НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 30.10.2023 № 11-187/2023

Дело № 11-187/2023

54MS0012-01-2022-004634-95

Мировой судья Романцова А.В.

Судья районного суда Капитаненко Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Капитаненко Т.А.,

при секретаре судебного заседания Алтуховой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ПЕВ на решение мирового судьи 5-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 19.06.2023,

УСТАНОВИЛ:

ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» обратилось в суд с иском к ПЕВ о взыскании задолженности по договору о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

Решением мирового судьи 5-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 19.06.2023 исковые требования ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» к ПЕВ о взыскании задолженности по договору о предоставлении социальных услуг удовлетворены, с ПЕВ взыскана задолженность в размере 32 502,87 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 175,09 руб.

С постановленным решением не согласна ответчик ПЕВ, в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи 5-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска, от 19.06.2023 отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение мирового судьи нарушает ее права и законные интересы, поскольку в основу решения принят расчёт среднедушевого дохода, в который в нарушение положений ст. 101 ФЗ РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве» включены социальные выплаты, региональная социальная доплата, ежемесячная денежная выплата. Удержание ежемесячных денежных выплат (региональная социальная доплата), ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставленные социальные услуги не может производиться.

Лица, участвующие в деле извещены о времени месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу

Судом установлено, что ПЕВ в период с 01.01.2022 по 31.10.2022 являлась получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ОПФР по Новосибирской области, а также единой социальной доплаты в соответствии с Федеральным Законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Также судом установлено, что в период с 01.01.2022 по 31.10.2022 ПЕВ являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии. Также в этот период ПЕВ являлась получателем ежегодной денежной выплаты гражданам, награждённым нагрудным знаком «почётный донор России» или нагрудным знаком «Почётный донор СССР».

Как следует из материалов дела между ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» и ПЕВ 21.01.2015 был заключён договор __ о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, на основании которых ПЕВ принята на социальное обслуживание.

В соответствии с п. 1 Договора Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а ПЕВ обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно раздела 3 Договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, заключённого между ПЕВ и ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов», размер ежемесячной платы за социальные услуги, определённые в индивидуальной программе, рассчитываются на основании тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% от величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с установленным Правительством РФ порядком.

Пунктами 3.5, 3.6 Договора предусмотрено, что оплата производится заказчиком ежемесячно до 25 числа расчётного месяца путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя, на основании личного заявления, поданного в Управление ПФ Заельцовского района о перечислении на текущий счёт ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» указанный в настоящем договоре, либо путём внесения денежных средств в кассу исполнителя.

В силу пункта 3.1 Договора по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт приёмки оказанных услуг, подписанный исполнителем, в 2 экземплярах, составленный по форме, согласованной сторонами, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

Таким образом, ПЕВ была принята в учреждение на стационарное социальное обслуживание с постоянным пребыванием и предоставлением ей стационарного социального обслуживания в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания и иных дополнительных социальных услуг, установленных в соответствии с законодательством.

Согласно расчёту истца, ПЕВ было оказано услуг за период с января 2022 года по октябрь 2022 года на общую сумму 93 933,30 руб., при этом поступило из УПФР по Заельцовскому району 61 430,43 руб. Задолженность ПЕВ перед ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» составила 32 502,87 руб.

Наличие задолженности у ПЕВ перед ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» за оказанные социальные услуги, явилось основанием для обращения последнего в суд с настоящим иском.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом,

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определённый индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчёте среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 апреля 2016 г. № 902-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указал, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Приказом Министерства социального развития Новосибирской области от 31 октября 2014 г. № 1288 утверждён размер платы за предоставление социальных услуг".

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 № 502-ГС установлены предельные максимальные тарифы на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области.

Стоимость услуг по договору не превышает, установленный законом предельный размер платы (пункт 3.2 договора).

Разрешая возникший спор, мировой судья, проанализировав положения закона, условия заключённого ответчиком с ПЕВ договора о предоставлении социальных услуг от 21.01.2015, правовую природу ежемесячной денежной выплаты, пришёл к обоснованному выводу о правомерности начисления ответчиком платы за предоставление социальной услуги в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при расчёте которого учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме, в том числе и ЕДВ и РСД. Установив, что ежемесячная плата за предоставление социальных услуг рассчитывалась ответчиком только с учётом получаемой пенсии, пришёл к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Согласно расчёту истца, ПЕВ было оказано услуг за период с января 2022 года по октябрь 2022 года на общую сумму 93 933,30 руб., при этом поступило из УПФР по Заельцовскому району г.Новосибирска 61 430,43 руб. Задолженность ПЕВ перед ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» составила 32 502,87 руб.

Согласно сведениям Социального фонда России Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Новосибирской области, ПЕВ с 01.01.2022 по 31.10.2022 являлась получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учётом повышенной фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии в соответствии со ст. 16, 17 указанного ФЗ. За указанный период ПЕВ получено 83 634,25 руб.

Согласно ответу Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 10.09.2023, ПЕВ являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии. За период с 01.01.2022 по 31.10.2022 ПЕВ получено 38 867,25 руб. Также в этот период ПЕВ являлась получателем ежегодной денежной выплаты гражданам, награждённым нагрудным знаком «почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР», было получено 15 713,84 руб.

Таким образом, общий доход ПЕВ за период с 01.01.2022 по 31.10.2022 составил 138 215,34 руб.

В ходе разбирательства по делу установлено и ответчиком не оспорено, что удержания в пользу ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» производятся и перечисляются в размере 75 % страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии. При этом удержания из дополнительных выплат ПЕВ не производились, поскольку данную выплату ответчик получала в наличной форме и в кассу истца не предавала, в связи с чем, образовалась задолженность.

За период с января 2022 года по октябрь 2022 года ПЕВ было оказано услуг на сумму 93 933,30 руб., что не превышает 75% части ее среднедушевого дохода. Ввиду того, что за оказанные услуги ПЕВ оплачивалось не в полном объеме, у нее образовалась задолженность в размере 32 502,87 руб.

Данный расчет судом проверен и признан верным, поскольку произведен в соответствии с условиями заключенных сторонами договоров и с учетом всех видов дохода, полученного ПЕВ за спорный период.

Оснований для переоценки выводов мирового судьи, у суда апелляционной инстанции не имеется.

При разрешении спора мировой судья правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и применённым нормам права.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судом не установлено.

При удовлетворении заявленных требований мировой судья исходил из того, что доказательств отнесения ПЕВ к категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, не представлено.

Довод ПЕВ о том, что ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии и ежегодная денежная доплата не должны учитываться при определении среднедушевого дохода, основан на неверном толковании норм закона.

Так, в качестве основания исключения из расчёта среднедушевого дохода ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии и ежегодной денежной доплаты ПЕВ ссылается на положения ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Однако в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ " настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В данном случае правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, которым утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Других доводов, влияющих на законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, основанием для отмены решения суда не является.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для изменения правильного по существу решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи 5-го судебного участка Заельцовского судебного района г.Новосибирска, и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 19.06.2023 по доводам апелляционной жалобы - оставить без изменения, апелляционную жалобу ПЕВ - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев через суд первой инстанции.

Судья /подпись/ Т.А. Капитаненко