ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-2096/2021
г. Краснодар 28 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Королева Ю.В., действующего в интересах благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 1 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» об оспаривании бездействия комитета по труду и занятости населения Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к комитету по труду и занятости населения Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении сроков принятия решения в отношении предложения организатора добровольческой деятельности.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 8 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены, бездействие административного ответчика признано незаконным, на комитет по труду и занятости населения Волгоградской области возложена обязанность принять решение по существу предложения истца о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 1 июля 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» по доверенности Королевым Ю.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 5 данного Федерального закона гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно частям 1, 3 статьи 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу статьи 9 поименованного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании статьи 10 данного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Как следует из материалов дела, обращаясь с административным иском к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, административный истец указал, что ему не дан ответ на обращение от 28 ноября 2020 года, направленное в адрес административного ответчика по электронной почте.
Однако никаких доказательств направления данного обращения и получения его административным ответчиком в материалах дела не представлено.
Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 35-н утверждено Положение о комитете по труду и занятости населения Волгоградской области», в соответствии с которым Комитет по труду и занятости населения Волгоградской области обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимает по ним решения в пределах своей компетенции, направляет заявителям ответы в установленные законодательством сроки и принимает меры к устранению выявленных нарушений и недостатков.
Приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 17 апреля 2017 года № 162 утверждено Положение о работе с обращениями граждан в комитете по труду и занятости населения Волгоградской области, в соответствии с которым Отдел государственной службы, кадровой и организационной работы комитета организует регистрацию обращений, поступающих в комитет в автоматизированной системе обработки конфиденциальной информации Волгоградской области, и контроль за их рассмотрением в соответствии с инструкцией по делопроизводству комитета.
Регистрацию поступающих в комитет обращений, в том числе в форме электронного документа, заполнение регистрационно-контрольных карточек осуществляет специалист, определенный в установленном порядке приказом комитета в течение трех дней с момента поступления в комитет, включая день поступления.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 22 октября 2009 года № 1269 в органах исполнительной власти Волгоградской области с 16 ноября 2009 года введена единая автоматизированная система электронного документооборота.
Таким образом, вся корреспонденция, поступающая в адрес органов исполнительной власти Волгоградской области в форме электронного документа, регистрируется в автоматизированной системе электронного документооборота (АСЭД).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети, электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
Если гражданин отправляет письмо посредством электронной почты, то факт отправки подтверждается письмом-уведомлением, автоматически отправленным почтовой системой, и сохраненной копией письма в электронной почте отправителя.
Согласно журналу учета обращений по АСЭД, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 28 ноября 2020 года не поступало и зарегистрировано не было. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 1 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Постановление13.11.2021