УИД 34RS0036-01-2021-000801-62 Административное дело 2а-523/2021
Судья Верцимак Н.А. Дело № 33а-11733/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 27 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Гоношиловой О.А., Тертышной В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области к Губаревой Е. И. о взыскании суммы задолженности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Губаревой Е. И.
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2021 года, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № <...> по <адрес> к Губаревой Е. И. о взыскании суммы задолженности по страховым взносам и пени удовлетворено.
С Губаревой Е. И., № <...>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>а, <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области взысканы пени:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 193,41 рублей;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1239,65 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 149,34 рублей;
по транспортному налогу с физических лиц в размере 412,38 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 153,97 рублей,
на общую сумму 2148 рублей 75 копеек.
Также с Губаревой Е. И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Губаревой Е.И. о взыскании пени, указав в обоснование, что административный ответчик Губарева Е.И. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области и является плательщиком налогов и взносов.
В нарушение статьи 45 НК РФ Губаревой Е.И. не своевременно исполнена обязанность по уплате в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также налогов, в связи с чем в соответствии с положениями статей 72,75 НК РФ Губаревой Е.И. начислены пени.
Направленное налоговым органом в адрес Губаревой Е.И. требование от 15 июля 2020 года № 29819 об уплате пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 74,70 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 193,41 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1239,65 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 149,34 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 412,38 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 153,97 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере 116,90 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 1013,05 руб. на общую сумму 3353,40 рублей, оставлено без исполнения.
24 декабря 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 47 Волгоградской области судебный приказ № 2а-47-3364/2020 от 18 декабря 2020 года о взыскании указанной выше пени отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
Частично задолженность Губаревой Е.И. была погашена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Губаревой Е.И. сумму задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 193,41 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 1239,65 рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 149,34 рублей; по транспортному налогу с физических лиц в размере 412,38 рублей; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 153,97 рублей, а всего 2148, 75 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Губарева Е.И. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Ссылается на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области поданы возражения.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, административным истцом представлено заявление о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции без участия его представителя.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика, возражения представителя административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при исполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46,47,69 НК РФ).
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов являются пени (пункт 1 статьи 72 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Судом установлено, что Губарева Е.И. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В адрес Губаревой Е.И. налоговым органом направлялись налоговые уведомления № 27955427 от 12.07.2018, № 35340717 от 10.07.2019, № 86102335 от 25.08.2016 с расчетами транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015, 2017,2018 годы.
В установленный законом срок названные налоги, а также страховые взносы за 2019 год Губаревой Е.И. не уплачены, в связи с чем на сумму недоимки по указанным налогам и взносам налоговым органом начислены пени.
В адрес Губаревой Е.И. направлено требование № 29819 по состоянию на 15 июля 2020 года об уплате пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 74,70 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 193,41 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1239,65 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 149,34 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 412,38 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 153,97 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет в размере 116,90 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 1013,05 руб. на общую сумму 3353,40 рублей, со сроком исполнения до 14 августа 2020 года.
24 декабря 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 47 Волгоградской области судебный приказ № 2а-47-3364/2020 от 18 декабря 2020 года о взыскании указанной выше пени отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным истцом обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей за спорные налоговые периоды, а также соблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора о взыскании пени, и установив, что административным ответчиком обязанность по уплате пени не исполнена, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что процедура принудительного взыскания пеней налоговым органом соблюдена, так как материалами дела подтверждено направление налоговым органом в адрес налогоплательщика Губаревой Е.И. требования об уплате пени и обращение налогового органа к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Судом обоснованно удовлетворены требования о взыскании пени:
в размере 128,85 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рублей за 2019 год;
в размере 328,29 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рублей за 2019 год;
в размере 0,74 рублей, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 278 рублей за 2015 год;
в размере 2,73 рублей, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 2800 рублей за 2015 год;
в размере 1,09 рублей, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 1123 рублей за 2015 год.
Так, из расчета сумм пени, включенной в требование № 29819 от 15 июля 2020 года, следует, что недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 278 рублей за 2015 год уплачена налогоплательщиком 30 марта 2017 года; недоимка по земельному налогу в размере 1123 рублей за 2015 год уплачена налогоплательщиком 30 марта 2017 года; недоимка по транспортному налогу в размере 2800 рублей за 2015 год уплачена 30 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени, начисленные за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов, Губарева Е.И. не уплатила, что в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ свидетельствует о наличии правовых оснований для взыскания с Губаревой Е.И. пени в размере 0,74 рублей, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 278 рублей за 2015 год; пени в размере 2,73 рублей, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 2800 рублей за 2015 год; пени в размере 1,09 рублей, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 1123 рублей за 2015 год.
Также из материалов дела следует, что Губарева Е.И. не уплатила своевременно страховые взносы за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рублей и обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рублей. Данная сумма недоимки взыскана решением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 13 января 2021 года по делу № 2а-19/2021, что свидетельствует об обоснованном начислении пени на указанные суммы недоимки по страховым взносам, так как право на взыскание задолженности по страховым взносам за 2019 год налоговым органом не утрачено.
Пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2019 год, Губаревой Е.И. не уплачены, поэтому у суда первой инстанции имелись правовые основания для взыскания с Губаревой Н.И. пени в размере 128,85 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рублей за 2019 год; пени в размере 328,29 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 рублей за 2019 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер пеней является завышенным и не соответствует нормам действующего законодательства, судебной коллегией не принимаются, как противоречащие имеющемуся в материалах дела расчету пени, представленному налоговым органом. Оснований усомниться в правильности расчета пени, у судебной коллегии не имеется, поскольку он произведен в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ.
Что касается выводов суда об удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании пени, то судебная коллегия считает их ошибочными.
При разрешении заявленных требований судом не было принято во внимание, следующее.
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, начисление пени непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Материалы дела не содержат доказательств тому, что налоговым органом не было утрачено право на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 10430 рублей, на которую начислены пени в размере 64,56 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2113,72 рублей, на которую начислены пени в размере 911,36 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2800 рублей, на которую начислены пени в размере 409,65 рублей; недоимки по земельному налогу за 2017 год в сумме 1045 рублей, на которую начислены пени в размере 152,88 рублей; недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1001 рубля за 2017 год, на которую начислены пени в размере 148,60 рублей.
Такие доказательства не представлены налоговым органом и суду апелляционной инстанции.
Приведенная в ответе на запрос суда апелляционной инстанции от 27 октября 2021 года ссылка административного истца на то, что недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 1045 рублей и недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 2800 рублей были погашены 18 ноября 2020 года путем проведения зачета в соответствии со статьей 78 НК РФ, правовым основанием к удовлетворению требований о взыскании начисленной на данную задолженность пени, не являются, так как зачет произведен за пределами установленных статьей 48 НК РФ сроков для взыскания указанных налогов, в течение которых меры к их принудительному взысканию не принимались.
Поэтому доводы апелляционной жалобы относительно того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом своевременно были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, являются заслуживающими внимания.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, применительно к обстоятельствам настоящего дела, правовых оснований для взыскания пени в размере 64,56 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 10430 рублей; пени в размере 911,36 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2113,72 рублей; пени в размере 409,65 рублей, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2800 рублей; пени в размере 152,88 рублей, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 1045 рублей; пени в размере 148,60 рублей, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1001 рубля за 2017 год, у суда первой инстанции не имелось.
Поэтому в соответствии с пунктами 3,4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции следует изменить, уменьшив размер пеней:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, с 193,41 рублей до 128,85 рублей,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, с 1239,65 рублей до 328,29 рублей,
по налогу на имущество физических лиц с 149,34 рублей до 0,74 рублей,
по транспортному налогу с физических лиц с 412,38 рублей до 2,73 рублей,
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, с153,97 рублей до 1,09 рублей,
общую сумму пени уменьшить с 2148,75 рублей до 461,70 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что взыскание пени уже было предметом рассмотрения Светлоярского районного суда Волгоградской области по делам 2а-19/2021 и 2а-75/2021, на законность принятого решения не влияют, поскольку периоды взыскания пени, начисленной на недоимку по страховым взносам за 2019 год, по настоящему делу и делу № 2а-19/2021, между собой не совпадают, а пени, взысканные решением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 5 февраля 2021 года по делу № 2а-75/2021, начислены на недоимку по налогам и сборам, за иные налоговые периоды, не относящиеся к предмету административного иска по настоящему делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2021 года изменить.
Уменьшить размер пеней:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, с 193,41 рублей до 128,85 рублей,
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, с 1239,65 рублей до 328,29 рублей,
по налогу на имущество физических лиц с 149,34 рублей до 0,74 рублей,
по транспортному налогу с физических лиц с 412,38 рублей до 2,73 рублей,
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, с153,97 рублей до 1,09 рублей,
общую сумму пени уменьшить с 2148,75 рублей до 461,70 рублей.
В остальной части решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи