НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 28.10.2021 № 2-5421/2021

Судья Сафин А.Р. УИД 16RS0046-01-2021-011659-97

дело № 2-5421/2021 ~ М-4419/2021

№ 33-16282/2021

учет 075 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2021 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Сахиповой Г.А., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления ФСИН России по Республике Татарстан – Косова А.С. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 15 июля 2021 года, которым иск Калинина В.В. был удовлетворен и постановлено:

Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан обязанность по включению в стаж службы Калинина В.В. в органах уголовно-исполнительной системы периода обучения в Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации на внебюджетном факультете по очной форме обучения для назначения пенсии при увольнении из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан – Косова А.С., а также Калинина В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Калинин В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан о возложении обязанности по включению в выслугу лет периода обучения в учреждении высшего профессионального образования.

В обоснование требований указывается, что он проходит службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан с 31 августа 2008 года по настоящее время.

25 февраля 2021 года он обратился к работодателю с просьбой установить стаж службы, в том числе в льготном исчислении (выслугу лет) в органах уголовно-исполнительной системы, включая период обучения в Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации по очной форме на внебюджетном юридическом факультете с 29 августа 2002 года по 11 июня 2007 года, в которой ему было отказано в связи с тем, что КЮИ МВД России является ведомственной образовательной организацией.

Полагая такой отказ незаконным, истец просил суд обязать ответчика включить в стаж службы, в том числе в льготном исчислении в органах уголовно-исполнительной системы, указанный период обучения в КЮИ МВД России на внебюджетном факультете по очной форме обучения, для назначения пенсии при увольнении, из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

В судебном заседании истец Калинин В.В. иск поддержал.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан Косов А.С. с иском не согласился.

Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что истец является действующим сотрудником и расчет выслуги лет должен производиться после его увольнения. При этом, им не представлено доказательств нарушения его прав. Более того, в выслугу лет засчитывается время обучения лицам рядового и начальствующего состава учреждения и органов уголовно-исполнительной системы, поступившим на службу с 1 августа 2018 года. Период обучения до поступления на службу в ведомственных образовательных организация высшего образования ФСИН России, УИС Минюста России и МВД России не подлежит зачету, поскольку они не являются гражданскими.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан – Косов А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Калини В.В. против ее удовлетворения возражал.

Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.

В соответствии с абзацем четвертым пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» этой статьи, и их семей).

Как установлено судом первой инстанции, с 31 августа 2008 года по настоящее время Калинин В.В. проходит службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан.

25 февраля 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении стажа службы, в том числе в льготном исчислении в органах уголовно-исполнительной системы, включая период обучения в Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации по очной форме на внебюджетном юридическом факультете с 29 августа 2002 года по 11 июня 2007 года, в чем ему было отказано со ссылкой на обучение в ведомственной образовательной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации – Казанском юридическом институте, который к гражданской образовательной организации высшего образования не относится.

По состоянию на 1 марта 2021 года выслуга лет в уголовно-исполнительной системе истца в календарном исчислении составляет 12 лет 4 месяца 1 день, в льготном исчислении: 18 лет 4 месяца 16 дней.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные истцом требования, пришел к выводу о необоснованности данного отказа.

Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется.

Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, определены в статье 18 данного закона.

Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).

Советом Министров - Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941).

Абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 установлено в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

С 1 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ), регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.

Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются: время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Таким образом, по смыслу Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, включению в выслугу лет для назначения пенсии подлежит не всякий период обучения сотрудника в соответствующих образовательных учреждениях (безотносительно гражданских или ведомственных) до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы, а только лишь по очной форме обучения и при обязательном условии завершения успешным прохождением государственной итоговой аттестации и получением по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца.

Абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 таких требований не содержал.

В данной связи в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1760 утверждены изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.

В частности, пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 дополнен абзацем третьим, которым было указано, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года.

Таким образом, в настоящее время для лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (второй и третий абзацы пункта 2) урегулирован следующий порядок зачета периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии:

- в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу до 1 августа 2018 года: в выслугу лет засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы;

- в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года: в выслугу лет засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

В период обучения истца с 2002 года – по 2007 год действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», который утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым было урегулировано понятие высшего профессионального образования (статьи 9, 24 этого закона).

Истцу, согласно ответу образовательной организации №39/2268 от 25 сентября 2020 года, был выдан диплом установленного образца ВСГ .... от <дата> по специальности высшего профессионального образования «Юриспруденция» из чего следует, что КЮИ МВД России государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования.

Пунктами 4, 5 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее профессиональное образование приравнено к высшему образованию.

Согласно статье 97 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Соответственно, если сотруднику учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в выслугу лет для назначения пенсии не было включено время обучения в соответствующих образовательных организациях до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе только по причине того, что учебное заведение КЮИ МВД России, в котором учился истец, не относилось к гражданским образовательным организациям, а являлось ведомственным, то время такого обучения подлежит включению в выслугу лет на основании предписаний пункта 10 части 2 статьи 38 и статьи 97 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ.

Более того, системный анализ норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 не свидетельствует о том, что предусматривая зачет в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения сотрудников до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования, Правительство Российской Федерации исключало тем самым возможность зачета в выслугу лет периода обучения в иных учебных заведениях, относящихся к ведомственным образовательным организациям.

Указание в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 на гражданские образовательные учреждения обусловлено лишь тем, что как-правило, в период обучения в ведомственных учебных заведениях с курсантом заключается контракт о прохождении службы, и тогда такой период обучения подлежит зачету в выслугу лет не как период обучения, а как период службы.

В рассматриваемом случае истец обучался на юридическом факультете КЮИ МВД России и сведений о том, что он являлся курсантом академии в материалах дела не имеется.

Согласно ответу учреждения Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт МВД России» в период обучения заявителя с 29 августа 2002 года по 11 июня 2007 года являлось государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. (л.д.12-13)

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отказа истцу во включении в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии периода обучения в КЮИ МВД России у ответчика не имелось.

В данной связи, доводы апелляционной жалобы о незаконности принятого решения по мотиву того, что истец обучался в учебном учреждении КЮИ МВД России, которое находилось в ведомственном подчинении МВД России и не относилось к гражданским высшим образовательным учреждениям, являются несостоятельными.

Такие доводы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые представители ответчиков ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Иные доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие доказательств в подтверждение нарушения прав истца ввиду того, что расчет стажа производится при увольнении, в качестве основания для отмены решения послужить не могут, поскольку истец не лишен права обращения к работодателю с соответствующими заявлениями о расчете продолжительности стажа по выслуге лет без каких-либо условий.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 15 июля 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления ФСИН России по Республике Татарстан – Косова А.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 ноября 2021 года

Председательствующий

Судьи