Судья Горшунов С.Г. УИД 16RS0039-01-2020-002835-55 дело № 2-33/2021 (2-952/2020) № 33-6902/2021 учет 065 г А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 апреля 2021 года г. Казань Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Валиуллина А.Х., судей Рашитова И.З. и Сахиповой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе председателя Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества Заинский сахар» - Динмухаметовой В.А. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года, которым Первичной профсоюзной организации ОАО «Заинский сахар» было отказано в удовлетворении иска к ОАО «Заинский сахар» о признании отдельных пунктов Положений о ежемесячном премировании работников и руководителей незаконными. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ОАО «Заинский сахар» - Чернову А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Первичная профсоюзная организация ОАО «Заинский сахар» в лице председателя Динмухаметовой В.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Заинский сахар» о признании незаконными отдельных пунктов Положений о ежемесячном премировании работников и руководителей. В обоснование требований указывается, что 22 сентября 2020 года с участием заместителя генерального директора АО «Агросила» по вопросам деятельности ОАО «Заинский сахар» и представителя работников в лице председателя первичной профсоюзной организации, сопредседателя комиссии – Динмухаметовой В.А. было проведено заседание, на разрешение которой были поставлены вопросы: 1. о дополнительных консультациях представителей работодателя и работников по проекту приказа «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы». 2. о дополнительных консультациях представителей работодателя и работников по проекту приказа «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период. 3. о дополнительных консультациях представителей Работодателя и Работников по проекту приказа «Об утверждении Положения о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар». Согласно протоколу заседания по дополнительным консультациям по проекту локальных нормативных актов ОАО «Заинский сахар» от 22 сентября 2020 года стороны согласия по указным пунктам не достигли. Несмотря на отсутствие согласия со стороны представителя работников, 9 октября 2020 года ответчиком были вынесены приказы № 107 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период»; № 108 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы»; № 109 «Об утверждении Положения о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар». 12 октября 2020 года работникам ОАО «Заинский сахар» для подписи были высланы уведомления об ознакомлении с приказами №107 от 9 октября 2020 года, № 108 от 9 октября 2020 года и № 109 от 9 октября 2020 года, а также предупреждения о прекращении трудовых договоров по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в случае несогласия продолжения работы на новых условиях. В этих Положениях отсутствуют надбавки за классность, доплаты за работу в ночное время, оплата сверхурочных часов, доплаты за совмещение (процентов), оплаты по окладу (по часам), надбавки за вредные условия труда, компенсации за вредные условия труда, надбавки к тарифу за износ, оплата по часовому тарифу, надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка к основному окладу, в связи с чем, они ухудшают положение работников по сравнению с ранее действовавшим коллективным договором, поскольку приводят к снижению заработной платы и соответствующих надбавок, которые выплачивались по коллективному договору и которые влияли на выслугу лет. Указывает, что локальным договором гарантирована работникам ежемесячная премия. Работодатель не может произвольно устанавливать размер премии или не выплачивать ее по своему усмотрению, а так же не может ухудшать условия оплаты труда с ранее действовавшим коллективным договором. Снижение продаж и ухудшение финансового положения организации не могут быть причинами, позволяющими работодателю в одностороннем порядке изменить условия трудового договора. На основании изложенного уточнив в ходе судебного разбирательства по делу основание иска, истец просил суд признать незаконными и не действующими: - отдельные пункты Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период, утвержденного приказом от 9 октября 2020 года № 107, а именно п. 3.1 Положения, согласно которому «База для расчета ежемесячной премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время (месяц), в которую включаются следующие категории выплат: - должностной оклад (часовая тарифная ставка), установленный в трудовом договоре работника, - сдельный заработок на основании утвержденных расценок; - о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы, утвержденный приказом от 9 октября 2020 года № 108, а именно пункта 1.3 Положения, согласно которому «Данное положение не распространяется на руководителей ОАО «Заинский сахар», подлежащих премированию в соответствии с Положением о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар», пункта 3.1 Положения, согласно которому «База для расчета ежемесячной премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время (месяц), в которую включаются следующие категории выплат: - должностной оклад (часовая тарифная ставка), установленный в трудовом договоре работника, - сдельный заработок на основании утвержденных расценок; - о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар», утвержденный приказом от 9 октября 2020 года № 109, а именно пункта 1.4 Положения, согласно которому «Базой для расчета премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время, в которую включается следующие категории выплат: - должностной оклад. Определением суда от 22 декабря 2020 года производство по делу по иску Первичной профсоюзной организации ОАО «Заинский сахар» к ОАО «Заинский сахар» о признании незаконными приказа от 9 октября 2020 года №107 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период; приказа от 9 октября 2020 года №108 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы; приказа от 9 октября 2020 года №109 «Об утверждении положения о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар» прекращено ввиду отказа от исковых требований в данной части. В судебном заседании представители истца – председатель Первичной профсоюзной организации ОАО «Заинский сахар» - Динмухаметова В.А., Асылгареев А.С. иск поддержали. Представители ОАО «Заинский сахар» - Чернова А.В., Багрина Н.Ю. иск не признали. Судом принято решение об отказе. В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, настаивая на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям. Представитель истца, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился. С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие. Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. В силу статьи 23 указанного Федерального закона в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Частью 1 статьи 30 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что по общему правилу первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем. Таким образом, в соответствии с положениями указанных норм права обращение Первичной профсоюзной организации в суд с заявлением в защиту трудовых прав работников ОАО «Заинский сахар», возможно без специального оформления полномочий профсоюзной организации. В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Положения части 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (в том числе в случае принятия в соответствии с частью 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда) урегулирован статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (часть 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации). Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (часть 2 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (часть 3 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации). При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. В данном случае истцом не оспаривается, что ответчиком положения части 4 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемых локальных нормативных актов общества соблюдены. Как установлено судом первой инстанции, 18 февраля 2020 года работодателем ОАО «Заинский сахар» и профсоюзным комитетом был подписан коллективный договор ОАО «Заинский сахар» на 2020-2023 год (л.д.40-72). Согласно пункту 2.3.4 названного коллективного договора, работодатель обязуется выплачивать работникам Общества премии в соответствии с локально-нормативными актами общества (л.д.43). На основании указанного пункта работодатель разработал: Положение о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы»; Положение о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период; Положения о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар» и подготовлены проекты приказов об их утверждении. Работодатель, руководствуясь в своих действиях требованиями вышеуказанных норм права, направил проекты приказов и обращения в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации за исх. № 3672, 3673, 3676 от 9 сентября 2020 года о предоставлении мотивированного мнения (л.д.142, 145, 148). Профсоюзный комитет ОАО «Заинский сахар» предоставил мотивированное мнение о несогласии с проектами локальных нормативных актов (выписка из решения № 9 от 15 сентября 2020 года) (л.д.146). 22 сентября 2020 года между представителями работников и работодателя были проведены дополнительные консультации по согласованию проектов локальных нормативных актов ОАО «Заинский сахар, о чем составлен протокол (л.д.150-153). 9 октября 2020 года были изданы приказы № 107 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период (л.д.10); № 108 «Об утверждении Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы» (л.д.16); №109 «Об утверждении Положения о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар» (л.д.21). Работники ознакомлены письменно с данными приказами и им под роспись вручены уведомления о введении новых Положений о премировании с 15 декабря 2020 года Указанными приказами оспариваемые Положения о премировании введены в действие с 15 декабря 2020 года. Согласно пункту 3.1 Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на ремонтный период, базой для расчета ежемесячной премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время (месяц), в которую включаются следующие категории выплат: - должностной оклад (часовая тарифная ставка), установленный в трудовом договоре работника; - сдельный заработок на основании утвержденных расценок (л.д.11-15). Согласно пункту 1.3 Положения о ежемесячном премировании работников ОАО «Заинский сахар» на период переработки сахарной свеклы, - данное положение не распространяется на руководителей ОАО «Заинский сахар», подлежащих премированию в соответствии с Положением о премировании руководителей ОАО «Заинский сахар». Согласно пункта 3.1 данного Положения - базой для расчета ежемесячной премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время (месяц), в которую включаются следующие категории выплат: - должностной оклад (часовая тарифная ставка), установленный в трудовом договоре работника; - сдельный заработок на основании утвержденных расценок (л.д.17-20). Согласно пункту 1.4 Положения о ежемесячном премировании руководителей ОАО «Заинский сахар» - базой для расчета ежемесячной премии в рамках настоящего Положения принимается заработная плата за фактически отработанное в отчетном периоде время (месяц), в которую включаются следующие категории выплат: - должностной оклад (л.д.22-26). Оспаривая указанные пункты Положений о премировании, истец ссылается на то, что они составлены с нарушением трудового законодательства Российской Федерации, ущемляют права и законные интересы работников ОАО «Заинский сахар», поскольку базой для расчета ежемесячной премии служит часовая тарифная ставка без доплат, надбавок и компенсационных выплат, что противоречит закону. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности, и оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не имеет. В соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты. Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Статья 22 и часть первая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом части первой статьи 191 данного Кодекса является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя. Указанные нормы предоставляют работодателю право использовать поощрения работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, направлены на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью и не могут расцениваться как нарушающие права работников. Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе поощрять работников за добросовестный эффективный труд. В силу статьи 191 настоящего Кодекса работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. В соответствии со статьей 135 данного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Из приведенных нормативных положений трудового законодательства в их системной взаимосвязи следует, что установленная работнику трудовым договором оплата труда, включая выплаты стимулирующего характера (премии, иные поощрительные выплаты), должны быть предусмотрены законом или действующей у работодателя системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, соглашениями, другими локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При установлении в трудовом договоре с конкретным работником названных выплат должны учитываться законные интересы организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации), то есть должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает никаких обязательных требований к системам премирования, действующим у работодателя. Премия является частью заработной платы, однако. не является гарантированной выплатой, носит стимулирующий характер, в связи с чем, установление условий назначения премии, определение ее размера относится к компетенции работодателя. В коллективном договоре ОАО «Заинский сахар» на 2020-2023г., подписанного в том числе председателем профсоюзного комитета ОАО «Заинский сахар», Положения по премированию (порядок премирования) не предусмотрены. При этом, условия оплаты труда, определенные оспариваемыми положениями о премировании положение работников Общества по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не ухудшают. Так, согласно п.4.2.2. коллективного договора в обществе установлена тарифная (окладная) система оплаты труда. Материалами дела (л.д. 98-105, 90-97), а также пояснениями сторон подтверждается, что система оплаты труда работодателем не изменена, тарифы и оклады остались на прежнем уровне. При этом, введенным с 1 января 2021 года приказом от 30 октября 2020 года № 112 новым штатным расписанием предусмотрено увеличение тарифных ставок и окладов. Из представленных штатных расписаний следует, что работодателем сохранены все виды доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, а именно: за выполнение работ в особых условиях (на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда). Работодатель сохранил на предприятии систему премирования и ввел ее в действие с 15 декабря 2020 года. Положения части 4 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемых локальных нормативных актов общества, как уже указывалось выше, соблюдены. При таких обстоятельствах, учитывая, что в коллективном договоре ОАО «Заинский сахар» на 2020-2023г. не предусмотрены Положения по премированию (порядок премирования определен оспариваемыми локальными нормативными актами), при этом порядок премирования, определенный оспариваемыми положениями о премировании, положение работников Общества по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не ухудшает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. Доводы апелляционной жалобы председателя Первичной профсоюзной организация ОАО «Заинский сахар» Динмухаметовой В.А. отклоняются как несостоятельные, поскольку они сводятся к доводам, изложенным в обоснование иска, что явилось предметом рассмотрения спора по существу. Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется. Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Первичной профсоюзной организации открытого акционерного общества Заинский сахар» - Динмухаметовой В.А. - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |