НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 17.05.2013 № 33-4841/2013

Судья Павликов С.Н. дело № 33-4841/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Грымзиной Е.В.

судей Алябьева Д.Н., Сукачева Д.Ю.

при секретаре Ворониной В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по охране труда по аттестации рабочих мест

по апелляционной жалобе администрации <.......> муниципального района Волгоградской области на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 15 марта 2013 года, которым постановлено:

обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1, уборщик помещения); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории 2).

Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав пояснения прокурора Маминой Н.Л., согласившейся с доводами апелляционной жалобы и полагавшей необходимым решение суда отменить в обжалуемой части, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении выполнить мероприятия по охране труда по аттестации рабочих мест.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере труда установлено, что администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области не выполнены требования в части проведения аттестации рабочих мест.

Просил обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1, уборщик помещения); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории - 2).

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение в части возложения обязанности провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории - 2), просит его в обжалуемой части отменить и принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывается на нарушение норм материального права.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене в обжалуемой части.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области. Штатным расписанием администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, составленным по состоянию на 2012 год, и утвержденным главой муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ год, в указанной организации предусмотрены следующие рабочие места: 1. отдел по экономической политике (начальник отдела - 1, заместитель начальника отдела – 2, консультант - 2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); 2) отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); 3) отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории - 1, помощник главы - 1); 4) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); 5) отдел ЗАГС (ведущий специалист - 1; специалист 2 категории - 1, уборщик помещения); 6) орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); 7) орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории - 2).

Согласно предоставленной администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области информации от ДД.ММ.ГГГГ аттестация указанных рабочих мест не проведена.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда соответствующие государственным требованиям охраны труда.

На основании статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Удовлетворяя в полном объеме исковые требования прокурора, суд первой инстанции, сославшись на пункт 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», которым предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, пришел к выводу о том, что администрацией Котельниковского муниципального района Волгоградской области не обеспечены безопасные условия труда, нарушены требования статей 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что он основан на неверном применении и толковании норм материального права.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утратил силу с 1 сентября 2011 года в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Согласно пункту 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н (в редакции Приказа Министерства труда Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н») предусмотрено, что аттестации подлежат рабочие места работодателя <1>, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

<1> За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Следовательно, работодатель в настоящее время должен проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, а только тех, которые предусматривают выполнение определенных видов работ (трудовой функции), при осуществлении которых есть реальная вероятность причинения вреда здоровью работника.

Приказ освободил от проведения аттестации тех работодателей, чьи работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, используемые периодически для нужд самой организации, или иную оргтехнику, не используемую в технологическом процессе производства.

Из перечня рабочих мест, которые суд обязал аттестовать, только должность уборщика помещения в отделе ЗАГС предполагает необходимость ее аттестации, так как связана с использованием электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента.

Иные должности, связаны с выполнением работы с использованием обычной офисной техники и не связаны с выполнением работ, указанных в абзаце 1 пункта 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н (в редакции Приказа Министерства труда Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н»).

При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории 2) нельзя признать законным и обоснованным, оно в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 15 марта 2013 года в части возложения обязанности на администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории 2) – отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Котельниковского района Волгоградской области о возложении обязанности на администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести аттестацию следующих рабочих мест: отдел по экономической политике (начальник отдела -1, заместитель начальника отдела – 2, консультант -2, главный специалист – 1, ведущий специалист – 3, специалист 2 категории -3); отдел капитального строительства и жизнеобеспечения (главный специалист -1, ведущий специалист -1); отдел по организационным и общим вопросам (специалист 2 категории-1, помощник главы -1); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (консультант); отдел ЗАГС (ведущий специалист -1; специалист 2 категории -1); орган опеки и попечительства (консультант-1, главный специалист, ведущий специалист - 2); орган по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ (заместитель начальника отдела по социальной политике -1, ведущий специалист -1, специалист 2 категории 2) – отказать.

В остальной части решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 15 марта 2013 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи