НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 19.07.2012 № 33-1843/2012

                                                                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 33 – 1843/2012 год Докладчик Гришина Г.Н.

Судья Забавнова Г.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Гришиной Г.Н. и Огудиной Л.В.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Дудкина В.И. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Дудкину В.И. к военному комиссариату Владимирской области о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с **** и взыскании недополученной суммы пенсии за период с **** по **** – отказать.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Дудкина В.И., просившего об отмене решения, представителя ответчика Сливина С.Б., просившего об отклонении жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дудкин В.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к военному комиссариату Владимирской области о признании права на выплату пенсии за выслугу лет с **** и взыскании недополученной суммы пенсии за период с **** по **** в сумме **** рублей.

В обоснование иска указал, что имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". До **** года указанную пенсию получал в Ковровском объединенном военном комиссариате.

В связи с переездом на постоянное место жительства в ****, с **** года выплата пенсии производилась военным комиссариатом ****.

В июле 2011 года он вновь переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в связи с чем, с **** выплата пенсии в **** была прекращена. Личное дело для выплаты пенсии было направлено в военный комиссариат Владимирской области. Однако обратившись в **** года к ответчику с заявлением о выплате пенсии с момента прекращения ее выплаты в **** (****), он получил отказ, мотивированный непредставлением адресного листка убытия. Не представление адресного листка убытия из **** было расценено ответчиком как злоупотребление им своим правом на пенсионное обеспечение, поскольку, как указал ответчик, его выезд из **** являлся временным. Впоследствии пенсия была ему назначена ответчиком с **** при представлении адресного листка убытия.

В судебном заседании истец Дудкин В.И. и его представитель Углов А.А. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Владимирской области Журавлев Е.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что **** в военный комиссариат Владимирской области из **** поступило личное дело Дудкина В.И. В **** года Дудкин В.И. обратился с заявление о назначении пенсии за выслугу лет, при этом, адресный листок убытия не представил. По данным миграционной службы, адресный листок убытия при регистрации в России Дудкин В.И. не предъявлял, поэтому постоянный выезд из другого государства не совершил. **** из военного комиссариата Владимирской области по городу Коврову в военный комиссариат Владимирской области поступил адресный листок убытия истца из **** с отметкой о сдаче им вида на жительство в этой Республике ****. Учитывая, что все необходимые документы поступили, пенсия истцу была назначена с ****. Оснований для выплаты пенсии за период с **** по **** у военного комиссариата Владимирской области не имеется. Просил в удовлетворении иска отказать.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Дудкин В.И. просит решение суда отменить, считая его вынесенным с нарушением действующего законодательства.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Дудкина В.И., пришел к выводу, что наличие у Дудкина В.И. к моменту его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет постоянной регистрации в Российской Федерации и вида на жительство в ****, при отсутствии адресного листка убытия из данной республики, свидетельствует об отсутствии основания для назначения пенсии в Российской Федерации, поскольку в таком случае нельзя признать Дудкина В.И. проживающим на территории России.

Оценивая законность требований Дудкина В.И., суд первой инстанции руководствовался Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, распространив его действие на истца, проходившего службу в вооруженных силах и получающего за эту службу пенсию за выслугу лет.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, проживающих (проживавших) на территории бывшего СССР, регулируется Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Согласно ст.1 данного Соглашения пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в вооруженных силах производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 1).

Согласно ст. 50 данного Закона, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно статье 51 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (орган социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

При этом назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относятся и пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что основанием для назначения пенсии за выслугу лет, является факт проживания лица на территории Российской Федерации вне зависимости от наличия у него регистрации по определенному месту жительства.

Статьей 56 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Как отмечает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.06.2011 N 11-П, по буквальному толкованию положений вышеуказанной статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, а также судами общей юрисдикции (что подтверждается и правоприменительными решениями, в том числе судебными, принятыми по делу гражданина В.Т. Казанцева), выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

Все другие нормативные правовые акты, действующие в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу и имеющих право на получение пенсий в соответствии с названным Законом, также не предусматривают возможность подтверждения места их фактического проживания при отсутствии регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации.

В то же время такая возможность предусмотрена для лиц, получающих трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению: место их фактического проживания при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации определяется на основании их личного заявления (абзац седьмой пункта 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па; абзац третий пункта 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб).

Следовательно, в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, пенсионеры из числа лиц, проходивших военную службу, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", оказываются в неравном положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Между тем все эти пенсионеры относятся к одной категории - лиц, имеющих право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, - иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий.

При указанных обстоятельствах, ограничение права пенсионера на пенсию за выслугу лет наличием либо отсутствием у него регистрации, безотносительно к месту его фактического проживания, является недопустимым, нарушающим право указанных лиц на социальное обеспечение, гарантированное им статьей 39 (часть 1) Конституции РФ, в нарушение принципа равенства, закрепленного ее статьей 19 (части 1 и 2), и вопреки предписаниям ее статьи 55 (часть 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях.

Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Дудкин В.М. является гражданином Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет в связи со службой в вооруженных силах, назначенную ему с ****.

В связи со сменой места жительства в период с **** года по **** года пенсионное обеспечение истца производилось военным комиссариатом ****.

****, в связи с его переездом на новое место жительство в Российскую Федерацию по адресу ****, военным комиссариатом **** личное пенсионное дело Дудкина В.И. направлено военному комиссару военного комиссариата Владимирской области. При этом Дудкин В.И. был обеспечен пенсий за выслугу лет в **** по ****. Выплата пенсии в **** прекращена **** (л.д. 15).

Факт получения личного дела Дудкина В.И. в **** года ответчиком не оспаривался.

В **** года Дудкин В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с ****, однако, ему было отказано в назначении пенсии, поскольку не был представлен адресный листок убытия, а также в связи с тем, что у Дудкина В.И. имеется регистрация на территории ****.

Адресный листок убытия из Республики Беларусь был представлен истцом по требованию ответчика ****, в связи с чем, пенсия ему была назначена с ****.

Отказывая Дудкину В.И. в назначении пенсии за выслугу лет, при наличии всех необходимых документов для назначения пенсии, обладая информацией о месте жительства Дудкина В.И. на территории Российской Федерации (****) и о прекращении выплаты пенсии в **** с ****, военный комиссариат Владимирской области поставил право истца на пенсию за выслугу лет в зависимость от места его регистрации, при том, что Дудкин В.И. имел постоянную регистрацию в ****.

Однако, сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан или условием их реализации, а осуществляемый соответствующими органами регистрационный учет не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении требования Дудкина В.И. о признании за ним права на пенсию за выслугу лет с **** не соответствующим нормам материального права.

Согласно ч. 2 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 при несвоевременном обращении за назначением пенсии, пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

По делу установлено, что истец Дудкин В.И. прекратил получение пенсии в **** с ****.

**** истец подал ответчику заявление, в котором просил назначить пенсию за выслугу лет с ****.

Однако пенсия Дудкину В.И. назначена только с ****.

Учитывая, что право на пенсию возникло у Дудкина В.И. в **** года, Дудкин В.И. имеет право на назначение пенсии, с учетом положений ст. 53 указанного Закона, с ****.

Таким образом, учитывая, что факт проживания истца в спорный период в России ответчиком не оспаривался, за ответчиком образовалась задолженность по выплате пенсии Дудкину В.И., которая за период с **** по **** составила **** рублей.

Расчет суммы задолженности подтвержден справкой ответчика от 17 июля 2012 года № АХ-57622, представленной суду апелляционной инстанции в ходе судебного заседания от 19 июля 2012 года.

При указанных обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении требования Дудкина В.И. о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с **** по **** в сумме **** рублей не может быть признано законным и обоснованным.

Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства спора установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, с которыми стороны ознакомлены, коллегия находит возможным в соответствии со статьей 328 ГПК РФ отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 апреля 2012 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Дудкина В.И. к военному комиссариату Владимирской области удовлетворить.

Признать за Дудкиным Виктором Ивановичем право на выплату пенсии за выслугу лет с **** и взыскать с военного комиссариата Владимирской области недополученную сумму пенсии за выслугу лет за период с **** по **** в сумме **** рублей.

Председательствующий: Судакова Р.Е.

Судьи: Гришина Г.Н.

Огудина Л.В.