НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2021 № 88-33252/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-33252/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-2812/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Краснодар 16 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Авериной Е.Г.,

судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,

по кассационной жалобе ФИО1, на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия

установила:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в общий и специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указав, что 24.12.2020 г. ею в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением ответчика от 26.04.2021 г. ей отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом, ответчиком из специального стажа ФИО1 исключены периоды работы: с 01.10.1996 г. по 28.02.2003 г., с 01.11.2004 г. по 29.11.2013 г.; в общий стаж не включён период обучения в высшем учебном заведении с 01.09.1989 г. по 23.02.1991 г., с 15.01.1992 г. по 30.06.1995 г.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 июня 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 июня 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные акты. В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно сведениям указанных документов период обучения истицы в агротехнической академии составил: с 01.09.1989г. по 23.02.1991 г. и с 15.01.1992 г. по 30.06.1995 г. Следовательно, если на момент учебы указанный период мог быть включен в стаж, то данный период в настоящее время подлежит включению в общий стаж. Реализуя право на Конституционную гарантию ею в орган по назначению пенсий были представлены справки выданные на её имя работодателем «ОАО Белогорский райагрохим» с указанием периода трудовой занятости а так же с указанием на вид занятости в особых условиях труда предоставляющих право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту в качестве мастера, занятого на участках по сбору, переработке и утилизации трупов животных на специализированных ветеринарно- санитарных утилизационных заводах (цехах) где более 50 процентов руководимых ими рабочих пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, что предусмотрено Списком №2 утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1191 г. (раздел XXX «Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства. Сбор, переработка и утилизация трупов животных» код позиции 23501006-23187.

Отмечает, что занятость на указанной должности так же предоставляло право на льготное пенсионное обеспечение (список № 2 утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.1994г. № 162, список № 2 утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 N 936).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.

Судами установлено, и из материалов дела следует, что 24.12.2020 г. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 26.04.2021г. № 331 ФИО1 отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии.

При этом, ответчиком в специальный стаж ФИО1 не включены периоды работы: с 01.10.1996 г. по 28.02.2003 г., с 01.11.2004 г. по 29.11.2013 г. - мастером по сбору, переработке и утилизации трупов животных в производстве ОАО «Белогорский Райагрохим».

Из общего стажа исключён период её обучения с 01.09.1989 г. по 23.02.1991 г., с 15.01.1992 г. по 30.06.1995 г. в Крымском Ордена «Знак Почета» сельскохозяйственном институте им. М.И. Калинина.

Не согласившись с данным отказом пенсионного органа ФИО1 обратилась в суд.

Отказ ответчика во включении в специальный стаж периодов работы истца с 01.10.1996 г. по 28.02.2003 г., с 01.11.2004 г. по 29.11.2013 г. мотивирован тем, что в связи с утерей трудовой книжки заявителя, в подтверждение спорных периодов истцом лично представлена уточняющая справка о периодах её работы и заработной плате выданная 29.11.2013 г. Вместе с тем, предприятие, выдавшее справку на учете в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) и отделе ПФ РФ в Белогорском районе не значится, провести документальную проверку сведений, указанных в справке уточняющей характер работы ФИО1 не представляется возможным, поскольку при выходе сотрудников по месту нахождения организации указанной в справке, место нахождения не установлено.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением правительства от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», правилами, утвержденными Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н, принимая во внимание тот факт, что истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих особые условия в спорные периоды работы истца, установил, что ответчик имел законные основания для отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периодов её работы с 01.10.1996 г. по 28.02.2003г., с 01.11.2004 г.

Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периода учебы истца в высшем учебном заведении в трудовой стаж, так как Период обучения истца имел место с 1989 г., учитывая, что до 1991 г. период обучения в ВУЗе засчитывался в стаж при условии, если учебе предшествовала работа либо служба при поступлении на обучение в ВУЗ, однако истец до поступления не работала, в связи с чем, период обучения не подлежит включению в общий стаж.

Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку последние основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (статей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с изложенными выводами суда первой и апелляционной инстанций соглашается, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства принятые судами во внимание, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.

На основании ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Частями 1, 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Подпунктами «а», «б» пункта 4 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884 территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 01.01.1992, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 пунктом «б» подраздела «Сбор, переработка и утилизация трупов животных на специализированных ветеринарно-санитарных заводах (цехах)» раздела XXX «Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства. Сбор, переработка и утилизация трупов животных» которого предусмотрены Мастера, занятые на участках, где более 50 процентов руководимых ими рабочих пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение (позиция 2350100б-23187).

При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:

постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае условием, при котором ФИО1 могли быть включены в специальный стаж спорные периоды её работы периоды: с 01.10.1996 г. по 28.02.2003 г., с 01.11.2004 г. по 29.11.2013 г. в «ОАО Белогорский райагрохим», имевшие место после её регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, является не только замещение ею должности мастера, занятые на участках, где более 50 процентов руководимых ими рабочих пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, поименованной в Списке N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (позиция 2350100б-23187), но и занятость истца в течение полного рабочего дня на выполнении работ по сбору, переработке и утилизация трупов животных на специализированных ветеринарно-санитарных заводах (цехах) предприятий, отнесенных к агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, в том числе осуществляющих сбор, переработку и утилизацию трупов животных.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным истцом она работала в должности мастера по сбору, переработке и утилизации трупов животных в производстве ОАО «Белогорский Райагрохим», в должности не поименованной Списком.

Отказ во включении спорных периодов в специальный стаж, суды также связывали с отсутствием документального подтверждения занятости ФИО1 в условиях труда, предусмотренных п. «б» (позиция 2350100б руководители и специалисты) подраздела «Сбор, переработка и утилизация трупов животных на специализированных ветеринарно-санитарных заводах (цехах)» раздела XXX «Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства. Сбор, переработка и утилизация трупов животных», Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

В отсутствие иных письменных доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца в спорные периоды, предоставление работодателем в пенсионный орган сведений о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код, указываю на законность действий пенсионного органа.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами Украины подтверждающие, что истец в спорные периоды, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы, для досрочного назначения страховой пенсии по старости, не считая справки, предоставленной ФИО1, которая обоснованно оспорена пенсионным органом.

Сведений о соответствии рабочего места вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест по условиям труда, вопреки доводам кассационной жалобы, материалы дела не содержат.

Правильны выводы судов относительно невозможности включения в общий страховой стаж истца периода обучения на основании законодательства, действующего в том период, поскольку подпунктом «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590 предусмотрено включение в общий стаж обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, а также техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.

Однако в пункте 109 указанного Положения имеется оговорка, предусматривающая, что указанные в подпункте «и» периоды засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» указанного пункта.

Таким образом, из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения в вузе, имевшие место до 1 января 1992 г., могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в пункте «к» вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение.

Таким образом, юридически значимое обстоятельство о периоде, предшествующем обучению, судами выяснено и ему дана надлежащая оценка.

При указанных обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в суде апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 июня 2021 года, апелляционное судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Г. Аверина

Судьи Н.Н. Мартынова

Е.С. Егорова

Постановление17.01.2022