ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №2а-798/2022
88а-30136/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края на решение Хостинского районного суда города Сочи от 2 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Тарановой Ю.В. к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Таранова Ю.В. обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в котором просила признать незаконным действие административного ответчика выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка», в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенного в районе трансформаторной подстанции № в <адрес> земельный участок №3. Обязать администрацию Хостинского внутригородского района МО городской округ город-курорт Сочи КК в течении месячного срока предоставить административному истцу в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи, указанного земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности.
Решением Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 2 марта 2023 г. требования удовлетворены в части признания действия администрации Хостинского внутригородского района МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выраженные в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов»», в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в районе трансформаторной подстанции № в <адрес>, земельный участок №3, незаконными.
Судом возложена обязанность на администрацию Хостинского внутригородского района МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края устранить нарушения прав административного истца Тарановой Ю.В., путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровым номером №, расположенного в районе трансформаторной подстанции № в <адрес>, земельный участок №3, на котором расположен жилой дом, в установленном порядке, приняв по нему обоснованное решение.
В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года указанное решение от 2 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 27 июля 2023 г. заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; нижестоящими судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы нижестоящих судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2023 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов административного дела, администрацией Хостинского внутригородского района МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края рассмотрено заявление Тарановой (Швыдковой) Ю.В. (дело № от 30 августа 2022 г.), поданное на предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее - Регламент), по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № расположенного в районе трансформаторной подстанции № в <адрес>
Согласно сопроводительного письма от 13 декабря 2022 года № о возврате заявления по предоставлению муниципальной услуги, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0301017:157 площадью 590 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», на котором расположен жилой дом, принадлежит на праве собственности Тарановой (Швыдковой) Ю.В., исходя из фототаблицы, приобщенной к акту визуального осмотра от 27 сентября 2022 года, указанный объект не представляется возможным идентифицировать как индивидуальный жилой дом.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия администрацией Хостинского района города Сочи направлен запрос в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи по вопросу предоставления информации о ранее выданных разрешениях на строительство объектов капитального строительства. Согласно информации представленной из департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, Тарановой (Швыдковой) Ю.В. выдано уведомление от 15 марта 2022 г. № о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № с указанными параметрами объекта: площадь застройки - <данные изъяты> кв.м.; высота - <данные изъяты> м.; количество надземных этажей
При этом, уведомление о соответствии объекта капитального строительства, полученному уведомлению о планируемом строительстве, истцом представлено не было.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г<адрес>№, земельный участок №3.
В соответствии с положениями Федерального закона от 3 августа 2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов предусмотрено направление застройщиками и органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, следующих уведомлений: о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; о соответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
9 октября 2018 г. вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома», содержащий формы всех перечисленных уведомлений.
Данные формы уведомлений применяются для подтверждения соответствия индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным требованиям. Заполненные уведомления подлежат направлению застройщиком в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года №404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 404-ФЗ) в статью 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) внесены изменения, согласно которым до 1 марта 2026 г. будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан не только в отношении жилых или садовых домов, построенных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, но и в отношении жилых домов, возведенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства. Одновременно Законом №404-ФЗ определено, что жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, определенным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом, индивидуальный жилой дом) - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Таким образом, для целей выполнения кадастровых работ, подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные объекты до 1 марта 2026 года не требуется наличие в представленных в орган регистрации прав документов.
При этом сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ.
Однако несмотря на то, что нормами указанного федерального закона предусмотрен упрощенный порядок регистрации объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, строительство таких объектов осуществляется в порядке, регламентированном статьей 51.1 ГрК РФ.
В силу указанного, кассационный суд отмечает, что введение в действие упрощенного порядка государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов не исключает обязанности правообладателей земельных участков при возведении на земельном участке зданий и сооружений, а также осуществления их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, а также требования о целевом назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) от 30 ноября 1994 года №51- ФЗ, часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
Учитывая, что нарушение при строительстве объекта ИЖС или садового дома действующих градостроительных и строительных норм и правил, может повлечь признание такого объекта самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ), уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное застройщику уполномоченным органом, можно расценивать как свидетельство того, что застройщиком указанные требования соблюдены.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что для подтверждения факта соответствия возведенного объекта капитального строительства застройщик соответствующего участка должен получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Однако согласно данным департамента архитектуры и градостроительства администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края информация о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, уведомления о соответствии построенного или реконструируемого объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствует.
В связи с чем, по настоящему делу неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с положениями статьей 328 КАС РФ является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении»).
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы оставлены без оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить заявленные требования в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи от 2 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Хостинский районный суд города Сочи в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 августа 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Сергеев С.С.