НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 19.05.2015 № 11-5607/15

                      Дело № 11-5607/2015 Судья: Смирнова Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Зариповой       Ю.С.,

        судей Жукова А.А., Смолина       А.А.,

        при секретаре Бурцеве       П.А.,

        рассмотрела в открытом судебном       заседании в городе Челябинске «19» мая 2015 года в зале суда гражданское       дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах Российской       Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция       по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному       агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации,       Государственному унитарному предприятию Оренбургской области       «Международный аэропорт «Оренбург» о возложении обязанности провести       ремонт, выделить денежные средства на проведение ремонта с апелляционными       жалобами Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по       строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федерального агентства       по обустройству государственной границы Российской Федерации на решение       Центрального районного суда города Челябинска от 18 февраля 2015       года.

        Заслушав доклад судьи Зариповой       Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав       помощника Челябинского транспортного прокурора Чиж Л.В., представителей       Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по       строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - Коваленко А.Н.,       Кирсанова Ю.М., Федерального агентства по обустройству государственной       границы РФ Макланову Е.М., Оренбургской таможни Евсеева Н.В., судебная       коллегия

установила:

        Оренбургский транспортный       прокурор обратился в суд с иском с учетом изменения требований в интересах       Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению       «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее ФГКУ       «Росгранстрой»), Федеральному агентству по обустройству государственной       границы Российской Федерации (далее по тексту Росграница),       Государственному унитарному предприятию Оренбургской области       «Международный аэропорт «Оренбург» (далее ГУП Оренбургской области       «Международный аэропорт «Оренбург») о возложении обязанности ремонт       помещения № 13 (комната дежурной смены таможенного органа) на втором этаже       двухэтажного вспомогательного здания «Таможня», литер В по       адресу:

                      2

                      Оренбургская область,       Оренбургский район, аэропорт «Центральный» в воздушном грузопассажирском       постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу       Российской Федерации «Оренбург (Центральный)»; о возложении на ФГКУ       «Росгранстрой» обязанности возместить ГУП Оренбургской области       «Международный аэропорт «Оренбург» расходы по ремонту указанного       помещения; о возложении на Федеральное агентство по обустройству       государственной границы Российской Федерации обязанности выделить денежные       средства на проведение капитального ремонта вышеуказанного       помещения.

        В обоснование иска указал, что в       ходе проверки, проведенной в апреле 2014 года, исполнения Уральским       филиалом ФГКУ «Росгранстрой» требований законодательства по оборудованию и       техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для       организации пограничного, таможенного и иных видов контроля,       осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу       Российской Федерации, установлено, что помещение № 13 (комната дежурной       смены таможенного органа) на втором этаже двухэтажного вспомогательного       здания «Таможня», литера В, по адресу: Оренбургская область, Оренбургский       район, аэропорт «Центральный» в воздушном грузопассажирском постоянном       многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской       Федерации находится в аварийном состоянии. В результате длительного       протекания кровли от стен отслоились обои, штукатурка пришла в       негодность-верхний слой разрушен, появился грибок, из помещения не       выветривается запах сырости. В связи с этим использование по назначению       должностными лицами Оренбургской таможни помещения № 13 невозможно.       Оренбургская таможня неоднократно обращалась в ФГКУ «Росгранстрой» о       необходимости ремонта данного помещения, однако мер по ремонту до       настоящего времени не принято. Указанный пункт пропуска находится в       ведении Уральского филиала ФГКУ «Росгранстрой». Бездействие ФГКУ       «Росгранстрой» по непринятию мер по капитальному ремонту помещения № 13       нарушает интересы Российской Федерации, так как не обеспечивает       необходимых условий для организации таможенного контроля, осуществляемого       в пункте пропуска, а значит и безопасность Российской       Федерации.

        В судебном заседании помощник       прокурора Чиж Л.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в       полном объеме.

        Представитель ответчика ФГКУ       «Росгранстрой», действующая на основании доверенности, Коваленко А.Н. в       судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по       основаниям, изложенным в письменном отзыве.

        Представитель ответчика       Росграница Маклакова Е.М., действующая на основании доверенности,       возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в       письменном отзыве.

                      3

                      Представитель ответчика ГУП       Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» в судебное       заседание не явился, извещен, причин неявки суду не сообщил.

        Представитель третьего лица       Оренбургская таможня в судебное заседание не явился, извещен, просил       рассмотреть дело в его отсутствие, направил суду письменный       отзыв.

        Суд постановил решение, которым       удовлетворил заявленные требования частично, возложил на ФГКУ       «Росгранстрой», а при недостаточности денежных средств учреждения на       Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской       Федерации обязанность произвести ремонт помещения № 13 (комната дежурной       смены таможенного органа) на втором этаже двухэтажного вспомогательного       здания «Таможня», литер В по адресу: Оренбургская область, Оренбургский       район, аэропорт «Центральный» в воздушном грузопассажирском постоянном       многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской       Федерации, выполнив следующие виды работ: демонтаж старой штукатурки со       стен, нанесение новой штукатурки на стены, шпаклевание стен, оклеивание       стен обоями, демонтаж окна, установка нового окна, монтаж откосов, замена       короба, покраска потолка, замена напольного покрытия (линолеума). В       удовлетворении остальной части исковых требований, а также в       удовлетворении исковых требований к Государственному унитарному       предприятию Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург»       отказал.

        Не согласившись с решением суда       первой инстанции, ФГКУ «Росгранстрой» обратилось в Челябинский областной       суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить,       принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых       требований прокурора. Выражает несогласие с выводом суда о том, что       обязанность по ремонту помещения должна быть возложена на ФГКУ       «Росгранстрой», поскольку имущество международного аэропорта «Оренбург       -Центральный» закреплено за ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» на       праве хозяйственного ведения, часть помещений указанного аэропорта       переданы ФГКУ «Росгранстрой» в безвозмездное пользование на основании       договора безвозмездной передачи объектов основных средств, согласно       которому ссудополучатель не несет расходы по текущему и капитальному       ремонту, в том числе инженерных сетей. Считает, что при разрешении дела       суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, решение суда       не основано на нормах действующего законодательства. Суд в решении       ссылался лишь на положения Устава ФГКУ «Росгранстрой», который       нормативно-правовым актом не является. Указывает, что в порядке ст. 45 ГПК       РФ прокурор не имел права обращаться в суд для защиты интересов       юридического лица. На основании акта приема-передачи от 14 октября 2013       помещение № 13 Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой передано Оренбургской       таможне в надлежащем состоянии, без указания     недостатков

                      4

                      или иных замечаний к перечню и       техническому состоянию помещений. При этом отмечает, что переданное ранее       помещение № 13 используется сотрудником, обслуживающей организации, а       сотрудники ФТС РФ, занимавшие ранее это помещение, находятся в помещении №       10, не переданном ФГКУ «Росгранстрой» по договору безвозмездной передачи       объектов основных средств и отсутствует в акте приема-передачи от ФГКУ       «Росгранстрой» к Оренбургской таможне. Таможенный контроль в данном       помещении не осуществляется, помещение не используется и оно находится вне       зоны таможенного контроля, не в зале прилёта или вылета, на втором этаже       отдельного двухэтажного здания «Таможня». Указывает, что проведение       ремонта помещения № 13 ФГКУ «Росгранстрой» невозможно, поскольку не       соблюден установленный порядок принятия решения о проведении ремонта и в       федеральном бюджете отсутствуют денежные средства, необходимые для       проведения ремонта.

        Не согласившись с решением суда       первой инстанции, Федеральное агентство по обустройству государственной       границы Российской Федерации обратилось в Челябинский областной суд с       апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по       делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований       прокурора. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение и       неправильное применение норм материального и процессуального права. При       разрешении дела суд первой инстанции вышел за пределы заявленных       требований, судом нарушены правила подсудности. Указывают, что расходы на       ремонт действующих пунктов пропуска являются капитальными вложениями в       объекты капитального строительства, которое выделяется исключительно в       рамках федеральных целевых программ. Доказательств того, что Российская       Федерация, в лице Росграницы, приняла на себя обязательства инвестировать       бюджетные средства в капитальный ремонт зданий и помещений, в которых       расположен ВПП Оренбург «Центральный» не представлено. Кроме того, в силу       договора ссуды от 29 ноября 2011 года № 226/67-2011/56 ссудополучатель не       несет расходы по текущему и капитальному ремонту помещений. Считают, что       возложенная на ФГКУ «Росгранстрой», а при недостаточности денежных средств       на Росграницу, обязанность произвести ремонт помещения № 13, повлечет       вложение бюджетных инвестиции в объекты международного аэропорта Оренбург,       не находящиеся в федеральной собственности, что противоречит ст. 80       Бюджетного кодекса РФ.

        Оренбургской таможней представлен       отзыв на апелляционную жалобу ФГКУ «Росгранстрой», в котором полагает о       законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

        Федеральное агентство по       обустройству государственной границы Российской Федерации представило       отзыв на апелляционную жалобу ФГКУ «Росгранстрой», в котором изложены       доводы аналогичные доводам, изложенным в поданной апелляционной жалобе,       просят решение суда первой

                      5

                      инстанции отменить и принять по       делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных       требований.

        Представители ФГКУ       «Росгранстрой», действующие на основании доверенности, Коваленко А.Н.,       Кирсанов Ю.М. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы       поддержали.

        Представитель Федерального       агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации       Макланова Е.М., действующая на основании доверенности, в суде       апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы       поддержала.

        Представитель Оренбургской       таможни, действующий на основании доверенности, Евсеев Н.В. в суде       апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционных       жалоб.

        Помощник Челябинского       транспортного прокурора Чиж Л.В. в суде апелляционной инстанции возражала       против доводов апелляционных жалоб.

        Представитель ГУП Оренбургской       области «Международный аэропорт «Оренбург» в суд апелляционной инстанции       не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще. В       соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия       полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица,       извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом       апелляционной инстанции.

        Изучив доводы апелляционных       жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции,       выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований       для отмены постановленного по делу решения суда.

        Согласно ст. 3 Федерального       закона от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе       Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно       важные интересы личности, общества и государства.

        В силу ст. 11 Федерального закона       «О государственной границе Российской Федерации» пропуск через       Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и       животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей       12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу.       Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через       Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного       контроля.

        Согласно ст. 12 вышеуказанного       закона открытие пункта пропуска через Государственную границу       осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и       принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом       исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по       проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и       другими

                      6

                      органами, участвующими в контроле       в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных       проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для       организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование,       строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений,       необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов       контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются       за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования,       предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии       передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации       пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через       Государственную границу).

        Порядок установления, открытия,       функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска       через Государственную границу, а также общие требования к строительству,       реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих       зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного,       таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через       Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской       Федерации.

        Во исполнение требований       вышеуказанного закона Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007       года N 930 утверждены Общие требования к строительству, реконструкции,       оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,       необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов       контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу       РФ.

        Согласно п. 3 указанных       Требований строительство и реконструкция зданий, помещений и сооружений в       пунктах пропуска осуществляется с учетом специализации и классификации       пунктов пропуска, планируемой пропускной способности, а также с учетом       расчетной штатной численности создаваемых в пункте пропуска подразделений       органов пограничного, таможенного и иных видов контроля.

        В задании на подготовку проектной       документации на строительство либо реконструкцию зданий, помещений и       сооружений предусматриваются, в частности: служебные помещения (комнаты)       или места для размещения сотрудников подразделений органов пограничного,       таможенного и иных видов контроля; помещения бытового назначения (для       приема пищи, отдыха, личной гигиены и иных целей) (пункт 4       Требований).

        Указом Президента Российской       Федерации от 11 октября 2007 года № 1359 образовано Федеральное агентство       по обустройству государственной границы Российской Федерации, на которое       возложены функции по определению и реализации государственной политики по       обустройству государственной границы Российской Федерации, созданию,       развитию и

                      7

V

                      обеспечению деятельности пунктов       пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест       пересечения государственной границы, а также функции государственного       заказчика в этой сфере.

        Во исполнение вышеуказанного       Указа Президента, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01       ноября 2007 года № 734 утверждено Положение о Федеральном агентстве по       обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)       (далее Положение).

        В соответствии с п. 5.5 Положения       Росграница организует обеспечение единообразного применения требований к       проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию и техническому       оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации       пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах       пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов       пропуска через государственную границу Российской Федерации при       международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, а также       для обустройства мест пересечения государственной границы Российской       Федерации.

        Согласно п. 5.6.5 Положения       Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в       порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий,       помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного,       таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную       границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную       границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках       железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и       техническое оснащение (за исключением специального оборудования       государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и       сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации),       содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений       и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской       Федерации.

        Распоряжением Правительства       Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р в целях обеспечения       выполнения функций, связанных с проектированием, строительством,       реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и       сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных       видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную       границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения       государственной границы Российской Федерации, а также осуществление       федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и       охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное       государственное учреждение «Дирекция по строительству и       эксплуатации

                      8

                      объектов Росграницы».

        В соответствии с Федеральным       законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской       Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных       (муниципальных) учреждений» от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ приказом       Федерального агентства от 13 января 2011 года № 1-ОД тип существующего       федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и       эксплуатации объектов Росграницы» изменен на ФГКУ       «Росгранстрой».

        Согласно Уставу учредителем ФГКУ       «Росгранстрой» является Правительство Российской Федерации, полномочия       которого осуществляет Росграница. Полномочия собственника в отношении       федерального имущества, переданного ФГКУ «Росгранстрой» на праве       оперативного управления, осуществляют в установленном порядке Росграница и       Росимущество.

        Согласно пункту 1.2 Устава ФГКУ       «Росгранстрой» является федеральным государственным казенным учреждением,       предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с       проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и       техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для       организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах       пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства       мест пересечения государственной границы Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2.4       Устава, ФГКУ «Росгранстрой» обеспечивает исполнение своих обязательств в       пределах доведенных до неё лимитов бюджетных обязательств и средств,       полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности. В       случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательства       ФГКУ «Росгранстрой» несет собственник имущества (Правительство Российской       Федерации в лице Росграницы) в порядке, установленном законодательством       Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела и       установлено судом, 17 апреля 2014 года Оренбургской транспортной       прокуратурой в присутствии представителей ФГКУ «Росгранстрой», Таможенного       поста Аэропорт Оренбург, проведена проверка Уральского филиала ФГКУ       «Росгранстрой» на предмет исполнения требований законодательства по       оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,       необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов       контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу       Российской Федерации, в ходе которой установлено, что помещение № 13       (комната дежурной смены таможенного органа) на втором этаже двухэтажного       вспомогательного здания «Таможня», литер В по адресу: Оренбургская       область, Оренбургский район, аэропорт «Центральный» в воздушном       грузопассажирском постоянном многостороннем пункте

                      9

                      пропуска через государственную       границу Российской Федерации находится в аварийном состоянии. В результате       длительного протекания кровли от стен отслоились обои, штукатурка пришла в       негодность - верхний слой разрушен, появился грибок, из помещения не       выветривается запах сырости. Необходимо провести ремонт данного помещения,       а именно выполнить следующие виды работ: демонтаж старой штукатурки со       стен, нанесение новой штукатурки на стены, шпаклевание стен, оклеивание       стен обоями, демонтаж окна, установка нового окна, монтаж откосов, замена       короба, покраска потолка, замена напольного покрытия       (линолеума).

        Согласно п. 1.1 договора ссуды       (безвозмездного пользования) № 226/67-2011/56 от 29 ноября 2011 года,       заключенного между ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт       «Оренбург» (Ссудодатель) и ФГКУ «Росгранстрой» (Ссудополучатель),       ссудодатель передает ссудополучателю недвижимое имущество, используемое       государственными контрольными органами, во временное безвозмездное       пользование, а ссудополучатель принимает помещения и несет расходы на его       содержание.

        Из перечня недвижимого имущества,       передаваемого в безвозмездное пользование, от 01 января 2011 года следует,       что ФГКУ «Росгранстрой» во временное безвозмездное пользование передано       также помещение № 13 (комната дежурной смены таможенного органа),       расположенное на втором этаже двухэтажного вспомогательного здания       «Таможня», литер В по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район,       аэропорт «Центральный» в воздушном грузопассажирском постоянном       многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской       Федерации.

        В соответствии со ст. 695       Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь,       полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая       осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее       содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного       пользования.

        Согласно п. 4.3.3 вышеуказанного       договора Ссудополучатель ФГКУ «Росгранстрой» обязуется нести расходы по       содержанию помещений, включая расходы на оплату коммунальных услуг, за       исключением текущего и капитального ремонта помещений, в том числе       инженерных сетей. Расходы по текущему и капитальному ремонту помещений       стороны обговаривают в отдельном соглашении (договоре).

        01 октября 2013 года и 19       сентября 2014 года между ФГКУ «Росгранстрой» (Заказчик) и ГУП Оренбургской       области «Международный аэропорт «Оренбург» (Исполнитель) заключены       государственные контракты № 281/14 и № 704/15 соответственно, из которых       следует, что Исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию нежилых       помещений, общей площадью 375,3 кв.м, переданных Заказчику в безвозмездное       пользование по договору безвозмездной передачи в пользование объектов       основных средств

                      10

                      № 226/67-2011/56 от 29 ноября       2011 года в порядке, на условиях и в объеме, предусмотренными настоящим       Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.       Услуги оказываются в соответствии с Техническим заданием - Приложением № 1       к настоящему контракту и оплачиваются согласно расчету затрат - Приложение       № 2 (п. 1.1 государственных контрактов).

        Согласно Техническому заданию на       оказание услуг по содержанию нежилых помещений воздушного пункта пропуска       Оренбург, в том числе помещения № 13, Исполнитель ГУП Оренбургской области       «Международный аэропорт «Оренбург» в срок с 01 января по 31 декабря 2014       года и с 01 января по 31 декабря 2015 года обязуется по мере необходимости       производить уборку, в том числе, мелкие малярные, плиточные, обойные и       другие работы по мере необходимости.

        В судебном заседании нахождение       помещения № 13 (комната дежурной смены таможенного органа) на втором этаже       двухэтажного вспомогательного здания «Таможня», литер В по адресу:       Оренбургская область, Оренбургский район, аэропорт «Центральный» в       воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска       через государственную границу Российской Федерации в аварийном состоянии и       необходимость его ремонта сторонами не оспаривалась.

        Согласно п. 3.1 Устава ФГКУ       «Росгранстрой» целями и предметом деятельности Дирекции является       организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и       технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для       организации пограничного, таможенного и иных видов контроля,       осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу       Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской       Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами       исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной       границы Российской Федерации.

        Пункт 3.2.5 Устава       предусматривает, что в целях реализации предмета деятельности Дирекция       выполняет за счет средств федерального бюджета организацию проведения       работ по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, а также       работ по их восстановительному и капитальному ремонту, реконструкции и       техническому перевооружению.

        Принимая во внимание       вышеприведенные нормы закона и установленные обстоятельства, суд пришел к       правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых       требований прокурора в части, при этом суд правильно исходил из того, что       обязанность по проведению ремонта вышеуказанного помещения должна быть       возложена на ФГКУ «Росгранстрой», что соответствует целям, предмету и       видам деятельности ФГКУ «Росгранстрой» в пределах прав и обязанностей,       предусмотренных п. 3 Устава учреждения; при недостаточности денежных       средств у ФГКУ

                      «Росгранстрой» субсидиарную       ответственность по обязательствам последнего будет нести Федеральное       агентство по обустройству государственной границы Российской       Федерации.

        С такими выводами суда первой       инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия.

        В соответствии с требованиями       статьи 56 ГПК РФ ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции       ФГКУ Росгранстрой, а также Росграницей не были представлены       доказательства, свидетельствующие о выполнении нормативных предписаний,       установленных вышеприведенными Постановлениями Правительства Российской       Федерации и невозможности своевременного устранения нарушений Типовых       требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому       оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации       пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах       пропуска через Государственную границу РФ.

        Вопреки доводам апелляционной       жалобы ФГКУ «Росгранстрой» прокурор обратился в суд с исковым заявлением в       защиту интересов Российской федерации, что не противоречит требованиям       статьи 45 ГПК РФ.

        Довод жалобы Федерального       агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации о       том, что дело разрешено с нарушением правил подсудности       несостоятелен.

        В соответствии со ст. 28 ГПК РФ       иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации       предъявляется в суд по месту нахождения организации.

        Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к       организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства,       может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или       представительства.

        Исковое заявление Оренбургским       транспортным прокурором подано по месту нахождения Уральского филиала ФГКУ       «Росгранстрой» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 29 ГПК       РФ.

        При подаче искового заявлении       Уральский филиал ФГКУ «Росгранстрой» располагался по ул. Могильникова, 95       г. Челябинска.

        Нахождение Уральского филиала       ФГКУ «Росгранстрой» по вышеуказанному адресу сторонами не оспаривалось,       иных сведений ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не       представлено.

        Довод жалобы ФГКУ «Росгранстрой»       о том, что помещение № 13, ремонт которого просит осуществить прокурор, не       используется по назначению Оренбургской таможней, не является основанием       для отмены решения суда, не опровергает правильность выводов       суда.

                      12

                      Кроме того как следует из       письменных пояснений Оренбургской таможни, представленных суду,       использование помещения № 13 невозможно.

        Довод жалобы ФГКУ «Росгранстрой»       о том, что на основании акта приема-передачи от 14 октября 2013 года       Уральский филиал ФГКУ «Росгранстрой» передал вышеуказанное помещение в       пригодном для эксплуатации состоянии Оренбургской таможни, не опровергает       правильность выводов суда, поскольку данный акт составлен в целях       реализации Соглашения от 09 августа 2011 года «О взаимодействии между       Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ и       Федеральной таможенной службой при передаче, учете, хранении и       использовании имущества, предоставляемого таможенным органам в пунктах       пропуска через государственную границу Российской Федерации».

        Довод жалоб о невозможности       исполнения решения суда в связи с отсутствием в федеральном бюджете       денежных средств, необходимых для проведения ремонта, был предметом       рассмотрения в суде первой инстанции, оснований для переоценки выводов       суда не имеется.

        Не согласие с выводом суда о       возложении на ФГКУ «Росгранстрой» обязанности по ремонту спорного       помещения, не влечет отмену решения суда по следующим       основаниям.

        В соответствии с Соглашением от       09 августа 2001 года № ДБ-3, заключенного между Росграница и ФТС России,       бремя расходов по содержанию (эксплуатации) имущества пунктов пропуска,       переданного таможенным органам, в том числе по оплате коммунальных и       прочих услуг, оказываемых таможенным органам в пункте пропуска (за       исключением услуг связи) несет ФГКУ «Росгранстрой».

        Согласно ответам ФГКУ       «Росгранстрой» на письменные обращения начальника Оренбургской таможни о       необходимости проведения ремонтных работ помещений таможенного поста       Аэропорт Оренбург, в том числе помещения № 13, проведение ремонта       помещений в здании литер В, воздушного пункта пропуска «Оренбург       (Центральный)», занимаемых Оренбургской таможней, планируется в 2014 году,       разработан план текущего ремонта на 2014 год и направлен в       Росграницу.

        В соответствии с государственными       контрактами 01 октября 2013 года и 19 сентября 2014 года ГУП Оренбургской       области «Международный аэропорт «Оренбург» обязано производить лишь       текущий ремонт помещения, а именно производить по мере необходимости       мелкие малярные, плиточные, обойные и другие работы. Между тем, актом       проверки установлена необходимость проведения работ по капитальному       ремонту спорного помещения.

        Учитывая положения нормативных       актов, функции по строительству, реконструкции, оборудованию и       техническому оснащению зданий,

                      13

                      помещений и сооружений,       необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов       контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу       РФ возложены именно на ФГКУ «Росгранстрой», поэтому обязанность по ремонту       помещения обосновано возложена именно на данного ответчика, а при       недостаточности денежных средств на Росграницу.

        Довод жалоб о том, что при       разрешении дела суд вышел за пределы заявленных требований, разрешив       требования, которые к ФГКУ «Росгранстрой» не были заявлены, не       несостоятелен.

        Как следует их материалов дела,       Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам, в       том числе и в ФГКУ «Росгранстрой» о возложении обязанности провести       капитальный ремонт помещения № 13 (комната дежурной смены таможенного       органа) на втором этаже двухэтажного вспомогательного здания «Таможня»,       литер В по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, аэропорт       «Центральный» в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем       пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации       «Оренбург «Центральный».

        В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК       РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или       уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик       вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым       соглашением.

        Как следует из материалов дела,       при разрешении данного дела прокурор от требований к ФГКУ «Росгранстрой» о       возложении обязанности произвести ремонт спорного помещения не       отказывался.

        Таким образом, учитывая, что       Оренбургский транспортный прокурор не отказывался от требований к ФГКУ       «Росгранстрой» о возложении обязанности произвести ремонт, суду необходимо       было рассмотреть указанное требование.

        Вместе с тем, судебная коллегия       не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на ФГКУ       «Росгранстрой» обязанности произвести определенный вид работ по ремонту       помещения, по следующим основаниям.

        В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК       РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд       может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных       федеральным законом.

        Как следует из содержания       искового заявления, Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с       иском к ответчикам о возложении обязанности провести ремонт спорного       помещения № 13 (комната дежурной смены таможенного органа) на втором этаже       двухэтажного вспомогательного здания «Таможня», литер В, каких-либо       требований о возложении на ответчиков обязанности осуществить конкретные       виды работ по ремонту

                      14

                      данного помещения, а именно       выполнить работы по демонтажу старой штукатурки со стен, нанесению новой       штукатурки на стены, шпаклеванию стен, оклеиванию стен обоями, демонтажу       окна, установке нового окна, монтажу откосов, замене короба, покраске       потолка, замене напольного покрытия (линолеума) не заявлял.

        В связи с чем, суду в       соответствии с вышеприведенными нормами процессуального права следовало       разрешить заявление по тем требованиям, которые Оренбургский транспортный       прокурор указал в своем исковом заявлении в суд.

        На основании вышеизложенного       решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению.

        Суд апелляционной инстанции не       находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, и отмены       обжалуемого судебного решения по доводам апелляционных жалоб.

        Руководствуясь ст. 328, 329, 330       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная       коллегия

определила:

        решение Центрального районного       суда города Челябинска от 18 февраля 2015 года изменить в части, изложив в       следующей редакции.

        Обязать Федеральное       государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и       эксплуатации объектов Росграницы», а при недостаточности денежных средств       учреждения - Федеральное агентство по обустройству государственной границы       Российской Федерации произвести ремонт помещения № 13 (комната дежурной       смены таможенного органа) на втором этаже двухэтажного вспомогательного       здания «Таможня», литер В по адресу: Оренбургская область, Оренбургский       район, аэропорт «Центральный» в воздушном грузопассажирском постоянном       многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской       Федерации.

        В остальной части решение суда       оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного       казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов       Росграницы», Федерального агентства по обустройству государственной       границы Российской Федерации - без удовлетворения.