НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 19.05.2022 № 2-66/2022

Дело №33-1896/2022 год Докладчик Сергеева С.М.

Дело №2-66/2022 (1 инст.) Судья Староверова Т.П.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.

и судей Сергеевой С.М. и Афанасьевой К.Е.

при секретаре Зориной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 19 мая 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «****» на решение Судогодского районного суда **** от 28 февраля 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «****» **** об отмене постановления от 21 октября 2021 г. **** «О заместителе главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ», о восстановлении на работе- удовлетворить.

Отменить постановление администрации муниципального образования «****» **** от 21 октября 2021 г. **** «О заместителе главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ».

Восстановить ФИО1 в должности «заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ» в администрации муниципального образования «****» **** с 21 октября 2021 г.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу ФИО1, заключение прокурора Шигонцевой В.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «****» **** (далее- администрация МО «****»), с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ, об отмене постановления от 21 октября 2021 г. **** «О заместителе главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ»; обязании ответчика восстановить ее в должности заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом.

В обоснование заявленных требований указала, что является муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы- заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом. На данную должность она назначена в результате перевода 31 июля 2020 г. распоряжением администрации района ****, о чем сделана соответствующая запись в трудовой книжке. 25 октября 2021 г. специалистами управления делопроизводства и кадровой работы администрации района ей было предоставлено для подписания дополнительное соглашение от 21 октября 2021 г. **** к трудовому договору от 10 января 2017 г. ****. Ознакомившись с данным дополнительным соглашением ей стало известно о том, что 19 октября 2021 г. Советом народных депутатов района по ходатайству главы администрации района принято решение **** о внесении изменений в структуру администрации района со сроком вступления в силу «с момента принятия». Согласно данному решению, вместо должности заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом введена должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления. Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству выведен в подчинение главы администрации района. Пунктом 3 решения главе администрации муниципального образования «****» поручено привести организационно-штатную структуру в соответствие с настоящим решением. 19 октября 2021 г. было вынесено постановление **** «О распределении обязанностей между главой администрации муниципального образования «****», первым заместителем и заместителями главы администрации МО «****», вступившее в действие, согласно п.5, с момента принятия и подлежащее официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации муниципального образования «****». Во исполнение решения от 19 октября 2021 г. **** главой администрации внесены изменения в штатное расписание со сроком вступления в силу 20 октября 2021 г. 21 октября 2021 г. администрацией принято постановление **** «О заместителе главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ», согласно которому прекращены полномочия заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом в части осуществления руководства Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «****». Данное постановление, по ее мнению, по факту является не чем иным, как документом кадрового делопроизводства об освобождении ее от занимаемой должности, поскольку заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного значения, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом является руководителем самостоятельного структурного подразделения, наделенного правами юридического лица. При этом, ссылок на нормы трудового законодательства постановление не содержит. Вместе с тем, имеются определенные особенности при принятии кадровых решений в отношении руководителей таких подразделений. Главой администрации **** данные особенности не учтены, что привело к нарушению ее трудовых прав. Так, она не была уведомлена ни об увольнении, ни о переводе, ни о перемещении с занимаемой должности, ни об изменении ее трудовых обязанностей. Ей в устном порядке предложено подписание дополнительного соглашения к трудовому договору. Вместе с тем, согласно требованиям трудового законодательства, обо всех изменениях работник должен быть уведомлен под роспись и в уведомлении должна содержаться информация не только о характере изменений, но и об их причинах и сроке, в течение которого работнику необходимо определиться со своим решением о работе в новых условиях. Предпринятыми действиями ее лишили возможности выразить свое согласие (несогласие) на продолжение трудовой деятельности, как в отраслевом самостоятельном органе администрации района, так и в администрации района. При этом, ей стало известно о том, что на должность председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству 25 октября 2021 г. назначен новый сотрудник. Полагала, что решение о назначении на данную должность нового сотрудника произведено неправомерно, поскольку распоряжения об увольнении, переводе в отношении нее не принято. Согласно утвержденной структуре Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству является отраслевым органом администрации района, наделенным правом юридического лица. Ей стало известно, что 29 октября 2021 г. в ЕГРЮЛ внесены изменения в части смены руководителя КУМИ. Назначение сотрудника при не освобождении от занимаемой должности ранее назначенного, является нарушением трудового, налогового, бюджетного законодательства и свидетельствует о недостоверности сведений представленных в налоговой орган, что в свою очередь ведет к дестабилизации работы отраслевого органа- самостоятельного юридического лица. До настоящего времени не внесены изменения в Положение о КУМИ, утвержденное постановлением администрации района от 25 августа 2020 г. ****, согласно которому, Комитетом руководит заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом.

Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика- администрации МО «****» **** и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Совета народных депутатов МО «****», Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ****ФИО2, действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1 В обоснование возражений указал, что в качестве самостоятельного требования истцом заявлено требование об отмене постановления ****, как документа кадрового делопроизводства об освобождении ФИО1 от занимаемой должности. Между тем, позиция истца о необходимости рассмотрения постановления **** как документа, регулирующего трудовые взаимоотношения между работником и работодателем, на законе не основана, и является ошибочной. Данный акт органа местного самоуправления относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующих органов, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. Правила обжалования муниципальных ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 22 КАС РФ. В рассматриваемом случае доводы истца невозможно отнести к требованиям о восстановлении нарушенных прав и свобод гражданина, или устранению препятствий по осуществлению гражданином прав и свобод. Оспариваемым истцом постановлением перераспределяются обязанности заместителей главы администрации в системе муниципального управления, а не трудовые обязанности работников администрации. Заявление истца о замещении им двух вышеназванных должностей не соответствует действительности, документального подтверждения не имеет, и более того, противоречит установленным законом требованиям. Так, анализ рабочего времени ФИО1, согласно справке управления делопроизводства и кадровой работы администрации МО «****», составляет за период с мая 2020 года по октябрь 2021 года не более 8 часов в день. Какие-либо сведения о рабочем времени, свидетельствующие об исполнении ею трудовой обязанности по совместительству, в администрации МО «****» отсутствуют. Согласно п.3 трудового договора **** от 10 января 2017 г., заключенного между администрацией МО «****» и ФИО1, он является договором по основной работе. Документов, подтверждающих внесение в него в этой части изменений, или заключение договора с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****» на совместительство, истцом не представлено, и не может быть представлено, по причине их отсутствия. Ни дополнительное соглашение к названному трудовому договору о совместительстве, ни самостоятельного договора в соответствии с требованиями ч.3 ст.275 Трудового кодекса РФ, с ФИО1 не заключалось. Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих трудоустройство ФИО1 в КУМИ по совместительству, а также факт не начисления и, соответственно, невыплаты заработной платы, подтверждаемый справками о доходах и суммах налога физических лиц за 2020-2021 г.г., говорить о дополнительном месте работы не представляется возможным.

Указал, что доводы истца о переводе на другую работу, являются также не состоятельными. В связи с изменением летом 2020 года штатного расписания администрации МО **** были переименованы несколько должностей, в том числе и должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления- управделами администрации муниципального образования «****». Согласно требованиям трудового законодательства, при переименовании должностей без изменения трудовой функции перевода на другую работу не происходит. При переименовании должностей необходимо внести изменения в трудовой договор, штатное расписание, внести соответствующую запись в трудовую книжку. В рассматриваемой ситуации, перечень должностных обязанностей работника, то есть само содержание трудовой функции, не меняется, а изменилось только название должности. В такой ситуации речь не идет об изменении трудовой функции работника. При выявлении в определенный момент данных противоречий, а также во исполнение Предписания Государственной инспекции труда во ********-****, в Распоряжения администрации МО «****» от 31 июля 2020 г. ****-рк, соответствующие документы, т.ч. трудовую книжку работника, внесены необходимые изменения (Распоряжение от 10 февраля 2022 г. ****-р).

Кроме того, с целью приведения документов в соответствие с действующим законодательством, отменены постановления администрации МО «****» от 25 августа 2020 г. **** и от 22 ноября 2017 г. **** об утверждении Положения о КУМИ, постановления администрации МО «****» от 25.08.2020 г. **** и от 31.12.2020 г. **** об утверждении должностных инструкций.

Решением Совета народных депутатов МО «****» от 22 февраля 2022 г. **** утверждено Положение о КУМИ в новой редакции, зарегистрированное в установленном порядке в ИФНС России.

Указал, что доказательств, подтверждающих нарушение прав истца, опровергающих изложенные ответчиком обстоятельства, истцом не представлено. Доводы истца относительно того, что ответчик не принял надлежащих мер по соблюдению трудового законодательства не обоснованы. В этой связи требования истца о восстановлении ФИО1 в должности заместителя главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика- администрации МО «****» ****Дубровный О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал возражения представителя ФИО2

Представитель Государственной инспекции труда по **** в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Начальник отдела ФИО3 просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя Гострудинспекции.

Судом постановлено указанное выше решение.

Администрацией МО «****» принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Указано, что судом неправильно дана оценка обстоятельствам и доказательствам по делу, суд нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, встав на сторону истца, содействовав в реализации лишь его прав, как участника процесса. Считают, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагают, что суд не принял во внимание заключение по делу прокурора, который в своем заключении дал оценку законности и обоснованности действиям ответчика, указав, что истцу следует отказать в иске.

В суд апелляционной инстанции представители третьих лиц- Совета народных депутатов МО ****, Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации МО ****, Государственной инспекции труда во ****, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Зам. руководителя Государственной инспекции труда во **** ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель ответчика- администрации МО ****Дубровный О.В. явился в судебное заседание, однако к участию в деле допущен не был, поскольку не предъявил диплом о высшем юридическом образовании.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах.

В силу ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, который образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ч.ч.1 и 3 ст.6 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ установлено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты (ч.1).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч.2).

В соответствии со ст.72 Трудового кодекса РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В силу ч.1 ст.72.1 Трудового кодекса РФ, перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.

Из приведенных положений трудового законодательства следует, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного ими в письменной форме трудового договора, обязанность по надлежащему оформлению которого возлагается на работодателя. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по соглашению сторон, которое также заключается в письменной форме.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 принята на работу в администрацию муниципального образования «****» на должность муниципальной службы- заместителя главы администрации муниципального образования «****»- управделами администрации муниципального образования «****» с 10 января 2017 г. на основании приказа ****-рп от 10 января 2017 г. (т.1 л.д.119). 10 января 2017 г. между истцом и ответчиком заключен трудовой договор ****. В соответствии с данным трудовым договором истец с 10 января 2017 г. обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (т.1 л.д.102-105).

Распоряжением администрации муниципального образования «****» от 19 мая 2020 г. ****-рк ФИО1 с 19 мая 2020 г. была назначена временно исполняющим обязанности председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****» с доплатой 30% от его денежного содержания временно отсутствующего муниципального служащего (т.1 л.д.151).

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» ******** от 26 мая 2020 г. внесены изменения в решение Совета народных депутатов от 21 февраля 2017 г. **** «Об утверждении структуры администрации муниципального образования «****». Изменения состояли, в том числе, в объединении должностей заместителя глав администрации по вопросам местного самоуправления, управделами и председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам с исключением из структуры управления промежуточной управленческой единицы. Согласно утвержденной структуры, объединенная должность поименована как- заместитель главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ (т.1 л.д.181-186).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 01 июня 2020 г. **** «Об утверждении штатного расписания аппарата управления и структурных подразделений администрации муниципального образования «****» утверждено штатное расписание администрации муниципального образования «****», вводимое с 01 августа 2020 г.

ФИО1 уведомлена 02 июня 2020 г. о переименовании должности с «заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, управделами» на «заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ» (т.1 л.д.27).

Распоряжением администрации муниципального образования «****» ****-рк от 31 июля 2020 г. ФИО1 переведена с прежнего места работы в администрации муниципального образования «****» с должности заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, управделами, на новое место работы в администрации муниципального образования «****» на должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ (т.1 л.д.26, 118).

Сведения о переводе ФИО1 внесены в ее трудовую книжку (т.1 л.д.28-29, 106-113).

31 июля 2020 г. администрацией муниципального образования «****» с ФИО1 заключено дополнительное соглашение **** к трудовому договору от 10 января 2017 г. ****, согласно которому в пункте 1.1. договора слова «управделами» заменить словами «председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству». Данное дополнительное соглашение является обязательным приложением к трудовому договору, заключенному между сторонами и вступает в силу с 01 августа 2020 г. (т.3 л.д. 37).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 25 августа 2020 г. **** утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****», согласно которому комитет по управлению муниципальным имуществом землеустройству администрации муниципального образования «****» - самостоятельное структурное подразделение администрации муниципального образования «****»; сотрудники комитета являются муниципальными служащими, замещают муниципальные должности муниципальной службы в администрации района; финансирование комитета осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования; комитет по своей деятельности подотчетен главе администрации муниципального образования; комитет возглавляет заместитель главы администрации по вопросам местного самоуправления, председатель Комитета, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации муниципального образования в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.142, 160-166). Указанным постановлением утверждена должностная инструкция заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ (т.1 л.д.172-180). Из указанной должностной инструкции усматривается, что у ФИО1 в связи с переводом и изменением должности значительно увеличились должностные обязанности, в том числе по руководству КУМИ.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «****» ******** от 19 октября 2021 г. внесены изменения в решение Совета народных депутатов от 21 февраля 2017 г. **** «Об утверждении структуры администрации муниципального образования «****» со сроком вступления в силу «с момента принятия». Согласно данному решению, вместо должности заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом введена должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления. Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству выведен в подчинение главы администрации района. Пунктом 3 решения Главе администрации муниципального образования «****» поручено привести организационно-штатную структуру в соответствие с настоящим решением (т.1 л.д.9-10, 100-101).

19 октября 2021 г. было вынесено постановление администрации муниципального образования «****» **** «О распределении обязанностей между главой администрации муниципального образования «****», первым заместителем и заместителями главы администрации МО «****», вступившее в действие, согласно п.5, с момента принятия и подлежащее официальному опубликованию и размещению на официальном сайте администрации муниципального образования «****» (т.1 л.д.93-99).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 20 октября 2021 г. **** утверждена должностная инструкция заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления (т.1 л.д.187-191). Согласно акту от 26 октября 2021 г., ФИО1 отказалась от проставления подписи об ознакомлении с должностной инструкцией заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления (т.3 л.д.86).

21 октября 2021 г. администрацией принято постановление **** «О заместителе главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ, согласно которому прекращены полномочия заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом в части осуществления руководства Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «****»; изменены название должности «заместитель главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ» на «заместитель главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления». Постановление вступает в силу с момента принятия.

25 октября 2021 г. ФИО1 получила второй экземпляр дополнительного соглашения **** от 21 октября 2021 г. к трудовому договору от 10 января 2017 г. ****, в котором в пункте 1.1 договора слова «председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству» исключены. Данное дополнительное соглашение является обязательным приложением к трудовому договору, заключенному между сторонами и вступает в силу с 21 октября 2021 г. Основанием для данного дополнительного соглашения послужило постановление администрации от 21 октября 2021 г. **** (т.1 л.д.24).

От подписания данного дополнительного соглашения ФИО1 отказалась, о чем составлен соответствующий акт от 25 октября 2021 г. (т.1 л.д. 25). Свой отказ от подписания указанного дополнительного соглашения к трудовому договору ФИО1 мотивировала несогласием с вынесенным решением руководства.

На основании распоряжения администрации муниципального образования «****» ****-рк от 25 октября 2021 г. в Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****» на должность председателя КУМИ принята ФИО4 с 25 октября 2021 г. (т.1 л.д.30).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 16 ноября 2021 г. **** внесены изменения в постановление администрации от 19 октября 2021 г. **** «О перераспределении обязанностей между главой администрации муниципального образования «****», первым заместителем и заместителем главы администрации МО «****» (т.1 л.д.143-150).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 18 ноября 2021 г. **** внесены изменения в постановление администрации от 14 сентября 2021 г. **** «Об утверждении штатного расписания аппарата управления и структурных подразделений администрации муниципального образования «****». Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2022 г. (т.1 л.д.167-171). В указанном штатном расписании указана 1 штатная единица заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, код 003 и 1 штатная единица председателя КУМИ в структурном подразделении администрации- Комитете по управлению муниципальным имуществом, код 004.

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 01.12.2021 года внесены изменения в должностную инструкцию заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления (т.1 л.д.192-196). Данная должностная инструкция ФИО1 не подписана.

Истец обратилась в прокуратуру **** с целью проверки соблюдения трудового законодательства, считая, что оспариваемым постановлением ее незаконно отстранили от занимаемой должности, чем нарушили ее трудовые права. В свою очередь, прокуратура перенаправила обращение ФИО1 для проверки в Государственную инспекцию труда во ****. Согласно акту документальной проверки от 10 декабря 2021 г. **** следует, что, в нарушение требований ст. 74 ТК РФ ФИО1 не уведомлена не позднее, чем за два месяца об изменении определенных сторонами условий трудового договора (наименования должности). Кроме этого, отсутствуют документы о переводе, увольнении ФИО1 с указанной должности (т.1 л.д.215-218).

По результатам проверки в адрес администрации муниципального образования «****» вынесено предписание **** от 10 декабря 2021 г., согласно которому предписано в срок до 14 января 2022 г. принять меры по определению правового статуса ФИО1 в должности перевода или увольнения (начальника КУМИ) (т.1 л.д.221-223).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 08 февраля 2022 г. за **** внесены изменения в постановление администрации МО «****» «О заместителе главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ» от 21 октября 2021 г. ****, в частности, изложив п.1 данного постановления в новой редакции, а именно «изменить обязанности заместителя главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ согласно ч.III Приложения к постановлению администрации МО «****» «О распределении обязанностей между главой администрации муниципального образования «****», первым заместителем и заместителями главы администрации МО «****» от 19 октября 2021 г. **** (т.2 л.д.148).

Постановлением администрации муниципального образования «****» от 10 февраля 2022 г. за **** постановления администрации муниципального образования «****» от 25 августа 2020 г. **** и 22 ноября 2017 г. **** «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****» отменены и признаны недействующими с момента их принятия. Также отменены постановления администрации МО «****» от 25 августа 2020 г. **** и от 31 декабря 2020 г. **** (т.2 л.д.149). Вместе с тем, на момент возникновения спорных отношений действовало Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «****», утвержденное постановлением администрации от 25 августа 2020 г. ****.

Распоряжением администрации муниципального образования «****» от 10 февраля 2022 г. ****-р, определено издание нормативного документа Распоряжение администрации муниципального образования «****» «О переводе работника на другую работу» от 31 июля 2020 г. ****-р, как принятого с нарушениями норм трудового права. Внесены изменения в указанное Распоряжение наименование распоряжения «о переводе работника на другую работу» изменить на «О переименовании должности работника». Слова по тексту распоряжения «перевести на другую работу» изменить на «переименовать должность «заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, управделами» - на «заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ» (т.2 л.д. 150).

Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.56, 72, 74, 391, 392 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, данными в п.21 постановления Пленум Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. **** "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. ****-О, пришел к выводу о том, что представленные доказательства в совокупности подтверждают, что изменение условий трудового договора было обусловлено организационными изменениями условий труда, что выразилось в изменении структуры администрации, согласно которой вместо должности заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом введена должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления. Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству выведен в подчинение главы администрации района, в результате чего у ФИО1 сократилась значительная часть трудовых обязанностей. После проведения организационно-штатных мероприятий в штатное расписание администрации были внесены изменения, согласно которому в штате появились две отдельные должности- заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления и председатель КУМИ. На должность председателя КУМИ назначен другой работник. Данная должность ФИО1 не предлагалась.

О предстоящем изменении организационных условий труда ФИО1 не была извещена заблаговременно, с соблюдением установленного ст. 74 Трудового кодекса РФ порядка, и поскольку ФИО1 не была извещена о предстоящем изменении организационных условий труда, она не могла выразить свое согласие или несогласие на продолжение работы в новых условиях с учетом изменений должностной инструкции, а именно свое согласие или не согласие на продолжение трудовой деятельности, как в отраслевом самостоятельном органе администрации района, так и в администрации района.

При этом, суд первой инстанции учел, что на должность председателя КУМИ был назначен новый работник, тогда как, в отношении ФИО1 в нарушении требований трудового законодательства кадровое решение в виде распоряжения не принято.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, как и с выводом о том, что оспариваемым постановлением, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, у ФИО1 прекращены полномочия заместителя главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ в части осуществления руководства Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «****» и изменено название должности, которую она занимала на момент вынесения данного постановления. Данное постановление фактически послужило основанием для освобождения истца от занимаемой должности.

При этом, суд первой инстанции правомерно указал, что согласно заключению Государственной инспекции труда во ****, 02 июня 2020 г. ФИО1 в рамках ст.74 Трудового кодекса РФ было вручено уведомление о переименовании занимаемой должности с «заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, управделами» на должность «заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ». 01 августа 2020 г. ФИО1 переведена на должность заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председатель КУМИ. При этом, КУМИ администрации муниципального образования «****» является самостоятельным юридическим лицом. Распоряжением главы администрации ****-рс от 25 октября 2021 г. на должность председателя КУМИ принята ФИО4 Однако, документы о переводе, увольнении с указанной должности ФИО1 отсутствуют. 25 октября 2021 г. ФИО1 вручено дополнительное соглашение к трудовому договору **** от 21 октября 2021 г. об изменении наименования занимаемой должности на должность «заместитель главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления» с 21 октября 2021 г. В нарушение требований ст. 74 Трудового кодекса РФ ФИО1 не уведомлена не позднее, чем за два месяца об изменении определенных сторонами условиях трудового договора (наименования должности). В связи с вышеизложенным, работодателю выдано предписание **** с требованием принять меры по определению правового статуса ФИО5 в должности перевода или увольнения (начальника КУМИ).

Работодатель в нарушении требовании действующего законодательства не ознакомил надлежащим образом работника ФИО1 с оспариваемым постановлением, действующим, как на момент возникновения спорных правоотношений, так и после внесения в него изменений постановлением от 08 февраля 2022 г. за ****. Не была надлежащим образом ФИО1 ознакомлена и с распоряжением администрации ****-р от 10 февраля 2022 г. о внесении изменений в распоряжение от 31 июля 2020 г. ****-р о переводе ее на другую работу.

Также, истец не была надлежащим образом ознакомлена с должностной инструкцией заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, утвержденной постановлением администрации от 01 декабря 2021 г. В частности, данная должностная инструкция не содержит подписи работника, а в случае, если работник отказался знакомиться с данной должностной инструкцией, должен быть составлен соответствующий акт, который в материалах данного гражданского дела и в материалах личного дела ФИО1, отсутствует.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ФИО1 не была извещена о предстоящем изменении организационных условий труда с соблюдением установленного ст. 74 Трудового кодекса РФ порядка, кадрового решения в отношении данного работника принято не было, то постановление администрации МО «****» от 21 октября 2021 г. за **** принято с нарушением трудового законодательства и подлежит отмене, а работник восстановлению в прежней должности заместителя главы администрации МО «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ с 21 октября 2021 г., т.е. с момента возникновения нарушенного права.

Обязанность администрации МО «****» по ознакомлению ФИО1 с вышеуказанными принятыми локальными нормативными актами не выполнена, что привело к нарушению ее трудовых прав.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, несмотря на внесение изменений в распоряжение 31 июля 2020 г. ****-р о переводе ФИО1 на другую работу, правовой статус работника не определен.

Доводам ответчика о том, что в отношении требований об отмене постановления администрации МО «****» от 21 октября 2021 г. за **** нарушен порядок рассмотрения, а именно, что данное требование должно быть рассмотрено по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Доводам ответчика об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на подачу такого заявления, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ, судом первой инстанции дана подробная мотивированная правовая оценка. Данные доводы обоснованно отклонены, как и доводы ответчика о том, что истец ФИО1 после изменения ее должности в 2020 году никогда не работала в Комитете по управлению муниципальным имуществом и землеустройству, не получала в Комитете заработную плату.

Суд правомерно пришел к выводу о том, что по совокупности представленных сторонами и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, заявленные истцом требования об отмене постановления администрации муниципального образования «****» **** от 21 октября 2021 г. **** «О заместителе главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателе КУМИ» и восстановлению ее в должности «заместителя главы администрации муниципального образования «****» по вопросам местного самоуправления, председателя КУМИ» подлежат удовлетворению.

Оснований для отмены принятого судебного акта применительно к аргументам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.

Несогласие заявителя апелляционной жалобы с данной судом оценкой его доводов и доказательств не свидетельствует о нарушении принципов состязательности и равноправия сторон.

Довод апеллянта о том, что судом при вынесении решения не принято во внимание заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, судебная коллегия отклоняет, поскольку заключение прокурора по делу относится к процессуальным гарантиям реализации прокуратурой своих полномочий для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Заключение прокурора не является инструментом надзора за судопроизводством, таким образом, заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Судогодского районного суда **** от 28 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «****» - без удовлетворения.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.М. Сергеева

К.Е. Афанасьева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.05.2022.

Судья С.М. Сергеева