В окончательной форме изготовлено 23.11.2023
Судья Пестерева Е.М. Дело № 33-6929/2023
УИД 76RS0024-01-2022-001302-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.
судей Брюквиной С.В., Моисеевой О.Н.
при секретаре Хлестковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 16 ноября 2023 года гражданское дело по апелляционным жалобам Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 11 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Полуева Анатолия Владимировича (паспорт № к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (ИНН №, Следственному комитету Российской Федерации ИНН № удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Следственного комитета России в связи с непринятием жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета России Полуева Анатолия Владимировича на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Обязать жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета России: принять Полуева Анатолия Владимировича на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с датой первоначального обращения (19.05.1999г.) и включить Полуева Анатолия Владимировича в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты - 19.05.1999г.
Признать незаконным решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета России, оформленное протоколом от 25.10.2021 №71 о признании Полуева Анатолия Владимировича не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, и о непринятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
В удовлетворении исковых требований Полуева Анатолия Владимировича в остальной части, а также в удовлетворении исковых требований Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, - отказать.
Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., судебная коллегия
установила:
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее – СУ СК по ЯО) обратилось в суд с иском к Полуеву А.В. о признании утратившим право пользования и выселении из служебного жилого помещения по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между СУ СК по ЯО и Полуевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения № В соответствии с данным договором истец предоставляет Полуеву А.В. служебное жилое помещение по адресу: <адрес> для временного проживания в нем на период прохождения службы. Согласно п.1 договора Полуеву А.В. предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, и отнесенное к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Следственного комитета Российской Федерации на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ для временного проживания в нем. Пунктом 2 договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется Полуеву А.В. в связи с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации. Пунктом 5 договора предусмотрено, что настоящий договор заключается на время прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче федерального имущества», квартира по адресу: <адрес> изъята их оперативного управления Прокуратуры Ярославской области и передана в оперативное управление СУ СК по ЯО, о чем подписан акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд», указанное служебное жилое помещение общей площадью 39,8 кв.м включено в специализированный жилой фонд с отнесением к служебному жилому помещению и находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за СУ СК по ЯО, право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанное служебное жилое помещение приобретено за счет средств федерального бюджета. Полуев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в СУ СК по ЯО (ранее – в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области) на основании трудового договора в должности <данные изъяты>. Приказом СУ СК по ЯО от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик освобожден от замещаемой должности по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п.3 сч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что трудовые отношения между сторонами прекращены, ответчик обязан освободить служебное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ председателем жилищной комиссии следственного управления направлено уведомление о необходимости освобождения служебного жилого помещения в добровольном порядке и передаче ключей. ДД.ММ.ГГГГ ответчику также была направлена досудебная претензия о выселении из жилого помещения. Вместе с тем, ответ от Полуева А.В. о принятом решении в адрес СУ СК по ЯО не поступал.
Полуев А.В. обратился в суд с иском к СУ СК по ЯО, Следственному комитету Российской Федерации, в котором, с учетом уточнений (т.2 л.д.39), просил признать незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с непринятием жилищной комиссией Центрального аппарата Следственного комитета РФ Полуева А.В. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность; возложить на жилищную комиссию Центрального аппарата Следственного комитета РФ обязанность: принять Полуева А.В. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с датой принятия согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 19.05.1999; включить Полуева А.В. в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, с датой принятия согласно решению о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с 19.05.1999; признать незаконным решение жилищной комиссии Центрального аппарата Следственного комитета РФ, оформленное протоколом от 25.10.2021 №71 о признании Полуева А.В. не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность; признать незаконным решение жилищной комиссии СУ СК по ЯО, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии Полуева А.В. с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.
Исковые требования мотивированы тем, что решение Центрального аппарата Следственного комитета российской Федерации вынесено с нарушением закона, в нарушение п.5.12 Положения о жилищной комиссии в течение 15 дней Полуев А.В. не был проинформирован о принятом решении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полуев А.В. проходил службу в органах прокуратуры Ярославской области, в том числе, в должности <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ Полуевым А.В. было подано заявление о принятии на учет по месту работы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР, так как в тот момент истец проживал в жилом помещении на условиях поднайма более трех лет. Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Ярославской области от 25.02.2005 (протокол №1) Полуев А.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.ст. 28-31 ЖК РСФСР и п. 4 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», как проживающий на условиях поднайма в домах государственного жилищного фонда и не имеющий другой жилой площади. Этим же решением Полуев А.В. был включен в список (очередь) работников прокуратуры г. Ярославля, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления). На основании распоряжения прокурора Ярославской области о распределении квартир в 2006 году Полуеву А.В. в порядке очередности было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. После образования Следственного комитета при прокуратуре РФ Полуев А.В. ДД.ММ.ГГГГ был уволен из прокуратуры Ярославской области на основании п.5 ч.1 ст.77 ТК РФ, и ДД.ММ.ГГГГ принят на работу (службу) в порядке перевода в СУ СК по ЯО на должность руководителя отдела криминалистики. В связи с принятием Полуева А.В. на службу в органы следственного комитета, занимаемое им жилое помещение по адресу: <адрес> на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ было передано из прокуратуры в оперативное управление СУ СК по ЯО. При принятии на службу в органы следственного комитета Полуев А.В. соответствовал требованиям, указанным в ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», и в силу указанных норм и ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохранил право на обеспечение жилым помещением в собственность. В данном качестве – нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жилым помещением в собственность Полуев А.В. СУ СК по ЯО был поставлен на соответствующий учет, с включением в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Факт принятия на учет в указанном качестве подтверждается письменными доказательствами – списками сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и другими материалами жилищной комиссии следственного управления и прокуратуры области. Полуев А.В., принятый на учет до вступления в силу положений ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ, сохранил право на обеспечение жилым помещением, в том числе, в виде единовременной социальной выплаты и предоставлению жилого помещения в собственность по решению Председателя СК РФ. В соответствии с п. 3 Порядка принятия сотрудников СК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утв. Приказом Председателя СК РФ от 10.07.2018 №70, за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется право состоять на таком учете. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не требуется (Порядок действовал до 26.02.2021). Действующим с 26.02.2021 Порядком, утв. Приказом СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ также не предусмотрено повторное признание сотрудников, уже состоящих на учете, нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с Порядком № 70 и Порядком №132 обязанность по учету лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с 11.01.2018 возложена на жилищную комиссию Следственного комитета РФ. Исходя из положений ч.ч.1 и 2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ, п.3 Порядка №70 и положений Порядка №132, жилищная комиссия Следственного комитета РФ была обязана обеспечить надлежащий учет лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018 (в том числе, Полуева А.В.), однако в нарушение требований закона не сделала этого, чем нарушила право Полуева А.В. на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ. В силу указанных выше требований закона с 11.01.2018 жилищная комиссия Следственного комитета РФ обязана была принять Полуева А.В. на учет с даты признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ, при этом каких-либо новых или дополнительных решений о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не требовалось. Сопроводительным письмом руководителя следственного управления от 04.04.2018 №218-44-2018 в Следственный комитет РФ по соответствующему запросу была предоставлена информация о сотрудниках, включая Полуева А.В., признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до введения в действие ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ, и имеющих стаж службы более 10 лет в календарном исчислении, с указанием состава семьи. К информации приложены копии материалов жилищной комиссии о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из копии задания (запроса) Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная информация была истребована в целях получения сведений о количестве сотрудников следственного управления со стажем не менее 10 лет, имеющих право постановки на учет в целях предоставления им единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, и для подготовки финансово-экономического обоснования о возможности выделения Следственному комитету дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели. Данные документы прямо свидетельствуют о том, что указанная информация была запрошена именно для постановки сотрудников следственного управления на учет в СК РФ. Исходя из того, что следственным управлением в СК РФ в отношении Полуева А.В. была предоставлена вся необходимая информация с приложением материалов жилищной комиссии, обязанность по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не была исполнена в результате незаконных виновных действий жилищной комиссии Следственного комитета РФ. Таким образом, решение жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным и юридически ничтожным, поскольку Полуев А.В. уже был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и принят на соответствующий учет ранее, в соответствии с действующим законодательством. Полуев А.В. подлежал принятию на учет в Следственном комитете РФ с 11.01.2018 в силу прямого указания закона – на основании ч.ч.1 и 2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ и п.3 Порядка №70, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Неисполнение жилищной комиссией Следственного комитета РФ требований закона и обязанности обеспечить учет лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018 нарушает жилищные права Полуева А.В. и препятствует реализации его права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст.35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ. В данном случае, если у жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ появились основания полагать о действиях, повлекших ухудшение жилищных условий, то данные обстоятельства должны были рассматриваться в рамках процедуры снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, с предварительной проверкой данных обстоятельств. Вывод жилищной комиссии о том, что Полуев А.В. совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, также не соответствует закону. В оспариваемом протоколе жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ от 25.10.2021 №71 содержится лишь ссылка на выписку из ЕГРН о том, что в собственности Полуева А.В. в период с 03.11.2003 по 14.12.2017 находилось жилое помещение (дом) в деревне Ченцы Некрасовского района Ярославской области, однако какие конкретно действия жилищная комиссия расценила как намеренное ухудшение жилищных условий (по приобретению, продаже или другое), в протоколе не содержится. Вместе с тем, сам факт владения на праве собственности жилым помещением, не пригодным для постоянного проживания, не может свидетельствовать о действиях по ухудшению жилищных условий. Как видно из справки ЕГРН, право собственности Полуева А.В. на данное жилое помещение зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть указанные обстоятельства уже имели место на момент признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий 25.02.2005, а соответствующие документы о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости были представлены Полуевым А.В. в жилищную комиссию. Как видно из документов, жилой дом, находившийся в собственности Полуева А.В., не имел отопления, утепления стен, водоснабжения, водоотведения, санузла, то есть был не пригоден для постоянного (круглогодичного) проживания как не соответствующий санитарным и техническим требованиям. Поскольку наличие в собственности данного непригодного для постоянного проживания жилого помещения никак не повлияло на признание Полуева А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия СК РФ должна была указать, какие именно действия относятся к намеренному ухудшению жилищных условий. Кроме того, положения ст.35.1 Закона «О Следственном комитете РФ» и Порядка №132 в части ухудшения жилищных условий не распространяются на Полуева А.В., так как его право собственности на данное жилое помещение было прекращено до введения в действие указанных нормативных правовых актов. В силу прямого указания закона – ч.2 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ за лицами, состоящими на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе, в случае утраты в связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений. Аналогичное положение содержится в Порядке принятия на учет сотрудников СК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденной Приказом СК РФ от 10.07.2018 №70. Как следует из Примечания в п.п.5 и 6 Порядка №70, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 №492-ФЗ, положения п.5 и п.п. «б» настоящего порядка (в части ухудшения жилищных условий) не распространяются на лиц, представивших заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период службы в Следственном комитете при прокуратуре РФ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ или в период службы в Следственном комитете РФ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. К таким лицам в частности относится Полуев А.В. Таким образом, каких-либо препятствий для принятия Полуева А.В. на учет в Следственном комитете РФ не имелось и не имеется в настоящее время. Не соответствует закону и решение жилищной комиссии Центрального аппарата СК РФ об отказе в принятии Полуева А.В. на учет по мотиву подачи документов лицом, уволившимся со службы в Следственном комитете и не признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Во-первых, Полуев А.В. при указанных выше обстоятельствах был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставлен на соответствующий учет до введения нового правового регулирования ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими материалами жилищной комиссии следственного управления. Во-вторых, документы для рассмотрения вопроса о принятии на учет в Следственном комитете РФ были представлены им в жилищную комиссию в период прохождения службы: первое – ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ, и последнее – ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения Полуева А.В. – ДД.ММ.ГГГГ). Решение жилищной комиссии СУ по ЯО, оформленное протоколом от 10.11.2021 №8-2021, о снятии Полуева А.В. с учета нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением является незаконным. Из материалов жилищной комиссии следует, что Полуев А.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты либо жилого помещения в собственности, и после увольнения на пенсию по выслуге лет, сохранил право состоять на таком учете. В соответствии с положениями п.1 ч.21 ст.35.1 Закона «О Следственном комитете РФ», п.п. «д» п.20 Порядка, утв. Приказом СК РФ от 09.12.2020 №132, увольнение сотрудника со службы в Следственном комитете с правом на пенсию основанием для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением не является, законных оснований для принятия такого решения не имелось. В соответствии с п.п.3, 10 и 20 Порядка №132, принятие решений о признании сотрудника нуждающимся в жилом помещении, принятии на учет нуждающихся и о снятии с такого учета отнесено к исключительной компетенции жилищной комиссии Следственного комитета РФ, а не жилищных комиссий следственных органов и учреждений СК РФ. Жилищная комиссия следственного управления такими полномочиями не наделена. Каких-либо документов, свидетельствующих о принятии Полуева А.В. еще и на учет не имеющих жилья по месту службы, не имеется. В таком качестве Полуев А.В. на чете не состоял, и не имеющим жилья по месту службы не признавался. Полуев А.В. с заявлением о принятии на такой учет не обращался, решения жилищной комиссии по вопросу признания его не имеющим жилья по месту службы не принималось, а из списка сотрудников следственного управления, не имеющих жилья по месту службы (прилагается к списку), видно, что Полуев А.В. в данном списке отсутствует. Правовых оснований для такой постановки на учет также не имелось, так как Полуев А.В. к категории сотрудников, не имеющих жилого помещения по месту службы, не относится. Кроме того, в нарушение действующих нормативно-правовых актов, протокол заседания жилищной комиссии от 10.11.2021 №8-2021 не подписан всеми лицами из состава жилищной комиссии, принимавшими участие в заседании. Также в нарушение п.5.11 Положения о жилищной комиссии СУ СК по ЯО, протокол заседания жилищной комиссии не подписан председателем жилищной комиссии.
Указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера №
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственный комитет Российской Федерации не согласились, подав апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований истца и отказе в удовлетворении встречных требований Полуева А.В., ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
О времени и месте судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом. Соответствующая информация также размещена на сайте Ярославского областного суда 07.09.2023.
В судебном заседании 28.09.2023 был объявлен перерыв до 19.10.2023, в последующем до 16.11.2023.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, изучив материалы дела, заслушав представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации по доверенностям Ворошилова А.Ю., Полуева А.В., его представителя по доверенности и ордеру Каменщиковой Т.В., прокурора Салюк В.И., судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда и удовлетворению не подлежат.
По делу установлено, что Полуев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах прокуратуры Ярославской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и замещал должность начальника отдела криминалистики, ДД.ММ.ГГГГ Полуеву А.В. назначена пенсия за выслугу лет.
На момент обращения с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ Полуев А.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на условиях поднайма жилого помещения (л.д. 141 том 1).
Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Ярославской области Полуев А.В. включен в списки работников прокуратуры г. Ярославля, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 87, 142-148 том 1).
На основании распоряжения прокурора Ярославской области от 06.02.2007 №8р «О распределении квартир» Полуеву А.В. как работнику нуждающемуся в улучшении жилищных условий, была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> в отношении которой 06.02.2007 был заключен договор найма служебного жилого помещения (л.д.149-151, 152-155 том 1).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании договора № о передаче средств долевого участия в строительстве жилья от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «Горстройзаказчик» и прокуратурой Ярославской области, является собственностью Российской Федерации и было передано в оперативное управление прокуратуры Ярославской области.
После увольнения Полуева А.В. из органов прокуратуры в соответствии с приказом от 06.09.2007 №431-к и перехода в порядке перевода на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области, указанное жилое помещение распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области от 13.03.2008 передано в оперативное управление Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Ярославской области, а распоряжением от 26.12.2012 – включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
27.12.2012 между СУ СК по ЯО и Полуевым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> где Полуев А.В. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства.
04.04.2018 Следственным управлением по Ярославской области в Следственный комитет Российской Федерации были направлены сведения о сотрудниках, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, у которых имеется стаж службы не менее 10 лет, в которых указан Полуев А.В. (л.д. 181-184 том 1).
24.05.2021 Полуев А.В. обратился в жилищную комиссию следственного управления Следственного комитета Российской Федерации с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременно социальной выплаты или жилого помещения в собственность (л.д. 27 том 1).
Приказом следственного управления Следственного комитета России по Ярославской области от 06.07.2021 №167-К Полуев А.В. уволен по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» (л.д. 52 том 3).
ДД.ММ.ГГГГ Полуев А.В. обратился в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременно социальной выплаты или жилого помещения в собственность (л.д. 58 том 1).
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии следственного управления Следственного комитета России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам рассмотрения заявления Полуева А.В. о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность принято решение о направлении заявления и документов в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность (л.д. 80-82 том 1).
Решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.10.2021 №71 Полуев А.В. признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность и не принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилого помещения в собственность, в связи с предоставлением документов лицом, уволенным со службы в Следственном комитете, не признанным нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (л.д. 84-85 том 1).
На основании решения жилищной комиссии следственного управления Следственного Комитета Росийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Полуев А.В. снят с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключен из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы (л.д. 20-25 том 1).
Разрешая спор, суд пришел к следующим выводам.
Поскольку сведений о снятии Полуева А.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после постановки его на такой учет решением жилищной комиссии прокуратуры области, оформленном протоколом №1 от 25.01.2000, в материалах дела не имеется, Полуев А.В. сохранил право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, и дополнительного вынесения решения о принятии его на такой учет не требовалось.
Полуев А.В. подлежал принятию на учет в Следственном комитете России с 11.01.2018 в силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" и Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета России 10.07.2018 N 70, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения нового правового регулирования, а решение жилищной комиссии центрального аппарата от 25.10.2021 №71 о не принятии его на такой учет не соответствует закону.
Наличие в собственности у Полуева А.В. жилого дома в д. Ченцы Некрасовского района Ярославской области, не отвечающего установленным требованиям, не пригодного для постоянного проживания, не свидетельствует об обеспеченности сотрудника жильем.
Учитывая наличие у Полуева А.В. права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, принимая во внимание, что увольнение Полуева А.В. из СУ СК по ЯО имело место в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, оснований для выселения его из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения не имеется.
Отказывая в удовлетворении требования Полуева А.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии СУ СК по ЯО, оформленного протоколом от 10.11.2021 №8-2021, о снятии его с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы, суд исходил из того, что основания для постановки Полуева А.В. на данный учет отсутствовали, служебным жильем в период прохождения службы в СУ СК по ЯО он был обеспечен, само по себе принятие указанного решения в настоящее время прав Полуева А.В. не нарушает, с момента увольнения Полуев А.В. утратил право на обеспечение служебным жилым помещением.
С выводами суда первой инстанции, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается.
В силу действующих на момент подачи Полуевым А.В. заявления о постановке на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением (19.05.1999) положений жилищного законодательства (ст. ст. 28, 29, 30 Жилищного кодекса РСФСР) и положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 44) Полуев А.В. должен был быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма либо ему должна быть выплачена беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья.
С 01.03.2005 с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Полуев А.В. сохранил право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма и мог быть снят с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом Следственного комитета России ДД.ММ.ГГГГ N 70 утвержден Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, который действовал до 09.12.2020 в связи с принятием Приказом Следственного комитета России от 09.12.2020 N 132 Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета и об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность".
Согласно пункту 2 названного Порядка, сотрудник принимался на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность по решению жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - жилищная комиссия Следственного комитета) по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 35.1 Федерального закона N 403-ФЗ, после представления документов, необходимых для признания сотрудника нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
В соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3 право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2-6 части 2 статьи 30 и статьи 30.2 настоящего Федерального закона.
Решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Полуев А.В. признан не нуждающимся в жилом помещении по следующим основаниям: представлены документы лицом, уволенным со службы; намеренные действия по ухудшению жилищных условий; надлежащим образом не заверен приказ о награждении нагрудным знаком «Почетный работник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»; отсутствие справки о проверке правильности заполнения заявления и комплектности документов. Иных оснований решение жилищной комиссии не содержит.
Имеющееся в материалах учетного дела Полуева А.В. заявление о признании нуждающимся в жилом помещении действительно датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения Полуева А.В. Вместе с тем, в материалах дела также содержится заявление Полуева А.В. о признании нуждающимся в жилом помещении, поступившее в СУ СК по ЯО 24.05.2021, то есть в период, когда трудовые отношения между сторонами прекращены не были. Тем самым, как правильно указал суд первой инстанции, Полуев А.В. в период прохождения службы выразил свое волеизъявление на реализацию права на обращение с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Полуева А.В. сохраняется право на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого жилья в собственность как за нуждающимся в жилом помещении лицом, уволенным со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, поскольку из материалов дела не следует, что Полуев А.В. был обеспечен жилым помещением по договору социального найма либо снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищная комиссия центрального аппарата в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ сослалась на выписку из ЕГРН, содержащую сведения о наличии в собственности Полуева А.В. жилого помещения площадью 60,2 кв.м по адресу: <адрес> что согласно подп. «в» п.12 Порядка №132 свидетельствует о совершении сотрудником (гражданином) и (или) членами его семьи намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника Следственного комитета, указан в пункте 19 ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным выводом жилищной комиссии, указав, что из представленных Полуевым А.В. документов (т. 2 л.д.32-34) следует, что жилой дом в д. <адрес> фактически для постоянного проживания пригоден не был: водоснабжение – колодец, канализация – выносной туалет, теплоснабжение – печное, канализация – гидроизолированный отстойник, стены не утеплены, коммуникации к дому отсутствовали; отчуждение такого жилого помещения не может рассматриваться как совершение сотрудником намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку и при наличии в собственности такого жилого помещения он отвечал критериям нуждаемости.
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Жилым помещением как объектом жилищных прав признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Из пункта 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что при размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 содержит требование предусматривать в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается строительство одно- и двухэтажных жилых зданий с неканализированными уборными.
Обеспеченность жилого помещения электроосвещением, отоплением, водоснабжением и водоотведением свидетельствует о степени благоустроенности жилого дома.
В целях проверки пригодности для постоянного проживания жилого дома, принадлежавшего Полуеву А.В., судебной коллегией была запрошена дополнительная информация о степени благоустроенности жилья в д. Ченцы Некрасовского муниципального района Ярославской области.
Согласно информации администрации сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района Ярославской области от 14.11.2023 территория сельского поселения Некрасовское является газифицированной, а также в населенных пунктах с многоквартирной застройкой имеются централизованные сети водоснабжения, водоотведения, отопления.
Полуевым А.В. представлено заключение специалистов Шестакова В.В. и Григорьева А.Н. по объекту: дом № <адрес>, согласно которому дом не отвечает требованиям тепловой защите зданий и не пригоден для круглогодичного (в зимний период) проживания.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также уровень благоустроенности жилых помещений на территории сельского поселения <адрес> отчужденный Полуевым А.В. жилой дом не отвечал установленным для жилых помещений требованиям, являлся непригодным для постоянного (круглогодичного) проживания граждан, в связи с чем Полуевым А.В. не было допущено действий, повлекших ухудшение жилищных условий совершенных за пять лет, предшествующих подаче заявления.
Указание в протокола жилищной комиссии центрального аппарата от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что представленная копия приказа о награждении Полуева А.В. надлежащим образом не заверена, а также на отсутствие справки, содержащей выводы и результаты проверки правильности заполнения заявлений и комплектности документов, не предусмотрены Порядком, утвержденным приказом Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, в качестве оснований для принятия решения о признании не нуждающимся в жилом помещении.
Вопреки доводам жалоб, суд сделал правильный вывод о том, что поскольку Полуев А.В. по состоянию на 11.01.2018 состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в данном случае вынесение решения о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется. Кроме того, в период службы он обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Основания для выселения Полуева А.В. из спорного жилого помещения отсутствуют, поскольку в силу положений части 28 статьи 35.1 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" за лицами, указанными в пунктах 2 и 3 части 21 настоящей статьи, проживающими в служебных жилых помещениях, сохраняется право на проживание в таких жилых помещениях до получения ими единовременной социальной выплаты.
Доводы жалоб правильности выводов суда первой инстанции по существу спора не опровергают, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, к чему оснований судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи