Судья Безносова Е.И. Дело № 33-1002/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Григорьевой Н.А., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 мая 2012 года гражданское дело по иску Панова А.В. к Курганской таможне о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периода военной службы в выслугу лет для назначения пенсии,
по апелляционным жалобам Курганской таможни, Федеральной таможенной службы России и Уральского таможенного управления на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
«исковые требования Панова А.В. удовлетворить.
Признать незаконным расчет выслуги лет для назначения пенсии , утвержденный Курганской таможней Уральского таможенного управления 22.12.2011г.
Обязать Курганскую таможню Уральского таможенного управления включить период службы в Вооруженных силах с 31.12.1992 по 13.11.2000 в выслугу лет для назначения пенсии».
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя ответчика Курганской таможни, третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы Бавыкина О.Ю., представителя истца Шумиловой В.В., судебная коллегия
установила:
Панов А.В. обратился в суд с иском к Курганской таможне о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, возложении обязанности по включению периода военной службы в выслугу лет для назначения пенсии. В обоснование иска указывал, что с 24.05.2002 по настоящее время является сотрудником Курганской таможни. В связи с предстоящим увольнением с таможенной службы обратился в кадровое подразделение Курганской таможни за расчетом выслуги лет для назначения пенсии. 05.09.2011 был выдан расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором в выслугу лет ему не был зачтен период военной службы с 31.12.1992 по 13.11.2000 в Вооруженных силах Украины. В ответ на его заявление, ответчиком направлено уведомление об отказе включить в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в Вооруженных силах Украины. Полагает данный отказ незаконным, со ссылкой на ст. 50 ФЗ «О службе в таможенных органах» №114-ФЗ; Постановление Правительства РФ №103 от 02.02.1998, утвердившего Положение «Об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах РФ»; Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1, Соглашение между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, просил обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии срок его службы с 31.12.1992 по 13.11.2000 в Вооруженных Силах Украины.
В ходе рассмотрения дела истец Панов А.В. исковые требования неоднократно уточнял, в окончательном варианте просил признать незаконным расчет выслуги лет для назначения ему пенсии, утвержденный Курганской таможней Уральского таможенного управления 22.12.2011; обязать ответчика включить период его службы в Вооруженных Силах с 31.12.1992 по 13.11.2000 в выслугу лет для назначения пенсии.
В судебном заседании представитель истца Галкина Л.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Курганской таможни исковые требования не признали, указывали, что заключенные международные соглашения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 24.12.1993), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992), распространяются только на военнослужащих и не могут быть применены к возникшим правоотношениям по пенсионному обеспечению лиц проходивших службу в таможенных органах. В Украине сотрудники таможенных органов не являются военнослужащими, а в РФ они приравнены к военнослужащим по пенсионному обеспечению. Международного договора между таможенными службами России и Украины не заключено, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы исковые требования не признал, выразил согласие с позицией ответчика.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах Курганская таможня, Уральское таможенное управление, Федеральная таможенная служба просят решение Курганского городского суда от 20.02.2012 отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что суд при вынесении решения сослался на Консультативное заключение №01-1/2-09 Экономического Суда СНГ «О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 как на одно из оснований для удовлетворения исковых требований, между тем данное заключение относится к случаям пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в одном государстве-участнике, они переезжают на постоянное место жительство в другое государство-участник. Также указывает, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 24.12.1993), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992) распространяют свое действие на определенный круг лиц, имеющих статус: военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих пограничных войск, граждан государств-участников СНГ. Поскольку истец к указанным категориям лиц не относится, то условия данных Соглашений не могут быть применены к правоотношениям по пенсионному обеспечению истца как сотрудника таможенной службы, международное соглашение, предусматривающее взаимный зачет выслуги лет сотрудникам таможенных органов времени службы в государствах-участниках Содружества Независимых Государств с каким-либо государством не заключалось, в связи с чем отсутствуют правовые основания для зачета истцу в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в Вооруженных Силах Украины. Кроме того, суд при принятии решения, необоснованно сослался на положения ст. 436 Таможенного кодекса РФ, введенного в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 18.06.1993 №5223-1, поскольку на момент прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах Украины у него не возникли условия для назначения пенсии, т.е. не имелось выслуги лет, дающей право на пенсию.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Курганской таможни, третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы на доводах апелляционных жалоб настаивал. Представитель истца с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Панов А.В. с 24.05.2002 проходил службу в Курганской таможне.
Приказом Курганской таможни №594-к от 21.12.2011 истец уволен с 03.01.2012 со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», приказом ФТС России от 28.06.2011 №1374 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможнях, имеющих в регионе деятельности пункты пропуска через российско-белорусский и российско-казахстанский участки государственной границы», приказом Курганской таможни от 05.07.2011 №334 «Об организационно-штатных мероприятиях в Курганской таможне».
Выслуга лет в таможенных органах истца Панова А.В. на 03.01.2012 составила: календарная - 16 лет 00 месяцев 09 дней, льготная - нет, общая выслуга лет - 16 лет 00 месяцев 09 дней (л.д. 32).
Истец Панов А.В. в период с 01.08.1986 по 31.12.1992 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР: в период с 01.08.1986 по 31.08.1989 являлся курсантом Ачинского военного авиационно-технического училища; затем по распределению 31.08.1989 был направлен в 184 гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, расположенный в Украине. С 31.12.1992 по 13.11.2000 проходил военную службу в вооруженных силах Украины (л.д. 11-13).
Период военной службы истца в Вооруженных силах Украины с 31.12.1992 по 13.11.2000 не включен в выслугу лет истца для назначения пенсии.
Суд, при рассмотрении спора, со ссылкой на Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенное в Минске 14.02.1992, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Панова А.В..
Судебная коллегия находит возможным согласиться с данным выводом суда.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется .
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации определен Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №103, а также Инструкцией об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службой России от 20.05.2009 № 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», согласно которой расчет выслуги лет для назначения пенсии готовится подразделением кадров по установленной форме в следующих случаях: а) при возникновении у сотрудника выслуги лет, необходимой для назначения пенсии в соответствии со статьей 13 от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; б) при увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.
В соответствии подп. «а» п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:
а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы):
в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных «О федеральных органах налоговой полиции» и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;
указанное в статье 18 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».
В силу ст. 18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1 (далее ФЗ от 12.02.1993 №4468-1), в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе военная служба.
Согласно п. «а» ст. 13 ФЗ от 12.02.1993 №4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.02.1993 №4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при , других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта)……
В силу ст. 1 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного в г. Минске 14.02.1992, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.
В статье 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенного в г. Ташкенте 15.05.1992, предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Суд, удовлетворяя требования истца Панова А.В., пришел к выводу о том, что поскольку расчет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов производится на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу…, то отказ ответчика во включении в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы в Украине с 31.12.1992 по 13.11.2000 необоснован.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения истцу спорного периода военной службы в Вооруженных Силах Украины в связи с отсутствием международного соглашения, предусматривающего взаимный зачет в выслугу лет сотрудникам таможенных органов времени службы в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, не могут быть приняты во внимание.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения неправомерно сделана ссылка на ст. 436 Таможенного кодекса Российской Федерации, в первоначальной редакции, действующей в оспариваемый период военной службы истца в Украине, не является основанием для отмены решения суда.
Решение суда соответствует добытым по делу доказательствам и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Курганской таможни, Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи: