НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 15.01.2019 № 2-1099/19

Судья Плотникова Л.В. Дело № 33-7678/2019

Номер дела в суде первой инстанции № 2-1099/2019

УИД 76RS0015-01-2019-001190-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.

судей Маньковой Е.Н., Брюквиной С.В.

при секретаре Хлестковой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле «28» октября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 08 августа 2019 года, которым постановлено:

Иск Яшкова Александра Викторовича к департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля удовлетворить.

Признать незаконным решение отдела социальных выплат Красноперекопского района МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля № 555 от 26.07.2018 об отказе Яшкову А.В. в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Признать ответ департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 15.03.2019 нарушающим права и законные интересы Яшкова А.В.

Признать за Яшковым Александром Викторовичем право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> за период с 19.07.2018 по 22.05.2019 включительно.

Обязать МКУ «Центр социальных выплат» г.Ярославля произвести выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> за период с 19.07.2018 по 22.05.2019 включительно.

Заслушав доклад судьи Маньковой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности Чипизубова И.Г., представителя МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля по доверенности Серова П.М. в поддержание жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Яшков А.В. обратился в суд с иском, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны в ДОЛЖНОСТИ, является ветераном боевых действий. По договору пользования жилым помещением от 11.05.2018 г. проживает в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ по <адрес>. При этом имел постоянную регистрацию по адресу воинской части <адрес>. 19 июля 2018 г. истец обратился с заявлением в отдел социальных выплат Красноперекопского района МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля за получением компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг. Письмом от 26.07.2018г. в предоставлении компенсации истцу было отказано. За разъяснением данного отказа и предоставлением компенсации истец обратился в департамент труда и социальной поддержки населения в Ярославской области. По итогам рассмотрения его обращения в предоставлении компенсации отказано. Основанием для отказа в получении компенсации послужило то, что регистрация истца по адресу воинской части не совпадает с местом фактического проживания.

С учетом уточнения исковых требований при переходе к рассмотрению дела в порядке ГПК РФ (л.д. 82-83), Яшков А.В. просил признать незаконными и отменить:

- решение департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 15.03.2019г. № ОГ.32-0297/19,

- решение отдела социальных выплат Красноперекопского района МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля от 26.07.2018 № 555.

Признать за Яшковым А.В. право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения за компенсацией с 19.07.2018г.

Обязать МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля произвести истцу выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 19.07.2018г.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материально и процессуального права.

Так, Департамент указывает, что на момент первоначального обращения у истца отсутствовали все необходимые документы для назначения компенсации, место регистрации не совпадало с местом фактического проживания, в выписке из домовой книги отсутствовали сведения о зарегистрированных в квартире лицах, поэтому обосновано было отказано в назначении спорной компенсации.

Департамент не нарушал права истца, т.к. не отказывал в назначении компенсации, поскольку это не входит в компетенцию департамента. Ответ истцу был дан в порядке законодательства об обращениях граждан. Решение уполномоченного органа было законным, т.к. истцом на момент обращения в 2018 году не были предоставлены все необходимые документы. Компенсация расходов на оплату ЖКУ была назначена истцу в мае 2019 года при наличии всех документов и отсутствии в них ранее имевшихся противоречий.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия исходит из следующего.

Суд правильно установил, что как ветеран боевых действий Яшков А.В. имеет в соответствии с федеральным законодательством право на получение такой льготы как компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это право ответчиками не оспаривалось.

Реализация данной льготы носит заявительный характер, и соответствующими нормативными правовыми актами урегулирован порядок назначения названной компенсации, из которого следует, что заявитель обязан представить в уполномоченный орган полный пакет необходимых документов, только тогда компенсация назначается с даты обращения.

Так, Законом Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс ЯО) и постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2008 № 219 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме» предусмотрена денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на ее оплату.

Организация предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отнесена Постановлением Правительства ЯО 1от 03.06.2011 № 417-п к перечню государственных услуг Ярославской области.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с положениями которого приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 27.06.2012 № 40-12 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по организации предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Административный регламент).

Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Порядок), определяющий механизм расчета размера и выплаты компенсации гражданам, проживающим на территории Ярославской области, утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.12.2008 № 720-п».

В соответствии с пунктом 1.2. Порядка и Административным регламентом назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании письменного заявления гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с законами Ярославской области и федеральными законами (далее - льготополучатель), органом (учреждением) социальной защиты населения по месту его постоянного или преимущественного проживания или временного пребывания.

Пунктом 2.16 Порядка и пунктом 2.7 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления заявителем (его представителем) при обращении за получением компенсации.

Компенсация предоставляется и выплачивается льготополучателю для возмещения затрат на оплату ЖКУ по одному жилому помещению, где он зарегистрирован по месту постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области. Документами, подтверждающими право, являются: свидетельство либо сведения о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; правоустанавливающий документ на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; свидетельство (сведения) о регистрации по месту временного пребывания заявителя (при отсутствии регистрации по месту постоянного или преимущественного проживания).

Как видно из материалов настоящего гражданского дела, Яшков А.В. обратился за назначением компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, которое он занимал по договору найма специализированного жилого помещения от 11 мая 2018 года – <адрес>. Обращение истца в отдел социальных выплат Красноперекопского района МКУ «Центр социальный выплат» г. Ярославля имело место 19 июля 2018 года через своего представителя по доверенности Яшкову Ю.И.

В представленных заявителем документах имелись сведения о том, что местом регистрации Яшкова А.В. по месту жительства (постоянное место проживания) значится <адрес> – т.е. без указания конкретной квартиры, регистрация в паспорте от 4 февраля 2016 года.

В то же время компенсацию расходов на оплату ЖКУ истец заявлял в отношении занимаемого жилого помещения – квартиры <адрес>, однако по данному адресу истцом не было представлено ни документа о регистрации в названной квартире постоянно по месту жительства, ни свидетельства о регистрации в названной квартире по месту пребывания, ни иных документов о праве собственности на квартиру.

Представленная выписка из домовой книги от 02.07.2018 г. подтверждала отсутствие зарегистрированных лиц по <адрес>. В аналогичной выписке от 14.02.2019г. также отсутствует информация о зарегистрированных лицах.

В ходе судебного разбирательства Яшков А.В. не отрицал, что в то время, когда он был зарегистрирован по адресу воинской части <адрес> (т.е. не в конкретной квартире ), он имел регистрацию по месту пребывания в доме <адрес>.

Судом не было учтено то обстоятельство, что орган социальной защиты населения устанавливает юридические факты на основании документов, которые представляет заявитель. Место жительства или место пребывания гражданина при обращении в данный орган должно подтверждаться соответствующими документами о регистрации, которые в данном случае на момент обращения Яшковым А.В. в отношении указанной квартиры не были представлены. Судебного решения о том, что местом жительства Яшкова А.В. следует считать указанную квартиру , на момент обращения в МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля в июле 2018 года, у Яшкова А.В. также не имелось.

Органом социальной защиты при получении заявления Яшкова А.В. на указанную компенсацию в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия был сделан запрос в органы Росреестра. Информация в Едином государственном реестре недвижимости в отношении прав Яшкова А.В. на квартиру отсутствовала. Соответственно, органом социальной защиты населения были предприняты возможные меры для подтверждения заявленных данных.

Согласно пункту 3.4. Порядка ответственность за достоверность и полноту сведений и документов, представленных для назначения компенсации несет льготополучатель. Представление им неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в назначении компенсации или прекращения ее выплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 6 и статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. При этом им запрещено истребование представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Пунктом 3.2.3 Административного регламента предусмотрены основания принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении компенсации.

При рассмотрении гражданского дела истцом не оспаривалось, что в сведениях о его регистрации в паспорте и фактическом проживании были несоответствия, образовавшиеся в связи с отказом Министерства обороны РФ в постановке на регистрационный учёт в специализированном жилищном фонде. Поэтому оказалось, что получив в наём квартиру из специализированного жилищного фонда МО РФ по договору от 11 мая 2018 года, Яшков А.В. не был зарегистрирован в ней в 2018 году ни по месту жительства, ни по месту пребывания.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует об отсутствии надлежащих документов, подтверждающих право заявителя на назначение компенсации с даты обращения в июле 2018 года.

В связи с тем, что у Яшкова А.В. отсутствовали документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания по <адрес> (т.е. в той квартире, за проживание в которой он желал получать компенсацию), отделом социальных выплат Красноперекопского района МКУ «Центр социальных выплат» было принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении Яшкову А.В. названной компенсации с момента обращения – с 19 июля 2018 года.

В мае 2019 года при предоставлении Яшковым А.В. необходимых документов истцу компенсация была назначена с 23 мая 2019 года.

Яшков А.В., относящийся к льготной категории «ветеран боевых действий», имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде компенсации на оплату жилых помещений в размере 50%, и, как указано выше, право истца на эту льготу никем не оспаривается. Принимая решение об удовлетворении его исковых требований о праве на получение названной компенсации с 19 июля 2018 года, суд исходил из положений Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», считая, что наличие или отсутствие у истца регистрации в занимаемой квартире не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной компенсации.

При этом суд не учел требований нормативных актов, устанавливающих порядок реализации данной льготы.

Предусмотренные Порядком и Административным регламентом правила предоставления компенсации не ограничивают права истца, а в равной степени для всех заявителей упорядочивают применение правовых актов в соответствии с законодательством в сфере предоставления государственных услуг и противодействия коррупции.

При признании решения МКУ «Центр социальных выплат» города Ярославля незаконным, суд не обосновал свои выводы ссылкой на нормы Административного регламента, Порядка и иных правовых актов, которые, по мнению суда, были нарушены или не подлежали применению.

В случаях, когда обязанность предоставить предусмотренные Порядком и Административным регламентом документы возложена на заявителя и не исполнена им в необходимом объеме на момент обращения, отсутствуют основания считать, что право на меру социальной поддержки возникает с момента обращения.

Ответ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 15.03.2019 г. № ОГ.32- 0297/19 был признан судом нарушающим права и законные интересы Яшкова А.В.

С данным выводом согласиться нельзя, т.к. Департамент не является уполномоченным органом, который непосредственно принимает решение о назначении компенсации, и который в данном случае отказал Яшкову А.В. в назначении компенсации расходов на оплату ЖКУ.

Заявление Яшкова А.В. было рассмотрено Департаментом в порядке норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и заявителю дан письменный ответ от 15.03.2019 № ОГ.32-0297/19.

Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан относится к полномочиям органов местного самоуправления, департамент в соответствии с постановлением Правительства ЯО от 28.10.2009 № 1070-п обеспечивает координацию выполнения и согласования работы органов местного самоуправления муниципальных образований области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В рамках компетенции Департамента заявителю был разъяснен порядок назначения компенсации, проведен анализ представленных документов, и даны соответствующие рекомендации.

Выраженное Департаментом в данном ответе мнение не является решением об отказе в назначении компенсации, поэтому не может рассматриваться как решение, непосредственно нарушающее права и интересы заявителя, признавать данный ответ незаконным не требовалось.

По указанным выше мотивам решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Яшкову А.В. в удовлетворении всех заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 8 августа 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Яшкова Александра Викторовича отказать в полном объеме.

Председательствующий

Судьи