НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 25.08.2022 № 33-4741/2022

изготовлено в окончательной форме – 25 августа 2022 года

судья I инстанции - Борисова Т.Ю. дело № 33-4741/2022

УИД 76RS0005-01-2022-000500-22

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Сезёмова А.А.,

судей Рыбиной Н.С., Ваниной Е.Н.,

при секретаре Подколзиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

18 августа 2022 года

гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Некрасовского района Ярославской области на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 27 апреля 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурору Некрасовского района отказать.».

Заслушав доклад судьи Рыбиной Н.С., судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Буторин В.В. является получателем пенсии по инвалидности с 10 апреля 2020 года.

26 января 2022 года Буторин В.В. обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с приобретением необходимого страхового стажа и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области № 22323/22 от 31 января 2022 года Буторину В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» по указанному выше заявлению, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет, стаж составил 16 лет 6 месяцев 24 дня.

В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионным органом не включен период прохождения службы с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области.

Прокурор Некрасовского района Ярославской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Россйской Федерации обратился в суд в защиту интересов Буторина В.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, в котором просил:

признать незаконным решение пенсионного органа № 22323/22 от 31 января 2022 года об отказе Буторину В.В. в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по заявлению от 26 января 2022 года;

возложить обязанность включить в специальный страж работы Буторина В.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии счастью 5 статьи 17 Федерального закона 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» период работы с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области;

возложить обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 февраля 2022 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционного представления сводятся к неправильному применению норм материального права, нарушению норм процессуального права.

В судебном заседании в суде апелляционной инстанции прокурор Лазарева Е.А. и Буторин В.В. поддержали доводы апелляционного представления, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение. Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области по доверенности Шаблова Ю.С. возражала по доводам апелляционного представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода (с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 год) в специальный стаж.

С данным выводом судебная коллегия не соглашается.

Из трудовой книжки на имя Буторина В.В. следует, что последний в период с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года проходил службу в РОВД по Устьянскому району Архангельской области в должности помощника оперативного дежурного (л.д. 11-12).

Аналогичные сведения содержатся в справке ОМВД России по Устьянскому району от 10 января 2022 года (л.д.14).

С 10 апреля 2020 года Буторин В.В. является получателем пенсии по инвалидности.

26 января 2022 года Буторин В.В. обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с приобретением необходимого страхового стажа и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области № 22323/22 от 31 января 2022 года Буторину В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» по указанному выше заявлению, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет, стаж составил 16 лет 6 месяцев 24 дня.

В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионным органом не включен период прохождения службы с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД РФ по Устьянскому району Архангельской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Действовавшие в спорный период и не утратившие до настоящего времени Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» также не дифференцируют рабочих и служащих, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года № 286 «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях» установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 01 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Стороной истца представлены доказательства прохождения службы в органах внутренних дел в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, данный период службы подлежит включению в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, а не только в страховой стаж. При этом по смыслу закона прохождение службы в органах внутренних дел является формой реализации права на труд. После увольнения из РОВД по Устянскому району 21 мая 1999 года Буторин В.В. с 04 июня 1999 года поступил на работу в Совхоз «Едомский», расположенный в том же муниципальном образовании, данный период работы включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, у ответчика имелись достаточные основания для включения спорного периода в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», а потому оспариваемое решение пенсионного органа должно быть признано незаконным.

Соответственно, имеются основания для перерасчета Буторину В.В. фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Коль скоро заявление о перерасчете фиксированной выплаты Буторин В.В. представил в пенсионный орган 26 января 2022 года, то обязанность по перерасчету фиксированной выплаты должна быть возложена с 01 февраля 2022 года.

При таких обстоятельствах принятое с нарушением норм материального права решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 27 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области в интересах Буторина Виталия Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области № 22323/22 от 31 января 2022 года об отказе Буторину Виталию Владимировичу (паспорт ) в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по заявлению от 26 января 2022 года № 22323/22.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области (ИНН 7606008723) обязанность включить в специальный стаж работы Буторина Виталия Владимировича (паспорт в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» период работы с 01 апреля 1993 года по 21 мая 1999 года в должности помощника оперативного дежурного ОМВД Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области.

Возложить на Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области обязанность произвести с 01 февраля 2022 года перерасчет фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в отношении Буторина Виталия Владимировича.

Председательствующий

Судьи