ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-21465/2023
город Москва 13 сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.,
судей Иванова Д.А., Репиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Рязанской области (далее - МИФНС России № 9 по Рязанской области, Инспекция) на апелляционное определение Рязанского областного суда от 17 марта 2023 года, вынесенные по административному делу № 2а-373/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
МИФНС России № 9 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 196 857,33 рублей и пени за период с 3 декабря по 22 декабря 2019 года в размере 845,68 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что в собственности административного ответчика в указанный период находилось 24 транспортных средства, однако начисленный за 2018 год транспортный налог уплачен не был. В адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление, выставлялось требование об уплате налогов, однако задолженность по уплате налога, административным ответчиком погашена не была.
Решением Шиловского районного суда Рязанской области от 29 сентября 2022 года, административные исковые требования МИФНС России № 9 по Рязанской области удовлетворены частично, с ФИО2 взыскана в доход бюджета Рязанской области недоимка по транспортному налогу в размере 190 400 рублей. В пользу МИФНС России № 9 по Рязанской области возмещены судебные расходы в размере 21, 92 рублей, а также государственная пошлина в размере 5 008 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 7 марта 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части размера подлежащего взысканию с ФИО2 общего размера налоговой недоимки, судебных расходов и государственной пошлины; постановлено взыскать транспортный налог в размере 175 575 рублей, судебные расходы в размере 20,13 рублей, государственной пошлины в размере 4 711,50 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 июля 2023 года, МИФНС России № 9 по Рязанской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить апелляционное определение и направить на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что спорные транспортные средства фактически не выбывали из владения и пользования ФИО3; судебной коллегией не исследовался вопрос аффилированности лиц - продавца ФИО2 и покупателей транспортных средств, а также не исследовался вопрос состава конкурсной массы, соответственно наличие/отсутствие оснований для принудительной реализации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по настоящему делу судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявлений о взыскании могут быть восстановлены судом (пункты 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – 52 НК РФ) в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Ставки транспортного налога и порядок уплаты установлены Законом Рязанской области от 22 ноября 2002 года N 76-03 "О транспортном налоге на территории Рязанской области".
На основании статьи 2 Закона Рязанской области № 76-ОЗ от 22 ноября 2002 года налоговая ставка с каждой лошадиной силой соответственно составляет: для грузовых автомобилей мощностью двигателя до 10 лошадиных сил включительно составляет 23 рубля, свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно - 32 рубля, свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил включительно - 60 рублей, свыше 250 лошадиных сил - 85 рублей; для легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил включительно 10 рублей, для других самоходных транспортных средств машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу - 25 рублей.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что ФИО1 состоит на учете в налоговом органе и является плательщиком транспортного налога.
В налоговый период 2018 года административный ответчик являлся собственником следующих транспортных средств: - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 23 июля 2007 года, дата снятия с регистрации 14 апреля 2022 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 20 июля 2006 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - трактор <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 23 октября 2006 года, дата снятия с регистрации 28 января 2021 года, мощностью двигателя 27 л.с.; -<данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 23 октября 2006 года, дата снятия с регистрации 2 февраля 2021 года, мощностью двигателя 95 л.с.; - <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты> дата регистрации 23 октября 2006 года, дата снятия с регистрации 28 января 2021 года, мощностью двигателя 164,51 л.с.; -<данные изъяты><данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 23 октября 2006 года, дата снятия с регистрации 2 февраля 2021 года, мощностью двигателя 60 л.с.; - <данные изъяты><данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 8 апреля 2009 года, дата снятия с регистрации 14 января 2022 года, мощностью двигателя 169 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 1 апреля 2011 года, дата снятия с регистрации 31 марта 2018 года, мощностью двигателя 336 л.с.;-автомобиль легковой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты> дата регистрации 18 мая 2010 года, дата снятия с учета 16 февраля 2019 года, мощностью двигателя 72,70 л.с.; - автомобиль легковой <данные изъяты>, <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 4 июня 2011 года, дата снятия с регистрации 7 февраля 2019 года, мощность двигателя 99 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты> дата регистрации 15 сентября 2010 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - погрузчик <данные изъяты> L, <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 20 августа 2010 года, дата снятия с регистрации 25 февраля 2021 года, мощностью двигателя 125 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты> дата регистрации 3 декабря 2011 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 240 л.с.;-автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты> дата регистрации 31 декабря 2010 года, мощностью двигателя 210 л.с.; -автомобиль грузовой <данные изъяты> VIN: <данные изъяты> peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 8 июля 2011 года, дата снятия с регистрации 14 апреля 2022 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 31 мая 2012 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 104 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты> peг. знак. <данные изъяты>. дата регистрации 29 января 2018 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 150 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 5 июля 2008 года, дата снятия с регистрации 22 июня 2019 года, мощностью двигателя 36 л.с.; - <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 22 февраля 2013 года, дата снятия с регистрации 2 февраля 2021 года, мощностью двигателя 164,51 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 5 марта 2013 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации 2 июня 2011 года, дата снятия регистрации 14 апреля 2022 года, мощностью двигателя 240 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, <данные изъяты> гос. per. знак <данные изъяты>, дата регистрации 2 июня 2011 года, дата снятия регистрации 14 апреля 2022 года, мощностью двигателя 240 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>: <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, дата регистрации права 27 июня 2014 года, дата снятия регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 210 л.с.; - автомобиль грузовой <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, регистрации права 18 июля 2015 года, дата снятия с регистрации 16 апреля 2022 года, мощностью двигателя 260 л.с.
С 23 октября 2006 года по 1 октября 2015 года за ФИО2 был зарегистрирован погрузчик П-4/85, гос. per. знак <данные изъяты>, дата регистрации 23 октября 2006 года, дата снятия с регистрации 1 октября 2015 года, мощностью двигателя 270,02 л.с., за который налоговым органом также был исчислен транспортный налог за 2018 года в сумме 6 750 рублей.
Налоговым органом административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 42550507 от 25 июля 2019 года с приведением расчета взыскиваемого налога, которое исполнено не было.
В порядке статей 69, 70 НК РФ направлено требование № 43160 от 23 декабря 2019 года со сроком уплаты до 31 января 2020 года транспортного налога в размере 197 819, которое административным ответчиком исполнено не было.
По заявлению налогового органа 20 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 52 судебного района Шиловского районного суда Рязанской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО2 задолженности по налогу, который был отменен 21 марта 2022 года в связи с поступлением письменных возражений административным ответчиком.
Административное исковое заявление поступило в суд 23 июня 2022 года.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик в 2018 году являлся собственником транспортных средств, которые были зарегистрированы на него в органах ГИБДД, в связи с чем, являлся плательщиком транспортного налога, законных оснований для освобождения от уплаты налога не имеется. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом необоснованного начислен транспортный налог за погрузчик <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, поскольку названное транспортное средство было снято с регистрационного учета 1 октября 2015 года. Также налоговым органом необоснованно увеличена сумма налога на каток <данные изъяты>; <данные изъяты>, гос. per. знак В <данные изъяты>
В целом судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда согласилась с выводами суда о наличии оснований для взыскания со ФИО4 транспортного налога за 2018 год.
В тоже время, суд апелляционной инстанции, изменения решение суда, указал, что спорные 24 транспортных средства были принудительно реализованы в рамках процедуры банкротства ФИО2, а в случае принудительной реализации имущества должника такое лицо с момента заключения договора купли-продажи объекта налогообложения, прекращает правомочия собственника, которые переходят к третьему лицу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального и процессуального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Абзацем вторым пункта 7 указанной статьи предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего.
Положения указанной нормы права имеют своей целью ограничение действий гражданина, признанного банкротом, и осуществление регистрационных действий только на основании обращения финансового управляющего при наличии к тому оснований.
Пунктом 3 действовавшего в налоговый период, за который судами взыскан транспортный налог, постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" устанавливалось, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения; юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 апреля 2018 года N 1069-О, правовое регулирование, согласно которому федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362), при этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4), предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором.
Установлено, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 13 июня 2019 года ФИО2 признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, в ходе которой спорны транспортные средства <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. per. знак <данные изъяты>; каток <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты><данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты> VIN: №, гос. peг. знак <данные изъяты>, VIN: <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>; трактор <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты> гос. peг. знак <данные изъяты>, VIN: №, гос. peг. знак <данные изъяты>: №, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос. peг. знак <данные изъяты>, гос.рег. знак <данные изъяты> были реализован финансовым управляющим третьему лицу по договору купли-продажи от 15 октября 2018 года.
Также согласно договору купли-продажи от 14 февраля 2019 года № 1, реализован экскаватор одноковшовый <данные изъяты> года выпуск, двигатель №, мощностью двигателя 169 л.с., договору от 26 сентября 2018 № 1 реализован погрузчик одноковшовый <данные изъяты> года выпуска, двигатель <данные изъяты>, мощность двигателя 125 л.с.
Названные транспортные средства переданы продавцом и приняты покупателем, что подтверждается актами приема передач к вышеперечисленным договорам купли – продажи.
Указанные договоры не оспорены и не признаны недействительными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговые обязательства ФИО2 в отношении указанных транспортных средств прекращены в связи с отсутствием объекта налогообложения.
При этом, налоговые обязательства по уплате транспортного налога за 2018 год, как текущего платежа, у административного ответчика прекратились с даты заключения договоров купли-продажи.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства исследованы и оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку, представленных в материалы дела доказательств, вследствие чего основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не являются.
Каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены или изменения апелляционного определения, кассационная жалоба административного истца не содержит.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Рязанского областного суда от 17 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца МИФНС № 9 по Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи