Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карпинская Е.И. Дело № 33 - 4950
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 ноября 2011 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Костикова С.И.
Судей: Зинченко С.В., Алферовой Г.П.
С участием прокурора: Мяшиной З.А.
При секретаре: Королевой Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании 2 ноября 2011 года кассационные жалобы администрации МО «Гусевский муниципальный район» и МАДОУ детский сад № 14 на решение Гусевского городского суда от 22 сентября 2011 года, которым на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством, в срок 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Администрация МО «Гусевский муниципальный район» обязать осуществить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 на проведение работ по аттестации рабочих мест.
Заслушав доклад судьи Зинченко С.В., возражения на кассационные жалобы прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к МАДОУ детский сад № 14 и администрации МО «Гусевский муниципальный район» с вышеназванными требованиями, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части охраны труда. В ходе проведенной проверки в МАДОУ детский сад № 14 выявлены нарушения трудового законодательства в части охраны труда.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Так, согласно указанному Порядку, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Кроме того, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Однако, проведенной Гусевской городской прокуратурой проверкой установлено, что аттестация рабочих мест в МАДОУ детский сад № 14 не проведена.
При этом условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если требуется защита прав граждан.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Требование о проведении аттестации рабочих мест затрагивает интересы не конкретного индивидуального лица, а всех граждан, состоящих в трудовых отношениях с ответчиком на момент проведения проверки, и неопределенного круга лиц, которые могут занимать должности, предусмотренные штатным расписанием в будущем.
С 01 сентября 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 342н, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Прокурор просил обязать МАДОУ детский сад № 14 провести аттестацию рабочих мест в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, в срок 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а администрацию МО «Гусевский муниципальный район» -профинансировать проведение указанных мероприятий.
Судом принято изложенное выше решение.
В кассационных жалобах администрация МО «Гусевский муниципальный район» и МАДОУ детский сад № 14 с решением не согласны, считая выводы суда необоснованными.
Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по организации труда.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ, признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Кроме того, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в организации.
В части 12 статьи 209 ТК РФ указано, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
01 сентября 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342 н, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
До 01 сентября 2011 года действовал Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31 августа 2007 года "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест", до 01 сентября 2008 г. основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12.
Данными нормативно-правовыми актами также установлена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, не реже одного раза в пять лет.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц регистрация юридического лица – МАДОУ детский сад № 14 произведена 29 октября 1998 года.
Из штатного расписания МАДОУ детский сад № 14 на 01 сентября 2010 года следует, что в штате ответчика имеется не менее 60 рабочих мест.
Как следует из сообщения и.о. заведующей МАДОУ детский сад № 14, аттестация рабочих мест не проводилась, запланирована на сентябрь-октябрь 2011 года.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что аттестация рабочих мест в МАДОУ детский сад № 14 до настоящего времени не проведена.
Поскольку в силу закона на работодателя возложена обязанность по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации и такая аттестация в нарушение требований законодательства не проведена, суд обоснованно признал необходимым возложить на МАДОУ детский сад № 14 обязанность по проведению аттестации рабочих мест в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд правомерно определил ответчику срок для выполнения решения суда о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в срок 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Доказательств невозможности выполнения данных работ в указанный срок суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск заявлен прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – работников МАДОУ детский сад № 14 и лиц, которые будут занимать данные рабочие места в будущем, в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом для пресечения гражданского правонарушения.
При этом суд правомерно учел, что аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Суд правомерно не согласился с доводом представителя администрации МО «Гусевский муниципальный район» о том, что отсутствием аттестации рабочих мест в МАДОУ детский сад № 14 затрагиваются права и свободы граждан, состоящих в трудовых отношениях с данным Учреждением, т.е. конкретных работников, а не неопределенного круга лиц.
Статьей 37 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Таким образом, суд правильно исходил из того, что данными правоотношениями затрагиваются права не только работников Учреждения, занимающих рабочие места в настоящее время, но и лиц, которые будут их занимать в будущем, круг которых в настоящее время определить невозможно.
Выявив нарушения трудового законодательства, затрагивающие права неопределенного круга лиц, Гусевский городской прокурор обратился в суд с иском, реализовав при этом полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также полномочия, установленные ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающей, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Кроме того, суд правильно признал обоснованным требование прокурора о возложении обязанности финансирования проведения работ по аттестации рабочих мест в МАДОУ детский сад № 14 на администрацию МО «Гусевский муниципальный район».
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии с Уставом МАДОУ детский сад № 14 Учреждение является некоммерческой организацией, его деятельность направлена на реализацию основных задач дошкольного образования, основным предметом деятельности Учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Учредителем Учреждения и собственником закрепленного за Учреждением имущества является МО «Гусевский муниципальный район». Учредитель определяет задание на выполнение работ или оказание услуг в сфере образования, которое является для учреждения обязательным. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий (или) субвенций. Источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных дополнительных образовательных услуг, родительская плата за содержание детей, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, условия и порядок формирования муниципального задания, и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией.
С учетом того, что аттестация рабочих мест по условиям труда в МАДОУ детский сад № 14 непосредственно связана с осуществлением основной деятельности Учреждения, а также отсутствие на счетах Учреждения иных денежных средств, кроме субсидий из местного бюджета, суд обоснованно признал необходимым возложить обязанность по финансированию работ по проведению аттестации рабочих мест в дошкольном учреждении на администрацию МО «Гусевский муниципальный район, учитывая также, что именно администрация МО «Гусевский муниципальный район» является распорядителем бюджета муниципального образования.
Не является основанием к отмене решения и довод кассационных жалоб о том, что в МАДОУ детский сад № 14 отсутствует какое-либо производство с использованием опасных технологических процессов, создающих опасность жизни и здоровью работников.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест и проводится с целью выявления вредных или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В связи с чем без проведения аттестации рабочих мест нельзя определенно сделать вывод о том, что в детском саду № 14 отсутствует какое-либо производство с использованием опасных технологических процессов.
Прочие доводы кассационных жалоб правового значения для дела не имеют и не могут влечь отмены решения.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения суда по доводам кассационных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гусевского городского суда от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья Калининградского
областного суда С.В. Зинченко