены «общеобразовательные школы- интернаты всех наименований». Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена должность <данные изъяты>
С 29 августа 1986 г. по 15 августа 1988 г. (1 год 11 месяцев 16 дней) - в должности учителя начальных классов в Червоненской восьмилетней школе (трудовая книжка, справка от 24 января 2018 г.). Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ в разделе «наименование должностей» предусмотрены «учителя», разделом «наименование учреждений и организаций» предусмотрены «начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований». Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена должность <данные изъяты>
С 4 августа 1988 г. по 10 августа 1989 г. (1 год 7 дней) - в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты> средней школе № (трудовая книжка). Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в разделе «наименование должностей» предусмотрены «воспитатели», разделом «наименование учреждений и организаций» предусмотрены «начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований». Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена должность «воспитатель». Наименование должности «воспитатель группы продленного дня» Списком от 29 октября 2002 г. № 781 не предусмотрено. Однако приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 июля 2005 г. № 440, установлено тождество наименования должности «воспитатель группы продленного дня» должности <данные изъяты>
С 29 августа 1989 г. по 31 декабря 1990 г. (1 год 4 месяца 3 дня) - в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № <адрес> (трудовая книжка). Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в разделе «наименование должностей» предусмотрены <данные изъяты>», разделом «наименование учреждений и организаций» предусмотрены «начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований».
Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена должность <данные изъяты>». Поскольку заявитель не имеет подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 21 ноября 2017 г. № 10451), то пенсия может быть назначена по нормам российского законодательства (без применения Соглашения от 13 марта 1992 г.), и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, учитывается за время до 1 января 1991 года.
Таким образом, по предоставленным документам, пенсионным органом рассчитан документально подтвержденный стаж на соответствующих видах работ, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у заявителя, который составляет 4 года 3 месяца 29 дней.
Указанным решением УПФ РФ в <адрес> в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не были засчитаны следующие периоды работы истца:
с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. (1 год 7 месяцев 14 дней) - в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № <адрес> (трудовая книжка). С 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. (3 года 0 месяцев 2 дня) - в должности преподавателя украинского языка и литературы в профессионально-техническом училище №<адрес> (трудовая книжка, справка от 12 января 2018 г.). В обоснование отказа во включении указанных периодов в страховой стаж пенсионный орган указал следующее. Разделом «Наименование должностей» Списка от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрены должности «учитель», «преподаватель», разделом «Наименование учреждений» предусмотрены «школы и школы-интернаты всех типов и наименований» и «профессионально-технические учебные заведения всех типов и наименований». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований» и учреждения начального профессионального образования: «училища всех видов и наименований». Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены должности «учитель», «преподаватель». Поскольку заявитель не имеет подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 21 ноября 2017 г. № 10451), то пенсия может быть назначена по нормам российского законодательства (без применения Соглашения от 13 марта 1992 г.). При этом трудовой стаж, приобретенный за пределами Российской Федерации после 1 января 1991 г., засчитывается при условии уплаты страховых взносов в ПФР. Документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предоставлены. Учитывая изложенное, указанные периоды работы не могут быть засчитаны в страховой и общий трудовой стаж для назначения пенсии.
С 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. (19 лет 0 месяцев 14 дней) - в должности преподавателя делового украинского языка в Мариупольском машиностроительном техникуме (трудовая книжка, справка от 22 января 2018 г.).
В обоснование отказа во включении указанных периодов в страховой стаж пенсионный орган указывает следующее. Разделом «Наименование должностей» Списка от 6 сентября 1991 г. № 463 предусмотрена должность «преподаватель», разделом «Наименование учреждений» предусмотрены «средние специальные учебные заведения». Разделом «Наименование должностей» Списка от 22 сентября 1999 г. № 1067 предусмотрена должность «преподаватель», пункта 10 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «образовательные учреждения среднего профессионального образования: техникум». Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены «образовательные учреждения среднего профессионального образования: техникумы всех наименований». Разделом «Наименование должностей», Списка от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрена должность «преподаватель». В соответствии с пунктом 1 Правил от 22 сентября 1999 г. № 1067 и пунктом 4 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрено, что периоды работы с 1 сентября 2000 г. засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Кроме того, Правилами от 22 сентября 1999 г. № 1067 и от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрено, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в том числе, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в льготный стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Указанные сведения заявителем не предоставлены. В соответствии с пунктом 13 Правил от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): техникум; колледж. В трудовой книжке и справке от 22 января 2018 г., указано, что приказом Минобразования Украины от 20 мая 1997г. № 218 Мариупольский машиностроительный техникум включен в состав Приазовского государственного технического университета в качестве структурного подразделения, а затем (приказ от 18 марта 2010 № 62-05) реорганизован в Мариупольский машиностроительный колледж Государственного высшего учебного заведения «Приазовский государственный технический университет». Документы, подтверждающие, что техникум и колледж являлись структурными подразделениями организации, не предоставлены. Разделом «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г. № 781 «технический университет» не предусмотрен.
Истец, не согласившись с решением в данной части, обратилась в суд с соответствующими требованиями.
Исследовав материалы дела, дав оценку представленным сторонами доказательствам по делу, выслушав показания сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Суд пришел к выводу, что периоды работы на территории Республики Украина подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом №400-ФЗ, при условии, что выполнявшаяся в особых условиях труда работа соответствует условиям (критериям), предусмотренным законодательством РФ, а именно - аналогичные периоды работы в соответствии с законодательством РФ дают право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости, а также при условии подтверждения компетентным органом, что по законодательству Республики Украина приобретенный гражданином на территории данного государства трудовой стаж учитывается/учитывался при установлении права на пенсию на льготных основаниях, и даты отмены института досрочных пенсий.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судебных инстанций в обжалуемой части соглашается, считает, что судом первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы, изложенные в судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Частью третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стороны и безопасности государства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
В статьях 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3, 4 статьи 36 Закона № 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 14 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), Правил от 2 октября 2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11,12 вышеназванного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ (редакции от 29 июля 2018) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 11 июля 2002 г.), для всех категорий работников, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список от 29 октября 2002 г.) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29 октября 2002 г.).
Данными Правилами предусмотрено, что периоды работы с 1 сентября 2000 г. засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), в случае выполнения указанной нагрузки в полном объеме в течение всего учебного года; нахождение на курсах повышения квалификации, в командировках или время сопровождения детей на областные и всероссийские олимпиады не влияют на включение такого периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Список от 29 октября 2002 г. содержит исчерпывающий перечень наименований учреждений и должностей и расширенному толкованию не подлежит.
С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 октября 2004 г. №2-П исчисление стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию педагогическими работникам, может производиться с применением норм ранее действовавшего законодательства:
- при зачете периодов до 1 января 1992 г.: Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Постановление № 1397, Перечень от 17 декабря 1959 г. и Положение о порядке исчисления стажа от 17 декабря 1959 г.);
при зачете периодов с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.:
а) Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
б) постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Постановление № 463 и Список от 6 сентября 1991 г.);
- при зачете периодов после 1 ноября 1999 г. до 1 января 2002 г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью» (далее -Постановление № 1067, Список от 22 сентября 1999 г. и Правила от 22 сентября 1999 г.);
- при зачете периодов после 1 января 2002 г.: Список должностей и учреждений и Правила исчисления от 29 октября 2002 г. №781.Страховые пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с нормами Закона № 400- ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 2 которого предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены данным федеральным законом, применяются правила международного договора.
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся из Республики Украина на жительство в Российскую Федерацию, регулируется Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьями 1, 3 данного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают. При этом в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Для решения вопроса о включении периода работы по определенной специальности, в определенной профессии/должности или в определенных условиях в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого определяется право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации, обязательным является подтверждение компетентным органом соответствующего государства-участника Соглашения, что аналогичные периоды работы учитываются/учитывались при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством данного государства, а также наличие института досрочных пенсий в указанном государстве, в случае отмены - уточнение даты отмены института досрочных пенсий.
Если в соответствии с законодательством указанного государства институт досрочных пенсий отменен, то период работы по определенной специальности, в определенной профессии/должности или в определенных условиях, приобретенные по законодательству указанного государства после даты отмены института досрочных пенсии, при назначении досрочной страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации должны учитываться как страховой стаж на общих основаниях.
В силу статьи 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Судебные инстанции пришли к выводу, что спорные периоды работы истца на территории Республики Украина подлежат включению в специальный стаж, исходя из следующего.
Из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что при подсчете стажа лицам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. периоды работы до 1 января 2002 г. засчитываются независимо от уплаты страховых взносов как до, так и после распада СССР.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Периоды работы могут быть учтены в соответствии с законодательством Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости, и при обязательном подтверждении компетентными органами государств - участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств. В случае если институт досрочных пенсий был отменен, то рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены до даты отмены института досрочных пенсий, при обязательном подтверждении компетентным органом государства - участника соглашений, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
В соответствии со статьей 1 Соглашения, подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Украиной, пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (статья 6 Соглашения).
Суды пришли к выводу, что для включения периода работы в специальный стаж ФИО1 необходимо руководствоваться законодательством РФ.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203 - 16).
Учитывая, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г. осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, назначение, выплата и перерасчет пенсии истцу должны производиться по законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Таким образом, в целях определения права на досрочное назначение страховой пенсии с учетом периодов работы в данном случае на территории Украины, необходимо документальное подтверждение компетентными органами Украины факта включения периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, по законодательству Украины.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Основным документом при назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка.
Из Постановления Конституционного Суда от 03 июня 2004 г. по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1,2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых и сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Следовательно, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерно им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения к лицам, находящимся в одинаковых или сходных ситуациях).
Относительно спорных периодов работы с 1 января 1991 г. по 13 августа 1992 г. в должности учителя украинского языка и литературы в средней школе № 5 Орджоникидзевского района г. Мариуполь; с 27 августа 1992 г. по 28 августа 1995 г. в должности преподавателя украинского языка и литературы в профессионально-техническом училище № 1 г. Мариуполь, судами сделан вывод, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку, вопреки доводам ответчика, судебными инстанциями установлен факт постоянного проживания истицы на территории Российской Федерации с 6 декабря 2014 г., подтверждается характер трудовой деятельности истицы в указанный период, при этом, обязанность подтверждения факта уплаты страховых взносов в данном случае не требуется, поскольку она установлена только по периодам трудовой деятельности после 1 января 2002 г.
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что при подсчете стажа лицам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. периоды работы до 1 января 2002 г. засчитываются независимо от уплаты страховых взносов как до, так и после распада СССР.
Материалами дела подтверждается также, что ФИО1 с 01. сентября 1995 г. была принята преподавателем делового украинского языка в Мариупольском машиностроительном техникуме, где проработала в указанной должности вплоть до увольнения, произведенного 15 сентября 2014 г. При этом, после неоднократного преобразования Мариупольского машиностроительного техникума, в настоящее время он включен в Приазовский государственный технический университет, что подтверждается соответствующей уточняющей справкой.
Так, согласно справки от 22 января 2018 г. № 74/109-07 Мариупольский машиностроительный техникум Приказом Министерства образования Украины от 20 мая 1997 г. № 218 включен в состав Приазовского государственного технического университета в качестве структурного подразделения без образования юридического лица.Из трудовой книжки и справки ФИО1 также следует, что на основании приказа № 218 от 20.05.1997 Минобразования Украины Мариупольский машиностроительный техникум включен в состав Приазовского государственного технического университета в качестве структурного подразделении, а затем Приказом № 62-05 от 18 марта 2010 г. реорганизован в Мариупольский машиностроительный колледж Государственного высшего учебного заведения «Приазовский государственный технический университет». В трудовой книжке имеются соответствующие записи, также информация о реорганизации учебного заведения подтверждается ответом на запрос ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет».
Таким образом, представленными документами с подтверждено, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в Мариупольском машиностроительном техникуме, который был включен в состав Приазовского государственного технического университета.
Судом кассационной инстанции также не принимается довод кассационной жалобы ответчика о не подтверждении того, что в учебном заведении обучалось не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрено, что работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Аналогичная норма содержалась и в п.6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действовавшим до 29 октября 2002 г., а также Правилами 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в том числе, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, засчитывается в льготный стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, данная норма применяется за период с 01 ноября 1999 г., в связи с чем, период с 1 сентября 1995 г. по 1 ноября 1999 г. (4 г. 2 мес.) не требует подтверждения обучения в учреждении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Применительно к периоду позднее 1 ноября 1999 г., представленной в материалы дела справкой ГВУЗ «ПГТУ» № 74/109-07 от 22 января 2018 г. подтверждается, что ГВУЗ «ПГТУ» готовит специалистов квалификации «младший специалист» на базе полного среднего образования и не является специализированным учебным заведением, что предполагает возраст обучающихся 15-16 лет.
Кроме того, справкой ГВУЗ «ПГТУ» № 75/109-14 от 22 апреля 2019 г. подтверждается, что ФИО1 действительно работала в Мариупольском машиностроительном техникуме (сейчас Мариупольский машиностроительный колледж Государственного высшего учебного заведения «Приазовский государственный технический университет» в соответствии с приказом о переименовании от 18 марта 2010 г. № 62-05) с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. За этот период она работала в группах студентов очной и заочной формы обучения. Общий контингент в группах, где работал преподаватель с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. составлял 2946 студентов, из них несовершеннолетних (до 18 лет) - 1747 человек, что составляет 59%.Таким образом, истцом подтверждается, что в период работы с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. в учебном заведении, где осуществляла преподавательскую деятельность истец, обучалось не менее 50 процентов студентов в возрасте до 18 лет.
Относительно довода кассационной жалобы ответчика о неполной педагогической нагрузке истца в период работы с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. (19 лет 0 месяцев 14 дней) судебные инстанции пришли к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 г. во исполнение статьи 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Пунктом 4 Правил № 781 от 29 октября 2002 г. периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
При этом, справкой ГВУЗ «ПГТУ» № 75/109-14 от 22 апреля 2019 г. (т.2 л.д.92) подтверждается, что количество педагогической нагрузки истца с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. составляет 13354 часа.
Согласно записям в трудовой книжке, приказом Министерства образования Украины № 218 от 20 мая 1997 г. Мариупольский машиностроительный техникум включен в состав Приазовского государственного технического университета, истец с 1 сентября 1997 г. была переведена на должность преподавателя второй категории машиностроительного техникума ПГТУ по срочному трудовому договору (приказ №10-43 от 17 ноября 1997 г.). При этом записи в трудовой книжке и представленные материалы дела не содержат сведений о неполной педагогической нагрузке истца в указанный период. Таким образом, суд посчитал, что отсутствуют основания полагать невыполнение истцом требуемой для назначения пенсии педагогической нагрузки, в том числе, и с даты перевода на должность преподавателя второй категории машиностроительного техникума ПГТУ.
Указание в справке ГВУЗ «ПГТУ» № 75/109-14 от 22 апреля 2019 г. общей продолжительности педагогической нагрузки с 01.09.1995 по 15 сентября 2014 г. 13354 часа, не позволяет суду установить соответствующую нагрузку по каждому году, в том числе, путем деления на общее количество лет, поскольку данная нагрузка могла изменяться на протяжении указанного периода и не может однозначно свидетельствовать о неисполнении требуемой нагрузки на всем протяжении указанного периода. В связи с чем, при оценке пенсионных прав истицы на включение периодов работы в страховой стаж судебные инстанции посчитали необходимым руководствоваться совокупностью материалов дела и обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения.
При этом суды пришли к выводу, что пенсионный орган Республики Украина, как орган, обладающий соответствующей компетенцией, при решении вопроса о назначении досрочной пенсии ФИО1 оценивал наличие требуемого педагогического стажа, в том числе, вопросы, связанные с выполнением необходимой нормы рабочего времени, что соотносится с требованиями Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о необходимости подтверждения компетентным органом того, что по законодательству Республики Украина приобретенный гражданином на территории данного государства трудовой стаж должен быть учтен при установлении права на пенсию на льготных основаниях.
В то же время, как следует из представленных материалов пенсионного дела Украины в отношении истца, ей была назначена страховая пенсия по выслуге лет, которая была выплачена по 31 марта 2017 г. в размере 1865,17 грн. Также, как следует из материалов пенсионного дела Украины, в частности распоряжения № 175715 от 23 января 2015 г. (с переводом на русский язык), уведомления от 27 октября 2014 г. № 19967/03-1 (с переводом на русский язык), истице был засчитан стаж работника образования в количестве 27 лет 11 месяцев 13 дней, то есть в полной мере дана оценка соответствия трудового стажа истицы норме учета рабочего времени, требуемого для назначения досрочной пенсии.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (ст.6 Соглашения).
Согласно распоряжения № 175715 от 23 января 2015 г. пенсионного органа Украины ФИО1 была назначена пенсия 19 сентября 2014 г. с учетом всех требований действующего законодательства на день назначения страховой пенсии.
Также материалами пенсионного дела Республики Украина подтверждается выполнение ФИО1 всех требований для назначения досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенных обстоятельств, само по себе указание в трудовой книжке истицы о том, что она быта принята на должность с неполной нагрузкой с 1 сентября 1995 г., не свидетельствует о невыполнении ею требуемой для назначения досрочной пенсии нормы рабочего времени, поскольку данным обстоятельствам был дан анализ при назначении пенсии пенсионным органом на территории Республики Украина, дана оценка имеющейся педагогической нагрузке и истице засчитан педагогический стаж в полном объеме, требуемый для назначения пенсии.
В связи с чем, суды пришли к выводу о включении спорного периода работы истицы с 1 сентября 1995 г. по 15 сентября 2014 г. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, исходя из следующих материалов по делу.
Так из пенсионного дела ФИО1, поступившего из Пенсионного Фонда Украины, представленного суду представителем Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное), видно, что с 2000 г. истица выполняла педагогическую нагрузку на полную ставку, что следует из справки о заработной плате за период с 2000г. по 2014 год, предоставленной ФИО1 работодателем Государственное высшее учебное заведение «Приазовский государственный технический университет» для назначения пенсии пенсионным Фондом Украины. Если сравнить заработную плату, указанную работодателем в справке о заработной плате истицы за 1995-1999 г., где она работала с неполной педагогической нагрузкой, и заработную плату истицы в справке с 2000 г., где она выполняла педагогическую нагрузку на полную ставку, то она в два и более раза выше, что подтверждает, что истица с 2000 г. выполняла педагогическую нагрузку на полную ставку.
Также суд учел, что в силу статьи 10 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа, равно как и специального стажа, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
На территории Республики Украины таким компетентным органом, подтверждающим уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, является Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Украины».
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п.20 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г.
Справкой от 1 февраля 2018 г. № 3554/04-22 подтверждается факт уплаты взносов на государственное социальное страхование Пенсионного фонда Украины в отношении истицы за период с 1 января 2002 г. по 31 марта 2014 г. Поскольку в данный период истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, при этом за данный период начислена и выплачена заработная плата, из которой произведена уплата страховых взносов, то данный период подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии части 1 статьи 22 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась в пенсионный орган 1 декабря 2017 г., что подтверждается материалами пенсионного дела. Принимая во внимание, что в совокупности с продолжительностью педагогического стажа, определённого ответчиком и бесспорно подлежащего зачету в специальный стаж истца, составляющего 4 года 3 месяца 29 дней, подлежащих включению в специальный стаж истца, а также периодов работы, подлежащих включению в стаж по решению суда, что в сумме составляет более 25 лет, суды пришли к выводу необходимым обязать ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с 1 декабря 2017 г., то есть с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов.
Разрешая заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановили судебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью представленных и надлежащим образом исследованных доказательств.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которые также являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил данные доводы, приведя мотивы принятого решения, с чем соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
При этом, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит обжалуемые судебные постановления законными, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи