НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 22.09.2022 № 33-6127/2022

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-6127/2022

Строка № 081г

УИД 36RS0006-01-2021-007557-55

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Храпина Ю.В.,

судей Глазовой Н.В., Кузнецовой Л.В.,

при секретаре Вялых Д.В.,

с участием прокурора Беляевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Храпина Ю.В. гражданское дело № 2- 571/22 по исковому заявлению Голубых Александра Егоровича к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недоплаты по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.02.2016 по 30.11.2021, возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.12.2021 и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год - с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации

по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокиной Д.А.

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2022 г.

(судья Шевелева Е.В.)

УСТАНОВИЛА:

Голубых А.Е. обратился с настоящим иском к ГУ МВД России по Воронежской области, указав следующее.

Он, Голубых А.Е., является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается выданным удостоверением ФИО12 и имеет <данные изъяты> связанную с исполнением служебных обязанностей при ликвидации ее последствий, что подтверждается выданной справкой МСЭ .

Поскольку он состоит на пенсионном учете в отделе пенсионного обслуживания (ОПО) ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области, то выплата мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», производятся ему при его участии.

Вышеуказанный закон для данных правоотношений является базовым.

Механизм защиты от инфляционных процессов, происходящих в государстве, по взятым обязательствам перед данной категорией граждан, приведен в части 3 статьи 5 указанного Закона.

Указал, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17.08.2006 на ГУВД Воронежской области возложена обязанность выплачивать ему, Голубых А.Е., в счет возмещения вреда, причиненного здоровью ежемесячно с 01.09.2006 по 7292 руб. 45 коп., с последующей индексацией выплат с учетом изменений в Законодательстве РФ.

Указал, что до настоящего времени выплаты в установленном порядке ему не производятся.

С учетом уточнений исковых требований (Л.д.39-44), Голубых А.Е. просил взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области недоплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1.02.2016 по 30.11.2021 в размере 118520 руб.

Возложить на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.12.2021 и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год - с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 8 апреля 2022 г. с ГУ МВД России по Воронежской области в пользу Голубых А.Е. взыскана недоплата ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1.02.2016 по 30.11.2021 в размере 118 520 руб.

На ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность произвести Голубых А.Е. перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01 декабря 2021 г. и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год- с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. решение суда просит отменить как незаконное и необоснованное, в иске Голубых А.Е. отказать.

Ссылается на то, что размеры и условия выплаты назначенных истцу компенсаций определены на основании судебного акта, который не изменен и не отменен, и индексируются с 1 января ежегодно в ином законодательном порядке.

Кроме того, просит принять во внимание положения статьи 208 ГК РФ.

Представлены возражения прокурора Центрального района г. Воронежа на апелляционную жалобу (Л.д.126-128).

На заседании суда апелляционной инстанции представительГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Крицкая М.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Голубых А.Е. по ордеру адвокат Ишков Е.А. возражал против доводов апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки заказной почтой с уведомлением.

Также, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Воронежского областного суда.

Принимая во внимание, изложенное выше, исходя из положений статьи 165.1 ГК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав лиц, явившихся на заседание суда апелляционной инстанции, выслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокиной Д.А. исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что Голубых А.Е. является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается выданным удостоверением ФИО12. Он имеет <данные изъяты>, связанную с исполнением служебных обязанностей при ликвидации ее последствий, что подтверждается выданной справкой МСЭ .

Поскольку Голубых А.Е. состоит на пенсионном учете в отделе пенсионного обслуживания (ОПО) ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области, то выплаты мер социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», производятся истцу при его участии.

Вышеуказанный закон для данных правоотношений является базовым.

Механизм защиты от инфляционных процессов, происходящих в государстве, по взятым обязательствам перед данной категорией граждан, приведен в части 3 статьи 5 Базового Закона

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17.08.2006 на ГУВД Воронежской области была возложена обязанность выплачивать Голубых А.Е. в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячно с 01.09.2006 по 7292 руб. 45 коп., с последующей индексацией выплаты с учетом изменений в Законодательстве РФ (Л.д.12-16).

Данным решением установлено, что истец является инвалидом второй группы вследствие увечья, связанного с непосредственным участием в ликвидации аварии на ЧАЭС, в связи с чем ему производится выплата компенсаций и предоставляются льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствии, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Федеральным законом от 06 апреля 2015 г. № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» действие пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 приостановлено изначально до 1 января 2016 г., затем до 1 января 2017 г. и до 1 января 2018 г. Этим же Законом был определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами № 1244-1, № 175-ФЗ, № 2-ФЗ.

В статье 4 Федерального Закона от 06 апреля 2015 г № 68-ФЗ указано осуществить с 01 февраля 2016 г. индексацию на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью 2 статьи 4 названного Федерального Закона от 06 апреля 2015 г. № 68-ФЗ установлено, что размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 4.2 Федерального Закона от 06 апреля 2015 г., введенной в действие Федеральным законом от 14.12.2015 № 371-ФЗ, определено осуществлять с 1 февраля 2017 г. индексацию исходя из фактического роста потребительских цен за 2016 год выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пунктах 1,3,5-14,18,19 и 22 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Размер индексации, указанной в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций» с 01 февраля 2016 года размер индексации установлен в 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненным к ним лица, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», к которым на основании пункта 1 части 1 стать 4 вышеназванного Федерального закона относится Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Настоящее постановление вступило в силу с 1 февраля 2016 г., и при исполнении решения суда ГУ МВД России по Воронежской области было обязано руководствовался данными требованиями законодательства, о чем прямо указано в решении суда от 17 августа 2006 г (Л.д.12-16), однако осуществил истцу индексацию возмещения вреда здоровью с применением коэффициента 1,04, вместо установленного 1,07.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 88 был установлен с 1.02.2017 размер индексации 1,054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 был утвержден с 1.02.2018 размер индексации 1,025 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 был утвержден с 1.02.2019 размер индексации 1,043 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ, в том числе Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 был утвержден с 1.02.2020 размер индексации 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 был утвержден с 1.02.2021 размер индексации 1,049 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» часть 3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изложена в новой редакции.

Согласно данной норме размер выплат, установленных настоящим Законом, подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.

Исходя из материалов дела, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемый истцу; с января 2016 г.- 13743, 77 коп., января 2017 г. – 14293, 77 руб., января 14865 26 руб., января 2019 г. – 15504, 46 коп., января 2020 г.-15969, 59 руб., января 2021 г.- 16560,46 руб. (Л.д.90-95).

В 2016 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год, на коэффициент - 1,04.

В 2017 г. и в 2018 г. размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексированы в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88, на коэффициент - 1,054 и от 26.01.2018 № 74, на коэффициент 1,025, соответственно, согласно указаниям Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 08.02.2017 г.

В 2019 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 год, на коэффициент - 1,043.

В 2020 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2020 год, на коэффициент – 1,03.

В 2021 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью проиндексирован в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2021 год, на коэффициент – 1,037.

Как видно, что оценив доводы сторон и письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исходя из содержащихся в Федеральном законе № 68-ФЗ от 06.04.2015 норм и принятых во исполнение постановлений Правительства РФ, ответчиком при индексации истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в спорный период расчет производился неверно, в связи с чем заявленные требования о взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.02.2016 по 30.11.2021 в размере 118520 руб., является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В отсутствия возражений со стороны ответчика в отношении представленного расчета, суд первой инстанции обоснованно согласился с уточненным расчетом истца, проверив данный расчет, признал его верным, соответствующим требованиям законодательства, с чем суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку при расчете задолженности истцом были учтены все произведенные ответчиком выплаты.

Также видно, что требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.12.2021 и производить ее дальнейшую выплату с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации, с учетом изложенных выше обстоятельств, соответствует положениям Федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016.

Доводы стороны ответчика в части того, что исполнение решения суда осуществлялось и с 1 января ежегодно в ином законодательном порядке с применением ежегодной индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый годом, судом правомерно были отклонены, поскольку указанным решением на ответчика возложена обязанность производить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из уровня инфляции до изменения законодательства (Л.д.12-16), которое имело место на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2015 г. № 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г.) и которым определено, что размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

С доводом апелляционной жалобу о применении статьи 208 ГК РФ к требованиям Голубых А.Е. судебная коллегия согласиться не может, исходя из того, что спорные отношения регулируются специальным законодательством в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью лиц – участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и деликтными обязательствами не являются.

В этой связи принимая во внимание правовую природу спорных правоотношений, а также то, что порядок финансирования и осуществления выплат вреда здоровью участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установлен Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и определяется Правительством Российской Федерации, ссылка апеллянта на применение к спорным отношениям по данному делу статьи 208 ГК РФ, является необоснованной.

Видно, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокиной Д.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.08.2022