НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 04.04.2022 № 2-2171/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УИД 18RS0011-01-2021-004382-65

№ 33-1250/2022 (апелляционная инстанция)

№ 2-2171/2021 (первая инстанция, судья Кириллова О. В.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2022 года город Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И. Л.,

судей Пашкиной О. А., Нургалиева Э. В.,

при секретаре судебного заседания Рогалевой Н. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Волковой Н. О.

на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2021 года, которым

иск казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканского центра занятости населения» к Волковой Н. О. о взыскании пособия по безработице удовлетворен.

Взыскано с Волковой Н. О. в пользу казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» пособие по безработице в размере 71678 рублей 11 копеек, стипендия в размере 3289 рублей 82 копеек, всего 74967 рублей 93 копеек.

Взыскано с Волковой Н. О. в бюджет МО «Город Глазов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2449 рублей 04 копеек.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

истец казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее – КУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения») обратилось в суд с иском к ответчику Волковой Н. О. о взыскании излишне полученного пособия по безработице.

Требования мотивированы тем, что 11 августа 2020 года ответчик через электронный портал «Работа в России» подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получении пособия по безработице.

При подаче заявления в электронном виде каждый гражданин предупреждается об ответственности за дачу ложных сведений в центр занятости.

Ответчик состояла на учете в Центре занятости в качестве безработного с 11 августа 2020 года по 10 февраля 2021 года.

Ответчику было назначено пособие по безработице приказом от 18 августа 2020 года, приказом от 18 августа 2020 года внесены изменения о продолжительности периода выплаты пособия по безработице, его размере и сроках выплаты.

После окончания выплаты пособия по безработице Волкова Н. О. была направлена Центром занятости населения города <данные изъяты> на профессиональное обучение, ей была назначена стипендия и заключен договор об организации профессионального обучения безработного гражданина. По окончании обучения в апреле 2021 года был издан приказ о прекращении выплаты стипендии.

Волкова Н. О. 28 апреля 2021 года повторно подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве гражданина, ищущего работу, без получения пособия по безработице.

В ходе работы с личным делом Волковой Н. О. было установлено, что Волкова Н. О. является плательщиком налога на профессиональный доход.

Таким образом, Волкова Н. О., скрывая факт самозанятости, стояла на учете как безработная, получала пособие по безработице и стипендию при прохождении профессионального обучения обманным путем, так как при постановке на учет через электронный портал «Работа в России» Волкова Н. О. в графе поставила галочку, что не относится к категории «самозанятые».

В ходе проверки по выплатам пособия и получения стипендии было установлено, что ответчик за период с 11 августа 2020 года по 10 февраля 2021 года получила пособие по безработице обманным путем в сумме 71678,11 рублей и за период с 12 февраля 2021 года по 09 апреля 2021 года получила стипендию в сумме 3289,82 рублей.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации.

В Удмуртской Республике с 01 июля 2020 года началась регистрация налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых граждан).

На дату постановки на учет в Центре занятости населения 11 августа 2020 года ответчик являлась плательщиком налога на профессиональный доход. Волковой Н. О. было направлено уведомление о возврате социальных выплат, но добровольно возвратить денежные средства она отказалась.

Истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 74967,93 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание суда первой инстанции ответчик, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ране в судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении иска возражал, ссылаясь на то, что ответчика можно признать самозанятой только с момента уплаты налога. В 2020 году Волковой Н. О. налог как самозанятой не начислялся. Волкова Н. О. в налоговые органы с заявлением о постановке на учет самозанятой не обращалась. Истцом не доказано неосновательное обогащение Волковой Н. О.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В качестве основания для отмены решения суда ответчик ссылается на недоказанность неосновательного обогащения, в деле не представлены доказательства самозанятости ответчика в спорный период.

Стороны надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе ответчик – с помощью СМС-сообщения.

Представитель истца направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайство приобщено к материалам дела.

Ответчик в суд не явилась, о причинах не явки суд не уведомила.

Судебная коллегия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, подлежащие доказыванию, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного акта.

Суд установил следующие обстоятельства.

11 августа 2020 года ответчик Волкова Н. О. через электронный портал «Работа в России» подала заявление в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработного и получении пособия по безработице (л. д. 18).

При оформлении заявления о постановке на учет в качестве безработного Волкова Н. О. была предупреждена об ответственности за дачу ложных сведений, в том числе при заполнении заявления подтвердила, что не является самозанятой.

Приказом КУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» от 18 августа 2020 года Волкова Н. О. признана безработной и ей назначено пособие по безработице с 11 августа 2020 года по 10 февраля 2021 года. Размер пособия по безработице установлен 13949,50 рублей (л. д. 11).

Согласно договору об организации профессионального обучения безработного гражданина от 12 февраля 2021 года после окончания выплаты пособия по безработице Волкова Н. О. была направлена КУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» на профессиональное обучение с 12 февраля 2021 года по 09 апреля 2021 года (л. д. 15)

Приказом от 12 февраля 2021 года Волковой Н. О. в период с 12 февраля 2021 года по 09 апреля 2021 года назначена стипендия в размере 1725 рублей (л. д. 14).

Приказом от 12 апреля 2021 года в связи с истечением периода обучения с 09 апреля 2021 года Волковой Н. О. прекращена выплата стипендии (л. д. 16).

Согласно сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике, Волкова Н. О. ИНН поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с 09 июля 2020 года (л. д. 103).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу абзаца 8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (в редакции, действующей на момент спорных отношений) безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891 (17 ноября 2021 года утратили силу, действовали в период постановки на учет ответчика в качестве безработного), постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации Постановлением от 08 апреля 2020 года № 460 утвердило Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с Временными правилами организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Как следует из Временных правил, для постановки на регистрационный учет в целях получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в качестве безработного гражданин направляет в центр занятости заявление в электронной форме через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» https://tradzan.tverreg.ru/ либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://www.gosuslugi.ru/ по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Личное посещение гражданином центра занятости не требуется.

При этом документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1, в центр занятости заявителями не предоставляются. Сведения, содержащиеся в указанных документах, центр занятости получает в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)», а также портала «Работа в России».

Постановка гражданина на регистрационный учет осуществляется центром занятости на основе сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также сведений, содержащихся в дополнительных документах, представленных гражданином.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В силу абзаца 3 статьи 2 указанного Закона занятыми, среди прочих, считаются иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации.

По смыслу статьи 2, пунктов 1, 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1, лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными, для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.

Исходя из положений пункт 2 статьи 3, пункт 3 статьи 31, граждане, прекратившие регистрацию в качестве самозанятых, могут получить пособие по безработице при условии постановки на учет в центре занятости, в частности, путем подачи заявления в электронной форме на Едином портале госуслуг.

Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начато с 01 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; с 01 июля 2020 года – в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно частям 6, 7, 8 статьи 2 данного Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По данному делу суд первой инстанции правильно определил, что юридически значимым обстоятельством также является установление недобросовестности в действиях Волковой Н. О. при получении ей сумм пособия по безработице, что подлежит доказыванию истцом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, руководствовался вышеуказанными нормативными актами и пришел к выводу о том, что ответчик получил имущество в качестве неосновательного обогащения, так как в спорный период являлся самозанятым гражданином, то есть не мог быть признан безработным, что исключало право на получение пособий по безработице, и о неправомерности получения денежных средств ответчик должен был знать.

Суд первой инстанции исходил из того, что ответчик с 09 июля 2020 года зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а при обращении в Центр занятости населения с заявлением скрыла указанное обстоятельство, указала, что не относится к категории самозанятой (л. д. 19), то есть действовала недобросовестно.

Ответчик скрыла от центра занятости обстоятельство, которое не позволило бы ей быть зарегистрированной в качестве безработной и получить социальное пособие.

В результате недобросовестного поведения ответчика она была поставлена на учет в центр занятости и получала социальное пособие.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными.

Позиция ответчика о том, что самозанятый гражданин не относится к занятым гражданам, основана на неверном толковании норм материального права, примененных судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в деле не имеются доказательства о самозянятости ответчика в спорный период, судебная коллегия находит не состоятельными, они опровергаются материалами дела.

Факт самозянятости ответчика подтверждается проверкой статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (л. д. 20), справкой межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 09 ноября 2021 года (л. д. 103), справками о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход за 2021 год и за 2020 год (л. д. 108, 109).

При таких обстоятельствах и в пределах доводов апелляционной жалобы решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 апреля 2022 года.

Председательствующий И.Л. Копотев

Судьи О. А. Пашкина

Э. В. Нургалиев