НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Курганского областного суда (Курганская область) от 15.05.2012 № 33-953/12

Судья Симонов Ю.М. Дело № 33-953/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.

судей: Григорьевой Н.А., Тимофеевой С.В.

при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 мая 2012 года дело по иску ФИО1 к Филиалу войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор

по апелляционной жалобе Филиала войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  на решение Щучанского районного суда Курганской области от 12 января 2012 года, которым постановлено: исковые требования  удовлетворить.

Признать за  право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 в должности  отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) в филиале в/ч  федерального бюджетного учреждения в/ч

Обязать командира войсковой части  внести изменения в трудовой договор, заключенный между Филиалом войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  (Работодателем) и  (Работником) от 26.11.2010: установить доплаты в связи с вредными условиями труда:

- коэффициент повышения должностного оклада - 1,5;

- надбавка к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30%;

- ежегодное вознаграждение - от 1 до 2 должностных окладов;

- установить продолжительность рабочей недели - 36 часов;

- установить ежегодный оплачиваемый отпуск - 49 календарных дней.

Взыскать с Филиала войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  в пользу   - недополученную заработную плату за период с 09.11.2011 по 31.12.2011.

Взыскать с Филиала войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  государственную пошлину в доход государства в сумме

Заслушав доклад судьи Григорьевой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Филиалу войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор.

В обоснование иска указала, что с 16.11.2004 работает в филиале войсковой части  Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть  в должности . С 26.11.2010 переведена на должность  отдела эксплуатации и планирования капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом от 07.11.2000 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Кроме того, гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержден  Федерации от 29.03.2002 № 188 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 31.12.2004 № 899, от 06.10.2011 № 824).

В указанный список включен специалист (всех категорий и наименований).

В соответствии с тарификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, профессия экономиста относится к должности специалистов, следовательно, она имеет право на установленные указанным выше Федеральным законом льготы и компенсации, которые ей в нарушение действующего законодательства не предоставляются, в том числе сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Просила суд признать за ней право на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством, возложить на ответчика обязанность внести изменения в трудовой договор, установить ей повышенный должностной оклад с коэффициентом 1,5, выплату надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30 %, ежегодное вознаграждение за выслугу лет от 1 до 2 должностных окладов, продолжительность рабочей недели - 36 часов и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней. Произвести перерасчет причитающихся денежных выплат.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Филиал войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части , действующий на основании доверенности, ФИО2 с иском не согласился. Пояснил, что трудовым договором с истцом не предусмотрено выполнение работ с химическим оружием.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Филиал войсковой части  Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть  просит решение суда отменить. Указывает, что Федеральным законом от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» предусмотрены 2 группы работ с химическим оружием, которые ФИО1 по своим функциональным обязанностям не выполняет и никакого отношения к работам, указанным в вышеназванном законе не имеет.

В трудовом договоре, заключенном между сторонами, не содержится указаний, о том, что истец обязана выполнять работы с химическим оружием, за выполнение которых ей должны предоставляться соответствующие льготы.

 Федерации от 29 марта 2002 г. № 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации» определено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и руководителей Российского агентства по промышленности, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В войсковой части  льготы и компенсации предоставляются на основании Перечня профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, утвержденного руководителем Российского агентства по промышленности, Министром обороны РФ по согласованию с Минтруда и соц. развития РФ, главным финансово-экономическим управлением, Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия по результатам аттестации рабочих мест на производствах с вредными условиями труда.

В данном Перечне должность истца по своему точному наименованию «» отсутствует, следовательно, правовых оснований для производства указанных выплат у командования части не имеется.

Судом не принято во внимание, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих содержит лишь квалификационные характеристики различных видов работ и является основой для определения разряда работ и присвоения разряда работникам, а указание в нем должности «специалист» не может служить основанием для предоставления льгот и компенсаций, которые гарантированы специальным законом определенному кругу лиц.

Судом не были исследованы доказательства соответствия должностных обязанностей истца необходимым квалификационным требованиям и отсутствия медицинских противопоказаний для выполнения работ, предусмотренных законом от 07.11.2000 № 136-ФЗ.

Суд, принимая решение, не учел, что аттестация рабочего места истца, при отсутствии должности «» в Списке, дающем право на льготы и компенсации, само по себе не является основанием для их выплат.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со статьей 37  каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из материалов дела усматривается, что истец 16.11.2004 принята на работу к ответчику в отдел капитального строительства на должность  (л.д. 29).

Приказом от   переведена на должность  в отдел эксплуатации и планирования капитального строительства (л.д. 32).

Согласно п. 2 Функциональных обязанностей  отдела эксплуатации и планирования капитального строительства, утвержденных командиром войсковой части ,  отвечает за осуществление технического обеспечения работ по строительству объекта уничтожения химического оружия (УХО), а так же надзора и контроля при проведении указанных работ.

Пунктом 3 установлено, что  обязан осуществлять техническое обеспечение работ по строительству объекта УХО, а так же надзора и контроля при проведении указанных работ, технически обеспечивать работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственной зоне промышленных объектов по УХО, знать химические и физические свойства отравляющих веществ, уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, при необходимости участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с химическими боеприпасами (л.д. 26-28).

В соответствии со статьями 1, 4, 5 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.

Ко второй группе работ с химическим оружием относится в том числе научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств,профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются .

Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодные вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом , и условиями соответствующих трудовых договоров.

Гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

В силу пункта 1  Федерации от 29.03.2002 № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми , установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет «1.5», надбавка за непрерывный стаж работы по второй группе работ при стаже до 1 года-15%, при стаже от 1 года до 3 лет- 20%, при стаже свыше трех лет - 30% к месячному заработку.

Ежегодное вознаграждение (кратно тарифной ставке, должностному окладу, окладу по воинской, штатной должности) по второй группе работ при стаже работы до одного года -1, при стаже от 1 года до трех лет -1,5, при стаже свыше 3 лет - 2.

Во исполнение ФЗ от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»  Федерации от 29.03.2002 № 188 утвержден Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.

Вышеуказанными Списками предусмотрен объект по хранению и уничтожению химического оружия,  (объект ) и должность «специалист (всех категорий и наименований).

Профессия  относится к должностям специалистов, что установлено «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37.

Пунктом 2  Федерации от 29.03.2002 № 188 предусмотрено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно карте аттестационного места по условиям труда  рабочее место  отдела эксплуатации и планирования капитального строительства объекта по хранению и уничтожению химического оружия на объекте  по факторам производственной среды и трудового процесса соответствует классу 3.1 (вредный), по травмобезопасности - 1 классу (оптимальному), по обеспеченности средствами индивидуальной защиты - рабочее место соответствует требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты, предусмотрены гарантии и компенсации в виде: повышенной тарифной ставки, должностного оклада с коэффициентом 1,5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочей недели 36 часов и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней (л.д. 12-24).

Фактически истцу ФИО1 указанные выше гарантии и компенсации не установлены.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что истец приобрела право на социальные гарантии в виде повышенного должностного оклада с коэффициентом 1,5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часовая неделя) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней.

В этой связи, судом обоснованно удовлетворены также требования ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате с учетом надбавки за период с 09.11.2011 по 31.12.2011 в сумме , размер которой ответчиком не оспаривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щучанского районного суда Курганской области от 12 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала войсковой части  Федерального бюджетного учреждения войсковой части  без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи: