НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 10.06.2020 № 2А-126/20

УИД 34RS0005-01-2019-004731-68 Административное дело 2а-126/2020

Судья Рогозина В.А. Дело № 33а-3824/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 10 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Антропова Е.А., Языниной С.Г.

при ведении протокола помощником судьи Корниловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (основную и дополнительную) представителя административного истца Гоцкина ДЛ - Гоцкиной ОК на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Гоцкина ДЛ к Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области, УФНС по Волгоградской области, о признании незаконным решений налогового органа, обязании устранить нарушение права, которым

в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что обратился в МИФНС № 9 по Волгоградской области за справкой о подтверждении права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в связи с приобретением им медикаментов для двух своих несовершеннолетних дочерей Гоцкиной Е.Д. и Гоцкиной Е.Д., приложив среди прочих подтверждающие документы: чеки из аптеки на сумму 576,65 руб.+573.81 руб., 2 рецепта (каждый на имя одной из дочерей), договор об оказании платных медицинских услуг частной клиники ООО «Маргоша». 8 октября 2019 года в адрес Гоцкина Д.Л. поступило сообщение о результатах проверки его заявления №49 от 4 октября 2019 года и сообщение об отказе в выдаче подтверждения на получение такого права №8 от 4 октября 2019 года. Основанием отказа по суммам 576.65 руб.-573,81 руб. значилось отсутствие на рецептах штампа «Для налоговых органов Российской Федерации. ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 Порядка, утверждённого совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256. Заявитель полагает, что решение об отказе является незаконным и необоснованным, поскольку закон не предоставляет права МИФНС №9 по Волгоградской области распространять требования Приказа от 25 июля 2001 года №289/БГ-3-04/256№289/БГ -3-04 256 на все рецепты, включая на лекарства, которые не входят в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 20. Заявитель полагает, что административный ответчик, превышая пределы своей компетенции, расширительно толковал требования закона для выдачи подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов -распространив действие Приказа от 25 июля 2001 года не только на порядок выдачи рецептов на лекарства, которые входят в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 20, но и на все лекарственные препараты для медицинского применения, назначенные налогоплательщику лечащим врачом и приобретаемые им за счёт собственных средств. Просил признать сообщение МИФНС №9 по Волгоградской области о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 4 октября 2019 года №49 и сообщение того же органа об отказе в выдаче подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 4 октября 2019 года №8 незаконными и обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Гоцкина Д.Л.- Гоцкина О.К. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, указывая на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Стороны в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, в том числе в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведённых расходов, но с учётом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведённых расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов (пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Форма заявления на получение уведомления о праве на социальный вычет предусмотрена Письмом ФНС России от 16 января 2017 года № БС-4-11/500@ «О направлении рекомендуемых форм».

Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что с целью получения налогового вычета, в соответствии с пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ, 10 сентября 2019 года Гоцкиным Д.Л. представлено в Межрайонную ИФНС России №9 по Волгоградской области заявление на социальный налоговый вычет по пп.2, 3 и 4 (в части ДСЖ) п.1 ст.219 НК РФ в связи с понесенными расходами на лечение и приобретение лекарственных средств в 2019 году на общую сумму 4160 рублей.

4 октября 2019 Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области было сформировано Уведомление №55 о подтверждении социального налогового вычета на сумму 3010 рублей в части произведенных расходов на лечение.

По расходам на приобретение лекарственных средств на сумму 1150 рублей было сформировано Сообщение №49 от 4 октября 2019 года о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов.

Основанием для отказа явилось то, что у налогоплательщика частично отсутствует право на получение социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, по причине: на рецептах отсутствует штамп «для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 порядка, утвержденного, совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001г. № 289/БГ-03-04/256.

4 октября 2019 года было сформировано Сообщение № 8 об отказе в выдаче подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов. Основанием к отказу также указано, что на рецептах отсутствует штамп «для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 порядка, утвержденного, совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001г. № 289/БГ-03-04/256.

Доводы административного истца о незаконности вынесенного решения являются ошибочными ввиду следующего.

Так, Федеральным законом от 17 июня 2019 года № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 147-ФЗ) в пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ внесены изменения в части исключения ссылки на Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201. Указанное положение применяется в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года.

Вместе с тем, изменений в процедуре оформления рецептурных бланков для получения социального налогового вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, законодательно не предусмотрено, наличие штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» на экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы является необходимым условием.

Приказом Минздрава РФ № 289, МНС РФ № БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 года «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2001 года № 2874) утверждены: форма «Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации»; инструкция по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации; порядок выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.

Кроме того, этим же порядком предусмотрено использование для выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, рецептурный бланк учетной формы N 107/у, а также организована работа по выдаче справок об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с «Порядком выписывания лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета», утвержденным Приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 года № 289/БГ-3-04/256, лечащий врач выписывает пациенту рецепт в 2 экземплярах, один из которых предъявляется в аптеку, а второй представляется в ИФНС при подаче 3-НДФЛ. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в ИФНС, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения. При этом для вычета подойдут и бланки рецептов, на которых соответствующая надпись «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» напечатана, а не проставлена в виде штампа.

Новая форма рецептурного бланка № 107-1/у предусмотрена Приказом Минздрава России от 14 января 2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2019 года N54173).

Рецепт по форме № 107-1/у для налоговых органов может быть выписан лечащим врачом по требованию налогоплательщика в течение 3 лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором были произведены расходы на приобретение лекарств, с указанием даты фактического назначения лекарства. Такие рецепты выписываются на основании записей, сделанных в медицинской карте (письмо Минздрава РФ от 12 февраля 2002 года № 2510/1430-02-32).

Наличие у налогоплательщика второго экземпляра рецепта, со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», гарантирует своевременное получение социального налогового вычета и не нарушает порядок отпуска лекарственных препаратов по рецепту, выписанному на рецептурном бланке формы 107-1/у, регламентированный Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 403н.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 15 апреля 2019 года № 03-04-05/26545 документом, подтверждающим фактические расходы налогоплательщика на услуги по лечению, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года № 289/БГ-3-04/256.

Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

При этом вопрос об отнесении тех или иных видов услуг по лечению, предоставленных налогоплательщику либо членам его семьи, к конкретным видам лечения, включенным или не включенным в Перечень, решается медицинским учреждением или индивидуальным предпринимателем, оказавшим указанным лицам такие услуги.

Основанием для получения вычета в отношении лекарственных средств является выдаваемый лечащим врачом рецептурный бланк формы N 107-1/у со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", наличие которого обусловлено требованиями пункта 3 Приложения N 3 к Приказу Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 года.

Поскольку порядок выписки лекарственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, предусматривающий наличие надписи «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», утвержден совместным Приказом Минздрава РФ № 289, МНС РФ № БГ-3-04/256 от 25 июля 2001 года «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета», налоговый орган не в праве в одностороннем порядке, без соглашения с Минздравом РФ, отменить или упростить действующий порядок предоставления социального налогового вычета.

Таким образом, требования должностных лиц МИФНС России № 9 по Волгоградской области о проставлении на рецептах штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 порядка, утвержденного совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 года № 289/БГ-03-04/256, являются законными.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному о том, что требования административного истца о признании недействительными, незаконными и необоснованными решений МИФНС №9 по Волгоградской области об отказе в выдаче подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что при устранении нарушений, допущенных при заполнении бланка рецепта врача на приобретение лекарственных средств, административный истец вправе повторно обратиться в налоговый орган за справкой о подтверждении права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в связи с приобретением им медикаментов.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда оснований, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Гоцкина ДЛ - Гоцкиной ОК - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи