ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-16031/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-3090/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 08 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н., Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об установлении юридически значимого факта, признании права на назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы и назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее – ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым), в котором просила:
- установить факт постоянного проживания ФИО1 на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года;
- признать за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
- признать незаконным и отменить решение ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым № от 22 апреля 2020 года об отказе в учете страхового стажа с 1986 года по 2012 год и назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
- возложить на ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым обязанность включить в трудовой стаж периоды работы ФИО1 на территории Республики Крым с 1986 года по 2012 год;
- возложить на ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости с 21 апреля 2020 года.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
За ФИО1 признано право на назначение страховой пенсии по старости.
Признано незаконным и отменено решение ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым № от 22 апреля 2020 года об отказе в учете страхового (трудового) стажа с 1986 год по 2012 год и назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
На ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность включить в трудовой стаж периоды работы ФИО1 на территории Республики Крым с 1986 год по 2012 год.
На ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости с 21 апреля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2020 года отменено, постановлено новое решение об отказе ФИО1 в иске.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФИО1 указывает, что судом апелляционной инстанции дано неверное толкование части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку сузил сферу применения указанного закона лишь на граждан Российской Федерации, получивших гражданство Российской Федерации в связи с принятием Крыма и Севастополя в Россию. Однако в указанном нормативном акте этого не сказано. Полагает, что если бы законодатель имел целью лишить граждан, имевших двойное гражданство права на получение пенсии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то именно так как и суд сформулировал бы часть 1 статьи 1 этого закона. Считает, что ФИО1 полностью подпадает под определение субъекта, изложенного в указанном федеральном законе. Указывает, что истица, как и другие граждане, проживавшие и работавшие в Республике Крым, исправно платила отчисления в Пенсионный фонд и имела продолжительный трудовой стаж, при этом ни российское, ни украинское законодательство не предусматривало никаких негативных последствий для лиц, имевших двойное гражданство. Полагает, что суд апелляционной инстанции не должен применять в 2020 году неблагоприятные последствия нарушения истцом в 2005 году предписаний законодательства о гражданстве государства Украина. Следовательно, наравне с другими гражданами, ФИО1 имеет право на применение к ней положений специального пенсионного закона для граждан, постоянно поживавших в Республике Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Указывает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие совмещение истцом работы по найму и индивидуальной предпринимательской деятельности, опровергается материалами дела, поскольку в дело представлены доказательства получением ответчиков заказного письма с приложенными документами. Критикует вывод о недостаточности у истца размера индивидуального пенсионного капитала. Указывает, что если бы истец была переселенцем из государства бывшего СССР, то ее стаж был бы учтен ответчиком при условии подтверждения его справками, выданными компетентными органами государства, откуда она прибыла, но поскольку индивидуальный пенсионный капитал рассчитывается, исходя из взносов в пенсионную систему Российской Федерации и у переселенцев не накапливается, то индивидуальный пенсионный капитал не изменится. Однако, поскольку ФИО1 не является переселенцем, она никуда не выезжала из Республики Крым и никогда не переселялась в него из страны бывшего СССР, то истец полностью соответствует определению субъекта, на которого распространяются положения части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", она является гражданином Российской Федерации постоянно проживающей на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Указывает, что все надлежащие документы, подтверждающие трудовой стаж и факт совмещения работы по найму и в качестве самозанятой предоставлены ответчику, потому законных оснований для отказа истцу в назначении пенсии не существует. В случае удовлетворении иска конкретные периоды работы ФИО1 будут устанавливаться и учитываться ответчиком на основании трудовой книжки и прочих документов истца.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 кассационную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, с 09 января 1991 года по 24 июля 2014 года была зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, при этом будучи одновременно гражданкой Украины, проживала и работала в городе Симферополе:
- с 01 августа 1986 года по 20 апреля 1995 года - работа в акционерном обществе «Завод Фиолент»,
- с 02 мая 1995 года по.. .- работа в арендном предприятии «Учебно-производственный комплекс»,
- с 01 февраля 2005 года по 31 августа 2007 года - работа в обществе с ограниченной ответственностью «КрымКАНтерм»,
- с 03 сентября 2007 года по 29 июня 2012 год работа в фирме «ОКТАНТ».
С 24 июля 2014 года истец ФИО1 зарегистрирована на территории Республики Крым.
25 марта 2020 года ФИО1 обратилась в ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Письмом № от 22 апреля 2020 года ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым разъяснило ФИО1 об отсутствии правовых оснований для применения Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при расчете пенсии, поскольку нет доказательств постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Кроме того, истице было сообщено о том, что пенсионным органом предъявляются соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, переехавших на постоянное проживание с территории государств участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
06 июля 2020 года решением ГУ-УПФР в г. Симферополе Республики Крым № ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента с указанием, что заявитель не попадает под действие Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Пенсионным органом в расчет стажа ФИО1 включены периоды с 01 сентября 1982 года по 10 июня 1986 год – учеба в Кишенёвском государственном университете; с 01 августа 1986 года по 20 апреля 1995 года – работа в акционерном обществе «Завод Фиолент», а также учтена заработная плата с сентября 1986 года по август 1991 года.
В расчет стажа ФИО1 пенсионным органом не включены периоды:
- с 02 мая 1995 года по.. . - работа в арендном предприятии «Учебно-производственный комплекс», поскольку отсутствует дата, номер приказа об увольнении и справка подтверждающая период работы. Указано, что период может быть учтен в общий трудовой (страховой) стаж работы согласно законодательству Российской Федерации при условии его документального подтверждения компетентными органами государства Украина;
- с 01 февраля 2005 года по 31 августа 2007 года – работа в обществе с ограниченной ответственностью «КрымКАНтерм», указано, что период может быть учтен в общий трудовой (страховой) стаж работы согласно законодательству Российской Федерации при условии его документального подтверждения компетентными органами государства Украина, а также справкой об уплате страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование с 01 января 2002 года;
- с 03 сентября 2007 года по 29 июня 2012 года – работа в фирме «ОКТАНТ», указано, что период может быть учтен в общий трудовой (страховой) стаж работы согласно законодательству Российской Федерации при условии его документального подтверждения компетентными органами государства Украина, а также справкой об уплате страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование с 01 января 2002 года.
По представленным документам общий страховой стаж истицы составил 12 лет 6 дней, величина индивидуального пенсионного капитала – 13,566, что не достаточно для назначения страховой пенсии.
В случае документального подтверждения периодов работы с 01 февраля 2005 года по 31 августа 2007 года, с 03 сентября 2007 года по 29 июня 2012 года страховой стаж ФИО1 составит 19 лет 1 месяц 18 дней, величина индивидуального пенсионного капитала – 13,566.
Материалы дела не содержат сведений об уплате страховых взносов как в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в Пенсионный фонд Украины за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года ни истцом, ни ее работодателем, поэтому указанные периоды не учтены при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера пенсии ФИО1
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 1, 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьями 3, 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», статьями 2, 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что на ФИО1, как гражданина Российской Федерации, проживавшей на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, распространяется действие Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку ФИО1 является гражданкой Российской Федерации до 18 марта 2014 года и жила и работала на территории Украины, то включение в трудовой (страховой) стаж истицы периодов ее работы на предприятиях Украины после 1 января 2002 года осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Принимая решения об отказе в удовлетворении требований истца, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, исходила из отсутствия документального подтверждения спорных периодов работы ФИО1 компетентными органами государства Украина, а также данных об уплате страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование с 01 января 2002 года, а в период работы истца в арендном предприятии «Учебно-производственный комплекс» - отсутствие в трудовой книжке даты, номера приказа об увольнении, записи об увольнении и справки подтверждающей период работы.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым не порождает для истца никаких прав и обязанностей, не может повлечь в дальнейшем каких-либо юридических последствий, поскольку на нее не распространяются положения Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций, с учетом предмета и основания иска, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 10 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Поскольку заявитель ФИО1 является гражданкой Российской Федерации и по состоянию на 18 марта 2014 года была зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, то реализация ее пенсионных прав осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без применения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Доводы кассационной жалобы о неверном толковании судом апелляционной инстанции части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", основаны на неверном толковании норм материального права.
Судом апелляционной инстанции в пределах заявленных требований нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года является законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Постановление17.11.2021