НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2020 № 2А-4168/20

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 8а-25281/2020

номер дела суда 1-й инстанции 2а-4168/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 24 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Монмаря Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об отмене решения избирательной комиссии от 06 августа 2020 года № 91/540-4 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Городского собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 Центральный».

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Избирательной комиссией муниципального образования город- курорт Сочи принято решение от 23 июня 2020 года № 65/142-4, опубликованное 27 июня 2020 года в газете «Новости Сочи» № 77 (3463)- № 78 (3464), которым на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва.

Решением избирательной комиссии от 06 августа 2020 года № 91/540-4 ФИО1, выдвинутая Краснодарским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» зарегистрирована кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 Центральный.

ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения и зарегистрированная кандидатом по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным иском об оспаривании вышеназванного решения избирательной комиссии. В обоснование своих требований административный истец ссылалась на то, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом в депутаты ФИО1 все представленные подписи избирателей являются недействительными как внесенные в подписные листы по форме не соответствующие избирательному законодательству.

Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2020 года требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 августа 2020 года оставлено без изменений.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с вынесенными судебными актами суда первой и апелляционной инстанции, считает их незаконными, необоснованными, просит отменить названные судебные акты и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО2 отказать.

На кассационную жалобу поступило возражение представителя избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи ФИО4, в котором просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3 возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Частью 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированному по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края № 966-КЗ).

Из системного анализа положений Федерального закона № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации. К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края № 966-КЗ кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

В силу частей 1, 2 статьи 72 Закона Краснодарского края № 966-КЗ и решения избирательной комиссии от 27 июня 2020 года № 66/159-4 для регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу №8 Центральный в избирательную комиссию должно быть представлено не менее 34 и не более 38 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, при этом при проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в избирательную комиссию в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются и составляются согласно приложению 8 к данному федеральному закону.

На основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

На основании вышеназванных положений федерального законодательства, части 3(1) статьи 72 Закона Краснодарского края № 966-КЗ решением избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 23 июня 2020 года № 65/144-4 «Об образцах заполнения подписных листов по выборам депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва» утверждены образцы заполнения подписных листов и наименование представительного органа «Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

Согласно пункту 13 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

Из материалов дела следует, что 28 июля 2020 года ФИО1 наряду с другими документами необходимыми для регистрации ее кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по многомандатному избирательному округу №8 Центральный в избирательную комиссию представила подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 9 листов, содержащих 38 подписей избирателей, сброшюрованных в одну папку.

При этом, во всех подписных листах наименование представительного органа указано не по утвержденному решением избирательной комиссии от 23 июня 2020 года № 65/144-4 образцу.

Несоответствие формы подписного листа в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края № 966-КЗ влечет признание недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края № 966-КЗ.

Таким образом, вопреки основанным на ошибочном толковании заинтересованным лицом, требований избирательного законодательства, заявленные требования о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 Центральный, его отмене, а равно аннулировании регистрации, были удовлетворены при наличии достаточных к тому оснований.

Довод кассационной жалобы о том, что в подписных листах отражено наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования, не вводит избирателей в заблуждение и позволяет однозначно установить кандидатом, в какой орган он является, а по смыслу положений статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, несоответствие подписного листа образцу заполнения, утвержденному избирательной комиссией, не является основанием для признания недействительными подписей избирателей, основаны на ошибочном толковании избирательного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 03 апреля 2020 года №4267-КЗ «О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальное образование город-курорт Сочи преобразовано путем его разделения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 03 апреля 2020 года №4267-КЗ «О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи» представительным органом вновь образованного муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края является Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.

Представительным органом вновь образованного муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края является Совет муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края.

Учитывая, что муниципального образования город-курорт Сочи преобразовано путем его разделения на два муниципальных образования, в каждом из которых создан свой представительный орган, указание в подписном листе наименование представительного органа муниципального образования город-курорт Сочи (Городское собрание Сочи) вводит избирателей в заблуждение и не позволяет однозначно установить кандидатом, в какой орган он является, а именно в Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края или Совет муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края.

Определение объема сведений, необходимых избирателям для принятия решения о поддержке выдвижения кандидата, является прерогативой федерального законодателя, который, установив форму подписного листа, регламентировал, что на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункты 8, 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

По смыслу приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства в их взаимной связи и совокупности с положениями пункта 13 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ необходимость указания в подписных листах наименования представительного органа в котором соответствии с образцом, утвержденным избирательной комиссией, является прямым требованием избирательного законодательства, носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года № 658-0, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона № 67-ФЗ.

При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводы судов они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 августа 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько

Д.В. Монмарь