Судья Ордина О.А. Дело № 2-87/2023
УИД 35RS0021-01-2023-000096-69
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 ноября 2023 года № 33-5114/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 10.07.2023 по иску Лихомановой Д.С. к администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства, признании распоряжения и приказа неправомерными и недействительными с момента их принятия, признании дополнительного соглашения не законным, и встречному иску администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области к Лихомановой Д.С. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области Вячеславовой А.А., Лихомановой Д.С., её представителя Едемской Е.В., судебная коллегия
установила:
Лихоманова Д.С. обратилась в суд с иском к администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства
В обоснование требований указала, что она состояла в трудовых отношениях с администрацией Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района по трудовому договору №... от 26.11.2020, заключенному на период исполнения полномочий главы поселения К.О.П. 28.10.2022 ей было вручено уведомление о предстоящем сокращении в связи с ликвидацией организации и что замещаемая ею должность будет сокращена 29.12.2022. 08.12.2022 ей было вручено дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором в пункте 1.6 договора слова «на время исполнения главы поселения К.О.П.» заменены словами «по 31.12.2022». 30.12.2022 истец была уволена в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) с выплатой выходного пособия при увольнении за период с 31.12.2022 по 30.01.2023 за 16 рабочих дней, 20.01.2023 истец была поставлена на учет в службе занятости в качестве безработной. 01.03.2023 истец направила в адрес администрации Спасского сельского поселения заявление о выплате денежной суммы в размере среднего месячного заработка со дня увольнения 30.12.2022 на основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ, на что 16.03.2023 поступил ответ от ликвидатора Спасского сельского поселения о необходимости обращения с данным вопросом к правопреемнику к администрации Тарногского муниципального округа. 20.03.2023 она обратилась с данными требования в администрацию округа, ответ на заявление не поступил, денежные средства не выплачены. 28.03.2023 администрация Спасского сельского поселения ликвидирована и исключена как юридическое лицо из ЕГРН. Указывает, что платежи, предусмотренные ст. ст. 178, 318 ТК РФ, являются текущими платежами и их выплата связана с соблюдением определенных условий, на момент составления ликвидационного баланса они не были включены в состав кредиторской задолженности. Ликвидатором администрации Спасского сельского поселения не были соблюдены права и гарантии истца как работника, увольняемого в связи с ликвидацией, что привело к нарушению ее трудовых прав. В тексте иска истец приводит расчет подлежащих взысканию сумм.
С учетом уточнения требований, просила признать недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение от 08.12.2022 к трудовому договору от 26.11.2020 №..., заключенное между Лихомановой Д.С. и администрацией Спасского сельского поселения Тарногского района Вологодской области, признать неправомерным и недействительным с момента его принятия распоряжение администрации Тарногского муниципального округа от 18.04.2023 №... об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №..., признать неправомерным и недействительным с момента его принятия приказ №...-рк от 18.04.2023 главы Тарногского муниципального округа об увольнении 30.12.2022 по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, взыскать с ответчика среднемесячный заработок на период трудоустройства за второй месяц трудоустройства за период с 31.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 33 506 рублей 69 копеек и за третий месяц трудоустройства за период с 01.03.2023 по 30.03.2023 в размере 37 033 рубля 71 копейку.
Определением суда от 04.05.2023 принят встречный иск администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области к Лихомановой Д.С. о взыскании денежных средств.
В обоснование встречного иска администрацией указано, что Лихоманова Д.С. злоупотребила своими должностными полномочиями, незаконно уволила себя в связи с ликвидацией администрации поселения с выплатой выходного пособия, причинив ущерб бюджету Спасского сельского поселения в размере 28 212 рублей 16 копеек. Указывая на то, что с Лихомановой Д.С. заключен срочный трудовой договор по 31.12.2022, по мнению администрации, она должна быть уволенной по истечению срока действия трудового договора. В настоящее время администрацией округа приняты распоряжения: от 18.04.2023 №... «Об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №...», от 18.04.2023 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), данные распоряжения направлены Лихомановой Д.С. для ознакомления. Администрация полагает, что Лихоманова Д.С. своими требованиями о взыскании денежных средств на период трудоустройства пытается причинить дополнительный ущерб бюджету округа.
Просила взыскать с Лихомановой Д.С. денежные средства в размере 28 212 рублей 16 копеек, отказать Лихомановой Д.С. в удовлетворении ее требований.
Решением Тарногского районного суда Вологодской области от 10.07.2023 исковые требования Лихомановой Д.С. (паспорт №...) к администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №..., ИНН №...) о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства, распоряжения и приказа неправомерными и недействительными с момента их принятия, признании дополнительного соглашения незаконным, удовлетворены.
Признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия распоряжение администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области №... от 18.04.2023 об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении).
Признан незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия приказ администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о прекращении (расторжении) трудового договора №... от 18.04.2023.
Признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его подписания дополнительное соглашение от 08.12.2022 к трудовому договору от 26.11.2020 №....
С администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №..., ИНН №...) в пользу Лихомановой Д.С. (паспорт №...) взыскан среднемесячный заработок на период трудоустройства за период с 31.01.2023 по 28.02.2023 в сумме 33 506 рублей 69 копеек, за период с 1.03.2023 по 30.03.2023 в размере 37 033 рубля 71 копейка.
В удовлетворении встречных исковых требований администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №..., ИНН №...) к Лихомановой Д.С. (паспорт №...) о взыскании денежных средств отказано.
В апелляционной жалобе администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что если срок срочного трудового договора с работником истекает в момент ликвидации поселения, его не надо предупреждать о ликвидации поселения за два месяца, выходное пособие ему не выплачивается, средний заработок на период трудоустройства за ним сохраняется, поскольку трудовой договор прекращается с истечением срока его действия, а не в связи с ликвидацией поселения.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним Лихоманова Д.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области по доверенности Вячеславова А.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Лихоманова Д.С. и её представитель Едемская Е.В. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на основании приказа о приеме на работу №... от 26.11.2020 Лихоманова Д.С. принята в администрацию Спасского сельского поселения Тарногского района Вологодской области на должность заместителя главы администрации поселения на основании срочного трудового договора №... от 26.11.2020.
Согласно трудовому договору №... от 26.11.2020, заключенному между администраций Спасского сельского поселения и Лихомановой Д.С. работа является основной, договор заключен на определенный срок – на время исполнения полномочий главы поселения – К.О.П. (раздел 1 трудового договора). (л.д. 21-23, личное дело Лихомановой Д.С.). Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, которое оформляется дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменение и дополнения в условия трудового договора могут быть внесены по соглашению сторон при изменении законодательства РФ, локальных нормативных актов работодателя, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (под.п. 7.1, 7.1.1 договора).
28.04.2022 Постановлением ЗС Вологодской области от 19.04.2022 № 132 принят Закон Вологодской области от № 5112-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Тарногского муниципального округа Вологодской области».
19.09.2022 Представительным Собранием Тарногского муниципального округа Вологодской области №... принято решение о ликвидации администраций сельских поселений Тарногского муниципального района как юридических лиц, в том числе администрации Спасского сельского поселения. Данным решением утверждены ликвидаторы администраций, порядок и сроки ликвидации. В соответствии с пунктом 4 решения ликвидаторы должны осуществить в соответствии с законодательством Российской Федерации юридические и организационные мероприятия, связанные с ликвидацией администраций поселений Тарногского муниципального района, в порядке и сроки, установленные приложение №... к решению. Решение вступило в законную силу со дня его подписания (л.д. 81).
Ликвидатором администрации Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области утверждена глава Спасского сельского поселения К.О.П., в числе мероприятий, за которые установлена ответственность ликвидатора, в рамках ликвидации указаны: принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, производство инвентаризации имущества и обязательств имущественного характера, составление промежуточного ликвидационного баланса, составление ликвидационного баланса и представление его на утверждение Представительному Собранию (л.д. 84).
28.10.2022 Лихомановой Д.С. главой поселения К.О.П. направлено уведомление о предстоящем сокращении в связи с ликвидацией организации, в котором Лихоманова Д.С. была уведомлена, что замещаемая ею должность заместитель главы поселения Спасского сельского поселения будет сокращена 29.12.2022. По истечении двух месяцев со дня получения данного уведомления она будет уволена на основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка. В течение всего срока действия предупреждения она обязана исполнять функциональные обязанности по замещаемой должности и соблюдать правила внутреннего распорядка. Данное уведомление получено ею 28.10.2022.
Приказом №... от 20.12.2022 Лихоманова Д.С. уволена с 30.12.2022 в связи с ликвидацией на основании ч. 1 п. 1 ст. 81 ТК РФ, основание в приказе указано - уведомление №... от 28.10.2022 (л.д. 18, личное дело Лихомановой Д.С.).
01.03.2023 Лихоманова Д.С. обратилась к ликвидатору администрации Спасского сельского поселения о выплате денежной суммы в размере среднего месячного заработка со дня увольнения (30.12.2023) на основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, предоставив копию трудовой книжки и реквизиты для перечисления денежных средств.
На данное заявление ликвидатором направлен ответ в адрес Лихомановой Д.С., в котором для решения вопроса о выплате денежных средств в размере среднемесячного заработка со дня увольнения в связи с ликвидацией администрации Спасского поселения ей необходимо обраться в администрацию Тарногского муниципального округа, так как на основании решения Представительного Собрания Тарногского муниципального округа №... от 19.09.2022 «О вопросах правопреемства органов местного самоуправления» правопреемником администрации Спасского сельского поселения является администрация Тарногского муниципального округа. Согласно почтовому штемпелю данный ответ направлен Лихомановой Д.С. 16.03.2023 (л.д. 35).
20.03.2023 требования о выплате денежной суммы в размере среднего месячного заработка со дня увольнения (30.12.2023) на основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, предоставив копию трудовой книжки и реквизиты для перечисления денежных средств Лихомановой Д.С. направлены в адрес главы Тарногского муниципального округа.
Установлено, что ответ на данное заявление Лихомановой Д.С. предоставлен не был, денежные средства также выплачены не были.
31.03.2023 ОЗН по Тарногскому муниципальному округу КУ ВО «ЦЗН Вологодской области» принято решение на основании ст. 178 ТК РФ о выплате работодателем средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения. В решении указано, что Лихоманова Д.С. была уволена из администрации Спасского сельского поселения в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ), обратилась в течение 14 рабочих дней в Казенное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения Вологодской области» и не была трудоустроена со дня увольнения.
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Лихомановой Д.С. усматривается, что после увольнения из администрации Спасского сельского поселения она трудоустроена так и не была (л.д. 15-17).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд Лихомановой Д.С. о взыскании денежных средств - среднемесячного заработка за второй и третий месяц на период трудоустройства.
Не согласившись с данными требованиями, администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области предъявила встречные исковые требования к Лихомановой Д.С. о взыскании денежных средств, которые ей были выплачены в качестве выходного пособия, полагав, что при ее увольнении Лихоманова Д.С. злоупотребила своими должностными полномочиями, незаконно уволив себя в связи с ликвидацией администрации поселения с выплатой выходного пособия, причинив ущерб бюджету Спасского сельского поселения в размере 28 212 рублей 16 копеек. По мнению, администрации, Лихоманова Д.С. должна быть уволенной по истечению срока действия трудового договора, с учетом срока, установленного дополнительным соглашением.
В материалы дела администрацией округа представлены принятые администрацией округа распоряжение от 18.04.2023 №... «Об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №...», от 18.04.2023 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», и приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 18.04.2023 №....
Согласно распоряжению администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области №... от 18.04.2023 отменено распоряжение администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №...», от 18.04.2023 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», принято распоряжение администрации округа о прекращении трудового договора от 26.11.2020 №... в связи с истечением срока трудового договора, запись за номером 10 в трудовой книжке №... Лихомановой Д.С. постановлено считать недействительной. Принято решение внести в трудовую книжку Лихомановой Д.С. запись №... об увольнении в связи с истечением срока трудового договора в соответствии с распоряжением администрации округа.
Исходя из приказа администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области №... от 18.04.2023 Лихоманова Д.С., заместитель главы Спасского сельского поселения, уволена в связи с истечением срока трудового договора на основании пункта 2 части 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. В качестве основания указано: п. 1.6 трудового договора №... от 26.11.2020, уведомление №... от 05.12.2022 о прекращении трудового договора, п. 1.6 дополнительного соглашения к трудовому договору №... от 26.11.2020.
Данные распоряжение и приказ оспаривались Лихомановой Д.С. в рамках настоящего спора, также Лихомановой Д.С. заявлены требования о признании дополнительного соглашения к трудовому договору от 08.12.2022 ничтожным.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о том, что принятые администрацией округа распоряжение от 18.04.2023 №... «Об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №...», от 18.04.2023 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», и приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 18.04.2023 №...-рк не соответствуют закону, в связи с чем требования Лихомановой Д.С. о признании их незаконными подлежат удовлетворению, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Тарногского муниципального округа работодателем Лихомановой Д.С. не является, принятие в отношении ее кадровых решений, издания приказов об увольнении, не имеет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием полагает возможным согласиться.
Как верно отмечено судом первой инстанции, решением представительного Собрания Тарногского муниципального округа Вологодской области от 19.09.2022 №... администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органов местного самоуправления, в том числе и администрации Спасского сельского поселения (п.2). Определено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Тарногского муниципального района Вологодской области и преобразованных поселений, входящих в его состав, действуют в части не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Вологодской области, законам области и иным нормативным правовым актам области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Тарногского муниципального района (п. 3) Допускается внесение изменений муниципальными правовыми актами Тарногского муниципального округа Вологодской области в муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Тарногского муниципального района Вологодской области и преобразованных поселений, входящих в его состав, и не имеющие нормативный характер (п. 3.4) (л.д. 87-90).
18.11.2022 Решением Представительного Собрания Тарногского муниципального округа Вологодской области №... принято решение о создании администрации Тарногского муниципального округа как исполнительно-распорядительного органа Тарногского муниципального округа Вологодской области.
Исходя из полномочий администрации Тарногского муниципального округа, определенных Уставом Тарногского муниципального округа Вологодской области, утвержденным решением Представительного Собрания Тарногского муниципального округа от 26.10.2022 №..., Положением об администрации округа, утвержденным решением Представительного Собрания Тарногского муниципального округа №... от 18.11.2022, а также из положений, установленных решением представительного Собрания Тарногского муниципального округа Вологодской области от 19.09.2022 №... следует, что администрация округа как правопреемник имеет право внесение изменений муниципальными правовыми актами Тарногского муниципального округа Вологодской области в муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Тарногского муниципального района Вологодской области и преобразованных поселений, входящих в его состав, и не имеющие нормативный характер.
Приказ администрации Спасского сельского поселения №... от 20.12.2022 о прекращении (расторжении) трудового договора с Лихомановой Д.С., не является муниципальным правовым актом, указанным в п. 3.4 решения представительного Собрания Тарногского муниципального округа Вологодской области от 19.09.2022 №..., поскольку данный приказ издан в рамках трудовых отношений с Лихомановой Д.С. с администрацией Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района, отношения между которыми регулируются исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, после издания работодателем приказа об увольнении работника трудовые отношения между сторонами трудового договора были прекращены.
Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет работодателю право изменять дату увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены, поскольку совершение сторонами трудовых правоотношений юридически значимых действий, установленных статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о фактическом прекращении правоотношений сторон, после чего стороны утрачивают статус сторон трудового договора. Следовательно, утрачивается и возможность совершать в отношении друг друга какие-либо действия, вытекающие из трудовых правоотношений.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора.
Свобода труда предполагает, в том числе возможность прекращения трудового договора на основе добровольного и согласованного волеизъявления работника и работодателя. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора.
В частности, после издания работодателем приказа об увольнении работника трудовые отношения между сторонами трудового договора прекращаются.
Таким образом, действия работодателя, в одностороннем порядке восстанавливающие трудовые отношения с работником путем отмены распоряжения об увольнении, юридического значения не имеют.
Согласно записи Единого государственного реестра юридических лиц администрация Спасского сельского поселения ликвидирована 28.03.2023, о чем внесена запись о ликвидации юридического лица (л.д. 85).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконными принятые администрацией округа распоряжение от 18.04.2023 №... «Об отмене распоряжения администрации Спасского сельского поселения от 20.12.2022 №...», от 18.04.2023 №... «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», и приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 18.04.2023 №....
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о признании недействительным дополнительного соглашения от 08.12.2022 к трудовому договору от 26.11.2020 №..., суд первой инстанции исходил из того, что оно противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием полагает возможным согласиться.
Согласно части 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 названного Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения (часть 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации определен перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора по соглашению сторон.
В соответствии с названной нормой закона по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться, в частности, с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац восьмой части 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами. Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 59 перечень конкретных случаев, когда допускается заключение срочного трудового договора в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также без учета указанных обстоятельств при наличии соответствующего соглашения работника и работодателя. К таким случаям, в частности, относится заключение срочного трудового договора с руководителями организаций независимо от их организационно-правовой форм и форм собственности. При этом работнику, выразившему согласие на заключение трудового договора на определенный срок, известно о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора.
Поскольку между сторонами 26.11.2020 был заключен срочный трудовой договор, который незаконным и недействительным не признан, то необходимо руководствоваться его положениями.
Исходя из содержания данного трудового договора следует, что он заключен на определенный срок - на время исполнения полномочий главы поселения К.О.П., то есть срок работы истца определен наступлением события- окончания срока полномочий главы поселения либо сложения ею своих полномочий.
09.12.2022 глава поселения К.О.П. сложила свои полномочия, то есть наступило событие при котором трудовой договор с истцом прекращает свое действие.
Минтруд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно указывали, что если срок действия срочного трудового договора истек, но необходимость в работнике все еще есть, нужно сначала оформить его увольнение, а затем заключить с ним новый трудовой договор (письма Минтруда России от 27.04.2021 № 14-2/ООГ-3772, от 08.12.2008 1 № 2742-6-1, Определение ВС РФ от 27.06.2014 №41-КГ14-10, Определение ВС РФ от 16.01.2023 №5-КГ22-131-К2, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2023 №88-4424/2023, и др.).
Вместе с тем, трудовые отношения с Лихомановой Д.С. продолжились, она не была уволена, новый трудовой договор с ней не заключался.
Следовательно, в силу требований статей 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор №... от 26.11.2020 считается продлённым на неопределенный срок.
Кроме того, основания продления срочного трудового договора, путем заключения дополнительного соглашения, в данном случае отсутствовали.
Из буквального толкования текста дополнительного соглашения от 08.12.2022 следует, что оно меняет абзац срочного трудового договора от 26.11.2020, заключенного по основанию «на время исполнения полномочий главы поселения К.О.П.» на слова «по 31.12.2022». При этом, в тексте дополнительного соглашения отсутствует какое-либо основание для заключения срочного трудового договора на срок до 31.12.2022, что является нарушением ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации.
Продление срока трудового договора путем составления дополнительного соглашения действующим законодательством не предусмотрено, следовательно, дополнительное соглашение от 08.12.2022 к срочному трудовому договору №... от 26.11.2020 является не соответствующим закону (ничтожным) с момента его подписания.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К.О.П. пояснила, что Лихоманова Д.С. работала по срочному трудовому договору, она была взята на время исполнения её полномочий, как главы поселения. Поскольку её полномочия заканчивались 08.12.2022, Лихоманова Д.С. была уведомлена о том, что Спасское сельское поселение будет ликвидировано и истец будет уволена. В связи с большим объемом работы было принято решение составить дополнительное соглашение, чтобы не оставлять организацию без руководителя. Приказ об увольнении подписан Лихомановой Д.С., так как она (К.О.П.) уже не являлась руководителем и не имела право подписывать распорядительные документы. Данный приказ Лихоманова Д.С. с ней не согласовывала. Возможность подписания документов при отсутствии Главы поселения у Лихомановой Д.С., как заместителя, имелась, что предусмотрено уставом. Помимо истца, сокращению подлежал еще один работник, который также был об этом уведомлен. Всего было уведомлено о сокращении 5 человек, из которых 2 было сокращено, а 3 были трудоустроены. После того, как прекратила полномочия главы поселения, осуществляла полномочия ликвидатора сельского поселения на основании гражданско- правового договора. Бюджет поселения являлся дотационным. Денежные средства на сокращаемых работников в ликвидационном балансе не были заложены. На 09.01.2023 денежные средства на выплату заработной платы в бюджет поселения заложены не были.
Таким образом, учитывая, что глава поселения досрочно сложила свои полномочия в связи с принятием решения о ликвидации Спасского сельского поселения, переоформление с Лихомановой Д.С. срочного трудового договора на иных условиях противоречит смыслу и содержанию первоначального договора и самой юридической природе возникших трудовых отношений с администрацией Спасского сельского поселения.
Уведомление от 05.12.2022 о прекращении трудового договора, согласно которому работодатель уведомил Лихоманову Д.С. о том, что с нею в качестве заместителя главы поселения с 08.12.2022 будут прекращены трудовые отношения с 08.12.2022 в связи с истечением срока действия трудового договора №... от 26.11.2020, последним днем работы является 08.12.2022, не соответствует требованиям ст. 14 и 79 Трудового кодекса РФ, так как датировано 05.12.2022, то есть выдано за два дня до даты предстоящего увольнения по окончании срока трудового договора, а не за три дня, как этого требует закон.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным дополнительное соглашение от 08.12.2022 к трудовому договору от 26.11.2020 №....
Руководствуясь уведомлением о предстоящем сокращении в связи с ликвидаций организации от 28.10.2022, которое не отменено, незаконным не признано, действуя в рамках своих полномочий, Лихоманова Д.С. обоснованно вынесла приказ о прекращении (расторжении) трудового договора в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о взыскании с администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области, как с правопреемника по имущественным обязательствам администрации Спасского сельского поселения, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидатором администрации Спасского сельского поселения Тарногского района Вологодской области не были соблюдены права и гарантии в отношении Лихомановой Д.С., как работника, увольняемой в связи с ликвидацией, что привело к нарушению ее прав.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием полагает возможным согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выходное пособие не подлежит выплате, судебной коллегией отклоняются.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Расторжение трудового договора с работником в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) связано с реализацией работодателем гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) и производится в интересах работодателя, собственника имущества организации, ее учредителей (участников) или фактически контролирующих ее лиц.
Для лиц, увольняемых по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, - имея в виду объективные трудности последующего трудоустройства, которые могут отразиться на их материальном положении, - частью первой статьи 178 данного Кодекса предусмотрены выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, - сохранение среднего месячного заработка (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях, как предусмотрено частью второй той же статьи, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.12.2018 № 45-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой», закрепление гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства на законодательном уровне обусловлено стремлением государства оказать материальную поддержку лицам, уволенным в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Соответственно, данная гарантия - поскольку ее предоставление связывается федеральным законодателем исключительно с основаниями увольнения по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, - должна распространяться на всех лиц, увольняемых по таким основаниям, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.
Так, согласно части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Частью второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В соответствии с частью четвертой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит положения о предоставлении муниципальным служащим в случае расторжения трудового договора с ними в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа местного самоуправления гарантий, установленных трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (часть 2 статьи 23).
Из приведенных нормативных положений следует, что уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства.
В связи с тем, что Лихоманова Д.С. была уволена в связи с ликвидацией организации, своевременно обратилась в орган службы занятости населения, не была им трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения, истец имеет право на получение сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1, 2 статьи 13 названного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является, в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 7 той же статьи устанавливает, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1). Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2).
Согласно части 3.1.1 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
В соответствии с Законом Вологодской области от 28.04.2022 № 5112-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Тарногского муниципального округа Вологодской области» вновь образованное муниципальное образование – Тарногский муниципальный округ Вологодской области образовано путем объединения поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, в том числе Спасское сельское поселение. Тарногский муниципальный район Вологодской области и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания Тарногского муниципального округа Вологодской области. Днем создания Тарногского муниципального округа Вологодской области является день вступления в силу настоящего закона области.
Тарногский муниципальный округ является правопреемником Тарногского муниципального района и преобразованных муниципальных образований (ч.4 ст. 1 Закона №5112-03).
Решением Представительного Собрания Тарногского муниципального округа от 18.11.2022 №..., создан исполнительно-распорядительный орган Тарногского муниципального округа Вологодской области - администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области.
В силу положений указанных выше законов, нормативно-правовых актов, Администрация вновь образованного муниципального образования Тарногского муниципального округа Вологодской области является правопреемником ликвидированного Спасского сельского поселения.
Доводы подателя жалобы о том, что бюджет поселения на 2023 год не формировался, оснований для возложения ответственности по выплате среднего заработка на период трудоустройства не может быть возложена на администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По запросу суда апелляционной инстанции были представлены документы о формировании бюджета Спасского поселения на 2022 год. Из анализа данных документов следует, что поселение являлось дотационным, в 2022 году доля собственных доходов к сумме дотаций составляла 13,5 %, дотации на выплату заработной платы работникам выделялись из бюджета Тарногского района.
Принимая во внимание, что в период деятельности администрации Спасского сельского поселения, средства на выплату заработной платы поступали в виде дотаций из бюджета района, бюджет Спасского поселения на 2023 год не сформирован, суд первой инстанции обоснованно взыскал с администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области в пользу Лихомановой Д.С. среднемесячный заработок на период трудоустройства.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты которой указаны в решении суда.
Нормы материального права применены и истолкованы судом верно и приведены в решении суда. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда Вологодской области от 10.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи А.М. Вахонина
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.11.2023.