НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2020 № 88А-16835/20

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-16835/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2020 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Карякина Е.А., Ляпина Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васильева Сергея Михайловича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2020 года по административному делу № 3а-124/2019 по коллективному административному исковому заявлению Егоровой Натальи Витальевны, Васильева Сергея Михайловича, Краснова Николая Юрьевича и других о признании недействующим в части постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 «О переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Васильева С.М. по доверенности Егорова К.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Макарова Е.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 земельные участки переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, согласно приложению. В подпункте 6 названного приложения поименован земельный участок площадью 64,6519 га с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Целью перевода категории земли указано размещение промышленно-складского комплекса. Данное постановление опубликовано 27 июня 2019 года на официальном интернет - портале правовой информации http://www.cap.ru, а также 29 июня 2019 года в газете «Вести Чувашии» № 24 (1646).

Егорова Н.В., Васильев С.М., Краснов Н.Ю. и другие, проживающие в д. Ильбеши, Синьяльское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики, обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 в части перевода земельного участка площадью 64,6519 га с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности).

В обоснование административного искового заявления административными истцами заявлено о противоречии оспариваемого правового акта положениям части 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ), в силу которых основанием в отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Также ссылались на то, что Собрание депутатов Синьяльского сельского поселения не давало своего согласия на внесение изменений в Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем считают свои права нарушенными.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 1 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2020 года, требования административных истцов оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 июня 2020 года, Васильев С.М., ссылаясь на нарушение норм материального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов.

Представителем Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики представлены возражения на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При изучении доводов кассационной жалобы Васильева С.М. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.

Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного Кодекса Российской Федерации определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую.

Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (статья 1).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 года № 152 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», которым определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, за исключением случаев, когда такой перевод отнесен к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления. Уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, за исключением перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики по результатам рассмотрения поступивших от заинтересованных лиц ходатайств и документов, необходимых для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, в установленные законодательством порядке и сроки готовит проект решения Кабинета Министров Чувашской Республики о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо отказ в переводе (пункт 1).

Статьей 6 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» определено, что Кабинет Министров Чувашской Республики состоит из членов Кабинета Министров Чувашской Республики - Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, заместителей Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики (включая первых заместителей), министров Чувашской Республики, Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики и полномочного представителя Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации.

Пунктами 10, 16 Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 97 «Об утверждении Регламента заседаний Кабинета Министров Чувашской Республики» установлено, что в заседаниях Кабинета Министров участвуют члены Кабинета Министров и другие должностные лица согласно утвержденному Председателем Кабинета Министров перечню, депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, а также лица, приглашенные на заседание Кабинета Министров по рассматриваемым вопросам. Заседание Кабинета Министров считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей членов Кабинета Министров, решения принимаются большинством голосов членов Кабинета Министров.

Оспариваемое административными истцами постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 принято на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики, что подтверждено протоколом заседания, при необходимом кворуме.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным высшим органом исполнительной власти Чувашской Республики в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в качестве случая, когда не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, называет установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 7 названного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи (часть 2).

Судами установлено, что 25 апреля 2019 года в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики поступило ходатайство ООО «Развитие», являющегося собственником земельного участка площадью 646 519 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для реализации инвестиционного проекта по строительству промышленно-складского комплекса.

К данному ходатайству приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для перевода земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, утверждённым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 года № 152. В числе прочих представлены: выкопировка из генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; заключение о наличии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 30 ноября 2018 года № ПФО-01-01-09/2418 из которого видно, что земельный участок с кадастровым номером находится между точками 1-2-3, 7-8-9-1 на площади залегания запасов кирпично-черепичного сырья месторождения «Ильбешевское», учтенного в нераспределенном фонде недр Территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых по Чувашской Республике; разрешение на застройку площади залегания полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 1 февраля 2018 года № 3, согласно которому ООО «Развитие» разрешается застройка площади залегания запасов глин и суглинков месторождения «Ильбешевское» нераспределенного фонда недр, расположенного на территории Чебоксарского района Чувашской Республики, в границах земельного участка площадью 52,81 га; обоснование перевода земель из одной категорию в другую.

Как видно из представленного обоснования, обращение собственника земельного участка с указанным заявлением обусловлено планируемым строительством промышленно-складского комплекса с складами класса А и В, производственными площадями, транспортно-сервисным центром, состоящим из следующих зон: зона логистического центра, зона промышленного производства, зона пищевого производства и складирования, зона транспортно-сервисного центра, зона общественного центра.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что предусмотренные региональным законодательством документы в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики собственником земельного участка с кадастровым номером 21:21:076547:430 представлены, в указанной части нарушений допущено не было.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2015 года № 346 утверждены, в числе прочего, значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. По Чебоксарскому району Чувашской Республики среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения составляет <данные изъяты>. за квадратный метр. Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости видно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - <данные изъяты>. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером не превышает средний уровень кадастровой стоимости по Чебоксарскому району Чувашской Республики.

Согласно письму администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 16 сентября 2019 года № 1037, в соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27 ноября 2008 года № 24-03 (далее - генеральный план), иные варианты размещения промышленных объектов, в том числе промышленно-складского комплекса на земельных участках площадью не менее 64 га в Синьяльском сельском поселении Чебоксарского района Чувашской Республики отсутствуют.

С учётом установленных обстоятельств оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, для запрета на перевод спорного земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию, судами не усмотрено.

Относительно довода кассационной жалобы о необоснованном принятии положений генерального плана поселения необходимо отметить следующее.

Одним из документов территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории поселения в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункту 23 пункта 1 статьи 7 Устава Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее Устав сельского поселения), утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план утвержден решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27 ноября 2008 года № 24-03 по результатам публичных слушаний.

В названный генеральный план внесены изменения и дополнения от 16 августа 2011 года № 08-05, от 5 июня 2013 года № 23-07, от 26 ноября 2013 года № 26-04, от 19 сентября 2014 года № 33-06, от 24 марта 2017 года № 21-01, от 28 апреля 2017 года № 23-01, от 12 апреля 2018 года № 37-06, от 13 июня 2018 года № 38-08, от 29 августа 2018 года № 39-05, от 7 декабря 2018 года № 43-09.

В силу части 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия генерального плана) генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

Судом установлено, что решение Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 27 ноября 2008 года № 24-03 «Об утверждении генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и об установлении границ населенных пунктов, входящих в состав Синьяльского сельского поселения», в Сводной схеме (основного чертежа) которого в первоначальной редакции отражена проектируемая производственная зона, размещено (опубликовано) на официальном сайте Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» (www.cap.ru), включая его графическую часть, в печатном издании «Ведомости Чебоксарского района» от 19 декабря 2008 года № 28 (58), а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации в сети в сети «Интернет» (https://fgistp.economy.gov.ru).

Ссылка в кассационной жалобе на то, что Минстрой Чувашской Республики не представлял в суд информацию о размещении генерального плана в информационном ресурсе, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 июня 2012 года № 218 Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики исполняет функции оператора инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационных систем, используемых органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления в Чувашской Республике; исполняет функции организатора по размещению общедоступной информации о деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных.

Письмом от 30 сентября 2019 года № 01/22-3104 Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики уведомило о том, что вышеуказанные решения Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и сводная схема генерального плана Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района к указанным решениям, в том числе в цветном графическом виде, были размещены (опубликованы) на официальном сайте Синяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики (администратор Мининфорполитики Чувашии) по адресу в сети «Интернет» (http://www.cap.ru).

С целью проверки доводов административных истцов из Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики судом первой инстанции истребован генеральный план (с последующими изменениями и дополнениями), который по своему содержанию не содержит различий с представленной административным ответчиком в материалы дела Сводной схемой (основного чертежа) генерального плана, изготовленной кадастровым инженером ФИО14

Довод кассационной жалобы о неприменении генерального плана в связи с ненадлежащим опубликованием не может быть принят во внимание, поскольку порядок признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части предусмотрен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В рамках рассмотрения административного дела о признании не действующим постановления о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения данный вопрос разрешён быть не может. Таким образом, при наличии не оспоренного генерального плана, сведения, содержащиеся в нём, имеют доказательственное значение.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики утверждены решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года № 19-02 (далее - правила землепользования и застройки).

Градостроительный регламент зоны производственных объектов (П-1) содержит сведения о следующих основных видах разрешенного использования земельных участков, включенных в указанную функциональную зону: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, объекты гаражного назначения, коммунальное обслуживание, общественное питание, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, производственная деятельность, недропользование, пищевая промышленность, строительная промышленность, энергетика, связь, обеспечение внутреннего правопорядка, заготовка древесины, заготовка лесных ресурсов, земельные участки (территории общего пользования).

Согласно генеральному плану, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером отнесен к перспективной производственной зоне.

Согласно протоколу публичных слушаний по рассмотрению генерального плана с. Синьялы, д. Шанары, д. Чиршкасы, д. Ильбеши, д. Арманкасы, д. Мошкасы, д. Ягудары от 29 июля 2008 года, резервный земельный участок указан с западной стороны д. Ильбеши.

Согласно Правилам землепользования и застройки, на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» относился к территориальной зоне СХ-1 «Сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со статьёй 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. При этом градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с этим до перевода категории данного участка разработка градостроительного регламента для размещения на нём объектов капитального строительства не предусмотрена.

Довод о том, что публичные слушания по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны сельскохозяйственного назначения на зону производственных объектов не проводились, несостоятелен, поскольку при переводе земельного участка с кадастровым номером из одной категории в другую одновременное изменение его вида разрешенного использования, с учетом территориальной зоны сельскохозяйственных угодий СХ-1 правил землепользования и застройки, не связанной со строительством промышленных объектов, не требовалось в силу действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 Земельного кодекса Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Оспариваемым правовым актом вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, изменено целевое назначение земельного участка путем перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. В этой связи несостоятельна ссылка на вид разрешённого использования земельного участка: для сельскохозяйственного производства.

В силу требований, установленных пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

В случае вынесения на обсуждение вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района в части изменения территориальной зоны сельскохозяйственного назначения на зону производственных объектов административные истцы могут выразить свою волю в установленном законом порядке.

Административными истцами в ходе рассмотрения данного дела не представлено доказательств наличия оснований для запрета на перевод спорного земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию со ссылками на Федеральный закон № 172-ФЗ.

С учётом приведённого выше, оспариваемое постановление в части земельного участка с кадастровым номером 21:21:076547:430 не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, на который ссылается административный истец, соответственно, по этому основанию не может быть признано недействующим.

Относительно довода кассационной жалобы о том, что в суде первой и апелляционной инстанции не осуществлялась проверка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, необходимо указать следующее.

В силу пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.1 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 года № 532 установлено, что орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принявший решение о подготовке проекта акта, размещает уведомление об обсуждении идеи (концепции) проекта акта по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ссылки в кассационной жалобе на то, что проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2019 года № 257 размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов с семью земельными участками, тогда как постановление принято было относительно восьми земельных участков, включая земельный участок площадью 64,6519 га с кадастровым номером , на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики вопрос о данном земельном участке не обсуждался, несостоятельны. Административными истцами данное основание для признания недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики в части не заявлялось. В обоснование административного искового заявления административные истцы ссылались лишь на нарушение процедуры проведения публичных слушаний в рамках градостроительного законодательства. Представление в суд кассационной инстанции новых доказательств недопустимо.

Данное утверждение относимо и к документам, приложенным к возражениям на кассационную жалобу, в подтверждение вывода о соблюдении процедуры принятия оспариваемого постановления в части, включая процедуру проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьяльское сельское поселение, д. Ильбеши, ул. Садовая, д.12 и размещение 11 июня 2019 года на сайте regulations.cap.ru в сети «Интернет» соответствующей информации.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, приложенные к кассационной жалобе новые доказательства о нарушении процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, о проведении опроса граждан, публикации с информационных сайтов не могут быть оценены судом кассационной инстанции и повлиять на оспариваемые судебные акты.

Аналогично данному вопросу должен решаться вопрос относительно заявленного в суде кассационной инстанции довода об отсутствии в материалах дела технических условий для размещения объектов дорожного сервиса для въезда и выезда с автомобильной дороги, которые выдаются владельцем автомобильной дороги «Вятка», и о непривлечении к участию в рассмотрении дела правообладателя автодороги. Данный довод не заявлялся административными истцами. Соответственно, на стадии кассационного рассмотрения дела не могут быть приняты новые доказательства, приложенные к возражениям на кассационную жалобу, о согласовании владельцем автомобильной дороги регионального значения «Вятка» КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Минтранса Чувашии возможности размещения на земельном участке с кадастровым номером площадью 64,6519 га, расположенном по адресу: <адрес>, промышленно-складского комплекса в целях осуществления мероприятий по его освоению.

Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 года № 152, требование о предоставлении технических условий для размещения объекта дорожного сервиса, выданное владельцем автомобильной дороги, применяется лишь при переводе земель сельскохозяйственного назначения под размещение объектов в придорожных полосах автомобильных дорог. Таким образом, при переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения и при переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую представляются различные документы. При этом оспариваемым постановлением осуществлен перевод земельного участка, а не земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения промышленно-складского комплекса. В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы в части предоставления технических условий при переводе земельного участка из одной категории в другую несостоятельны.

Довод кассационной жалобы о том, что к участию в рассмотрении административного дела не было привлечено ООО «Пенза ГПС» не заслуживает внимания. Ни в материалах административного дела, ни в содержании административного искового заявления, кассационной жалобы не приводятся основания, по которым указанное юридическое лицо могло быть привлечено к участию в деле, каким образом принятый судебный акт повлиял на права и законные интересы указанного юридического лица. Содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии ограничений (обременений) в пользу ООО «Пенза ГПС» не свидетельствуют о том, что права и обязанности указанного юридического лица были затронуты принятым Верховным Судом Чувашской Республики решением об отказе в удовлетворении требований о признании нормативного правового акта недействующим.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильева С.М. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объёме изготовлено 7 августа 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: