НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 28.04.2011 № 33-2033

                                                                                       Строка 57

Судья Латфуллин И.Г.              № 33-2033                г/п. 00 рублей

Докладчик Гудушин Н.Б.                                            28 апреля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:    

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей Брагина А.А., Пушкарева Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 28 апреля 2011 года материал по представлению прокурора Вельского района Архангельской области на определение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 30 марта 2011 года, по которому определено:

«отказать прокурору Вельского района в принятии заявления в защиту интересов МО «…» к администрации МО «…» о расторжении договора трудового договора с генеральным директором МУП «…».

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

прокурор Вельского района Архангельской области в интересах МО «…» обратился в суд с заявлением об обязании администрации МО «…» расторгнуть трудовой договор с генеральным директором МУП «…» Ю.

Судья вынес указанное определение, с которым не согласен прокурор. В обоснование представления указал, что прокурором заявлены требования в интересах МО «…», поэтому выводы суда об отсутствии полномочий прокурора на обращение в суд несостоятельны.

Изучив представленные материалы, обсудив доводы представления, заслушав прокурора Архангельской областной прокуратуры Лепеха К.В., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене. 

В силу пункта 1 части первой статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Отказывая прокурору в принятии заявления, судья руководствовался пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ и исходил из того, что заявление прокурора не содержит указания, в чем конкретно заключаются интересы муниципального образования, в защиту которых предъявлено требование, ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий способ защиты этих интересов. По мнению судьи, решение вопроса о назначении на должность руководителей муниципальных предприятий отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность недопустимо. Судья указал, что прокурор вправе в ином судебном порядке обратиться в суд с заявлением о признании действий должностных лиц администрации муниципального образования незаконными и о возложении обязанности устранить нарушения закона.

С такими суждениями нельзя согласиться в силу следующего.

Из материалов следует, что 07 февраля 2006 года МО «…» в лице главы МО «…» Ш. заключило с Ю. трудовой договор, в соответствии с которым последний назначен генеральным директором МУП «…». Дополнительным соглашением от 05 февраля 2009 года трудовой договор с Ю. продлен до 31 декабря 2012 года.

Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что при продлении трудового договора с Ю. допущены нарушения норм закона. На момент подписания дополнительного соглашения Ю. являлся руководителем коммерческой организации, тогда как в силу статьи 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководителю унитарного предприятия в связи с занимаемой должностью запрещается занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в коммерческих организациях.

В заявлении прокурор Вельского района просил суд обязать администрацию МО «…» расторгнуть трудовой договор с генеральным директором МУП «…» Ю.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и гражданским процессуальным законодательством, в связи с чем у судьи не имелось правовых оснований для отказа в принятии заявления.

Что касается доводов судьи о праве прокурора обратиться в суд в ином порядке и с другими требованиями, следует учитывать, что и заявленное требование предполагает проверку правомерности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления по правилам главы 25 ГПК РФ, при установлении нарушений прав и свобод  суд должен определить эффективные меры для их восстановления в полном объеме.

Вопрос о характере таких мер подлежит обсуждению в судебном заседании.

Таким образом, по изложенным в определении судьи основаниям в принятии заявления прокурору не могло быть отказано, что свидетельствует о незаконности определения судьи.

В этой связи вынесенное судьей определение подлежит отмене, вопрос о принятии заявления прокурора следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

определение судьи Вельского районного суда Архангельской области от 30 марта 2011 года отменить, вопрос о принятии заявления прокурора передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий                                                             Н.Б. Гудушин

Судья                                                                                            А.А. Брагин

                                                                                                      Н.А. Пушкарев