НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 09.08.2012 № 33-523/12

                                                                                    Верховный Суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Литовкин В.В. Дело № 33-523/12

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 9 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Басанговой И.Б. и Панасенко Г.В.,

при секретаре Базуеве С.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Людмилы Алексеевны   к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о компенсации расходов за техническое средство реабилитации и высокотехнологичную медицинскую помощь по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б., объяснения истца Емельяновой Л.А. и ее представителя Мучкаевой Н.М. об отмене решения суда, представителя ответчика Катрикова А.С. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Емельянова Л.А. обратилась в суд с иском, мотивируя следующим. Она является инвалидом 2 группы вследствие врожденного вывиха правого тазобедренного сустава. По медицинским показаниям и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации она нуждалась в высокотехнологичной медицинской помощи в виде эндопротезирования обоих тазобедренных суставов. В Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее – Минздравсоцразвития РК) в выделении квоты для проведения операции по эндопротезированию ей отказали, ссылаясь на ее отсутствие. По состоянию здоровья она не могла ждать и за свой счет приобрела эндопротез тазобедренного сустава с материалами фирмы «» на общую сумму 131 274 руб. 28 коп., оплатив при этом банковские услуги в размере 2 000 руб.  года ей сделали платную операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава в МУЗ «» г. .

26 марта 2012 года она обратилась в Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК (далее – ГУ - РО ФСС РФ по РК) с заявлением о возмещении затрат за приобретенное техническое средство реабилитации (далее – ТСР). ГУ - РО ФСС РФ по РК выплатило компенсацию частично в размере 80 620 руб. Считает данное решение незаконным, поскольку ответчик при расчете компенсации применил стоимость эндопротеза тазобедренного сустава по цене контракта, заключенного РО ФСС по Республике Коми. С отказом Минздравсоцразвития РК в возмещении расходов за проведенную операцию по причине того, что ее медицинская документация не поступала на рассмотрение Комиссии по отбору пациентов для оказания ВМП, также не согласна, поскольку она устно обращалась в Минздравсоцразвития РК. Просила взыскать с ГУ - РО ФСС РФ по РК расходы по приобретению ТСР – эндопротеза тазобедренного сустава в размере 50 654 руб. 28 коп. и по оплате банковских услуг – 2000 руб.; с Минздравсоцразвития РК - расходы за проведение операции – 35 720 руб.

В судебном заседании Емельянова Л.А. иск поддержала. Представитель ГУ - РО ФСС РФ по РК Катриков А.С. иск не признал, пояснив, что размер компенсации за техническое средство реабилитации определен по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку ТСР, информация о котором располагалась на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в сети Интернет, проведенного РО ФСС по Республике Коми. Выплата компенсации за оплату банковских услуг при приобретении инвалидом ТСР законодательством не предусмотрена.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом, в суд не явился.

Решением Элистинского городского суда РК от 8 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Емельяновой Л.А. отказано.

В апелляционной жалобе   истец, считая решение суда незаконным и необоснованным, просила его отменить с вынесением нового решения об удовлетворении иска. Указала, что, руководствуясь ценой контракта от 26 марта 2012 года, заключённого ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми, ответчик не представил сведения об аналогичных размещённых заказах на территории Южного федерального округа. Представленная ответчиком копия ее заявления о выплате компенсации за техническое средство реабилитации имеет исправления по дате на цифру «26», хотя она обращалась 22 марта 2012 года по месту своего жительства в . Суду следовало истребовать у ответчика журнал регистрации. Данный факт, по ее мнению, свидетельствует о заведомой незаконности расчёта компенсации. Кроме того, она приобрела эндопротез тазобедренного сустава бесцементной конструкции, цена на который выше, чем на эндопротез, закупленный уполномоченным органом Республики Коми. С отказом в возмещении затрат за проведенную операцию не согласна, поскольку 9 ноября 2011 года она была на приеме у главного хирурга Минздравсоцразвития РК  по вопросу оказания ей высокотехнологичной медицинской помощи, при этом ей не было разъяснено о необходимости подачи письменного заявления.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно руководствовался ст.ст. 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 года № 57н и другими нормативными актами. Отказывая в иске, суд исходил из того, что региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия в соответствии с установленным порядком выплатило Емельяновой Л.А. компенсацию стоимости приобретенного эндопротеза тазобедренного сустава в размере 80620 рублей. Возможность компенсации расходов за банковские услуги при приобретении инвалидом ТСР за свой счет законодательством не предусмотрена. Оснований для компенсации затрат по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи не имеется.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального закона.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне в числе реабилитационных мер предусмотрено «протезирование», а среди технических средств реабилитации – «протезы», в том числе «эндопротезы».

В статье 11 Федерального закона определено, что, если инвалид приобрел предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство за собственный счет, то ему выплачивается компенсация стоимости приобретенного технического средства реабилитации в размере и в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).

Пунктом 15.1 Правил установлена возможность выплаты компенсации инвалиду за приобретенное им за свой счет техническое средство, предусмотренное индивидуальной программой реабилитации. Порядок выплаты такой компенсации определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ. Соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства предоставляемым техническим средствам устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Минздравсоцразвития РФ в целях определения размера компенсации классификации технических средств.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 г. № 57н.

В пунктах 4 - 6 Порядка установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку ТСР не проводилось либо процедура размещения заказа не состоялась, стоимость соответствующего технического средства определяется по результатам последнего по времени размещения заказа, проведенного любым другим   уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа  , в состав которого входит соответствующий субъект РФ.

В случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку ТСР на территории федерального округа не проводилось либо процедура размещения заказа не состоялась, стоимость технического средства определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку ТСР, проведенного любым уполномоченным органом  , расположенным в пределах территории Российской Федерации  .

Во всех случаях информация об итогах размещения заказов на поставку ТСР (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом, размещается им на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru и располагается на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования РФ и уполномоченного органа.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления инвалида и документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации.

Таким образом, применительно к настоящему спору размер компенсации определяется региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации в виде эндопротеза тазобедренных суставов. Если такой конкурс в регионе не проводился, то компенсация определяется по результатам конкурса, проведенного в пределах территории Южного федерального округа, а при отсутствии размещения заказов на поставку ТСР на территории округа, то в пределах всей территории Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Емельянова Л.А. является инвалидом 2 группы по заболеванию и на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом о социальной защите инвалидов, в том числе на получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Индивидуальной программой реабилитации Емельяновой Л.А. предусмотрено обеспечение ее эндопротезами обоих тазобедренных суставов. Истец самостоятельно по договору купли-продажи от 16 ноября 2011 года приобрела техническое средство реабилитации – эндопротез тазобедренного сустава с материалами фирмы «» на общую сумму 131 274 руб. 28 коп. и оплатила банковские услуги в размере 2 000 руб. По договору о предоставлении платных медицинских услуг от  года, заключенному Емельяновой Л.А. с Муниципальным учреждением здравоохранения «» г. , истцу проведена высокотехнологичная операция по эндопротезированию тазобедренного сустава с использованием приобретенного ею за свой счет эндопротеза. Стоимость проведенной операции составила 35720 рублей.

26 марта 2012 года истец обратилась с заявлением в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия о выплате компенсации за приобретенные технические средства реабилитации на сумму 137998 рублей 28 коп.

Приказом ГУ-РО ФСС РФ по РК от  №  «О возмещении расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Емельяновой Л.А.» заявление Емельяновой Л.А. удовлетворено частично, ей произведена выплата компенсации на сумму 84096 рублей 20 коп., в том числе за эндопротез тазобедренного сустава - 80 620 руб.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции нашел обоснованными размеры компенсации, выплаченной истцу.

С доводами апелляционной жалобы истца о необходимости выплаты ей полной стоимости эндопротеза в сумме 131274 руб. 28 коп. коллегия согласиться не может.

Из объяснений представителя ответчика Катрикова С.А. в судебном заседании и письменных возражений на иск управляющего ГУ – РО ФСС РФ по РК Иванова Ч.В. следует, что в период с января 2012 года до 26 марта 2012 года (даты подачи Емельяновой Л.А. заявления о выплате компенсации за ТСР) на территории Республики Калмыкия и Южного федерального округа конкурс на поставку эндопротезов для государственных нужд не проводился, поэтому стоимость технического средства определялась по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку ТСР, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации. Подходящий по классификатору и времени размещения заказа эндопротез был приобретен в ГУ – РО ФСС РФ по Республике Коми 26 марта 2012 года по цене 80620 рублей.

В обоснование своих доводов ответчик представил в суде первой инстанции распечатку с официального сайта www.zakupki.gov.ru от 29 марта 2012 года, согласно которой ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми 26 марта 2012 года по итогам проведенного открытого аукциона заключил государственный контракт на поставку ТСР в виде эндопротеза тазобедренного сустава по стоимости 80 620 рублей.

Доводы истца в жалобе о том, что приобретенный ею эндопротез не совпадает по классификации, примененной ответчиком, поскольку состоял из совокупности компонентов бесцементной конструкции и был дороже по стоимости, являются необоснованными.

Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2011 г. № 823н, установлен такой вид технического средства реабилитации как эндопротез тазобедренного сустава в различных модификациях (8-50).

Названная классификация не подразделяет технические средства по их стоимости, поскольку стоимость ТСР в целях компенсации затрат инвалида определяется по результатам торгов в виде аукциона, конкурса либо запроса котировок, проводимых уполномоченным органом, то есть по цене госзакупок, сложившейся на момент обращения инвалида за компенсацией за приобретенное ТСР.

Относительно ссылки в жалобе на то, что ответчик не предоставил информацию о о размещенных заказах на поставку эндопротезов по Южному федеральному округу, в состав которого входит Республика Калмыкия, то следует отметить, что указанная информация представлена ответчиком в суде апелляционной инстанции.

Так, из распечатки с официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов следует, что в период с 1 января 2012 года по 26 марта 2012 года был заключен государственный контракт №  от  года по результатам открытого аукциона, проведенного ГУ – Краснодарское региональное отделение ФСС РФ по поставке эндопротезов тазобедренного и коленного суставов на общую сумму 1290348 рублей.

Поскольку Краснодарский край как субъект РФ входит в состав Южного федерального округа, то при установлении размеров компенсации за приобретенный истцом эндопротез ответчику следовало применить результаты названного аукциона. Они подходили по времени и территории размещения заказа, что соответствует утвержденному Порядку выплаты компенсации за ТСР от 31 января 2011 года.

Вместе с тем, стоимость эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации производства  в комплектации, аналогичной приобретенному истцом, на аукционе, проведенном ГУ – Краснодарское региональное отделение ФСС РФ, определена в размере 59064 рубля (  30508 + 5372 + 9643 + 5926 + 7615 = 59064, где стоимость ножки эндопротеза составляет 30508 руб., чашка эндопротеза – 5372 руб., головка эндопротеза – 9643 руб. винт ацетабулярный – 5926 руб. за 2 единицы, вкладыш для бесцементного ацетабулярного компонента – 7615 руб).

По результатам аналогичного аукциона, проведенного 26 марта 2012 года ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, стоимость закупленного эндопротеза оказалась выше и составила 80 620 рублей.   По этой цене ответчик и компенсировал истцу расходы за самостоятельно приобретенное ТСР. Такое решение уполномоченного органа не нарушает прав Емельяновой, гарантированных ей законом на компенсацию понесенных затрат при приобретении технического средства реабилитации.

При таких данных судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания с ГУ - РО ФСС по РК в пользу Емельяновой суммы 50 654 руб. 28 коп. в качестве компенсации за техническое средство реабилитации и оплату банковских услуг в размере 2 000 руб. не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик исправил дату подачи в ее заявлении на число «26» с целью незаконного расчета размера компенсации за техническое средство реабилитации, противоречат материалам дела.

Так, в своем исковом заявлении Емельянова Л.А. прямо указала, что в ГУ – РО ФСС РФ по РК она обратилась за выплатой компенсации 26 марта 2012 года  .

Как видно из протокола судебного заседания от 8 июня 2012 года, данное обстоятельство в суде первой инстанции сомнений не вызывало. Каких-либо ходатайств об истребовании журнала регистрации корреспонденции ответчика истец не заявляла, а ссылка в жалобе на то, что журнал не истребован судом по своей инициативе, не основана на положениях закона.

В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений и представить суду соответствующие доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для сторон затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании доказательств.

Таким образом, с учетом состязательности гражданского процесса суд не вправе самостоятельно без ходатайств участников судопроизводства заниматься сбором доказательств.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возмещения истцу затрат за проведенную операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава также является правильным.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в силу ст. 13 Федерального закона о социальной защите инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Такая Программа утверждена на 2011 год Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года. В соответствии с ней Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 23 декабря 2010 года № 419 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Республике Калмыкия в 2011 году.

В названных Программах предусмотрены виды медицинской помощи и источники их финансового обеспечения. В частности, установлено, что специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Такая помощь предоставляется в рамках Программы бесплатно   за счет средств федерального бюджета и в соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Направление в федеральные специализированные медицинские учреждения для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 декабря 2010 года № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» утвержден Порядок направления в 2011 году граждан РФ для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП).

Согласно названному Порядку орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания ВМП. Основанием для направления является решение Комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП, которое принимается по письменному обращению пациента.

Следовательно, для получения высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2011 году гражданам РФ необходимо было обратиться в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Выплата компенсации инвалидам полученной высокотехнологичной медицинской помощи на платной основе за собственный счет в 2011 году законодательством не предусматривалась.

Таким образом, суд законно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Минздравсоцразвития РК компенсации в размере 35 720 руб. за проведение ВМП – платной операции по эндопротезированию тазобедренного сустава, проведенной 8 декабря 2011 года в МУЗ «» г. .

С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года оставить без изменения  , апелляционную жалобу истца Емельяновой Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Лиджеева Л.Л.Судьи: Панасенко Г.В.Басангова И.Б. «Копия верна» судья И.Б. Басангова