НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 16.05.2019 № 33-8093/19

Судья Лучинин А.Л. Дело № 33-8093/2019

Учет № 072г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2019 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Муртазина А.И.,

судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.,

при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2019 года, которым постановлено:

Иск Танзили Азимжановны Исаевой удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске № СЛ 07-14/7231 от 14 июня 2018 года об отказе в назначении Танзиле Азимжановне Исаевой досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ незаконным.

Включить в специальный стаж Танзили Азимжановны Исаевой, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:

- с 21 августа 1986 года по 16 сентября 1987 года в детском саду совхоза «Санташ» в должности воспитателя музыканта;

- с 01 октября 1987 года по 06 июня 1988 года; с 22 февраля 1990 года по 11 сентября 1990 года в качестве воспитателя д/с №146 Октябрьского РОНО;

- с 01 декабря 1991 года по 30 марта 1995 года в качестве музработника детского сада Сокулукской птицефабрики Республики Кыргызстан.

Обязать Управление Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске назначить Танзиле Азимжановне Исаевой досрочную страховую пенсию по старости с 14 июня 2018 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Исаева Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию.

В обоснование иска указала, что 14 июня 2018 года она подала заявление ответчику о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением пенсионного органа от 27 сентября 2018 в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа продолжительностью 25 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы:

с 21 августа 1986 года по 16 сентября 1987 года в детском саду совхоза «Санташ» в должности воспитателя музыканта;

- с 01 октября 1987 года по 06 июня 1988 года; с 22 февраля 1990 года по 11сентября 1990 года в качестве воспитателя д/с №146 Октябрьского РОНО;

- с 01 декабря 1991 года по 30 марта 1995 года в качестве музработника детского сада Сокулукской птицефабрики Республики Кыргызстан.

С данным решением истец не согласилась, полагала его необоснованным, в связи с чем, просила суд признать его недействительным, признать за ней право на досрочную пенсию по старости, включив в ее специальный стаж вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную пенсию с 14 июня 2018 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, полагая его незаконным и необоснованным. При этом указывает на то, что должность воспитатель музыкант не предусмотрена специальными списками, также указывает на неправильную оценку судом доказательств по делу.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения явившихся лиц судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее закон «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Как видно из материалов дела 14 июня 2018 года истец подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением ответчика от 27 сентября 2018 года № СЛ 07-14/7231 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы истца с 21 августа 1986 года по 16 сентября 1987 года в детском саду совхоза «Санташ» в должности воспитателя музыканта;

- с 01 октября 1987 года по 06 июня 1988 года; с 22 февраля 1990 года по 11сентября 1990 года в качестве воспитателя д/с №146 Октябрьского РОНО;

- с 01 декабря 1991 года по 30 марта 1995 года в качестве музработника детского сада Сокулукской птицефабрики Республики Кыргызстан.

В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 20 лет 1 месяц 17 дней.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в спорные периоды в качестве педагога нашла своё документальное подтверждение.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции, согласиться не может.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Узбекистан, регулируются Соглашением Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение).

В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 указанного Федерального закона).

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 (аналогичные положения содержит пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555), предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с пунктом 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода;, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Пунктом «м» части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются в том числе:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее Перечень № 1397).

Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как видно из трудовой книжки истца 21 августа 1986 года она принята на работу в совхоз «Санташ» на должность воспитателя музыканта. Освобождена от работы 16 сентября 1987 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781).

Указанным Списком № 781 предусмотрены наименования должностей «воспитатель», «музыкальный руководитель», «учитель» и наименования учреждений «общеобразовательные школы всех наименований», «детские сады всех наименований», «ясли-сад», как должности и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Должность воспитатель музыкант Списком не предусмотрена.

Перечнем № 1397 поименована должность воспитателя, а также руководителя-воспитателя детского сада.

Должность воспитатель музыкант указанным перечнем также не предусмотрена.

Пунктом 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года за № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснен порядок назначения пенсии педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам).

Истец ни одну из данных должностей не занимала.

Каких-либо доказательств того, что характер трудовой деятельности истца в период с 21 августа 1986 года по 16 сентября 1987 года был подчинен целям и задачам педагогики и образования в материалы дела не представлено. Из пояснений представителя истца данных в судебном заседании 17 января 2019 года следует, что должностной инструкции воспитателя музыканта истцовая сторона представить не может.

Периоды работы истца с 01 октября 1987 года по 06 июня 1988 года; с 22 февраля 1990 года по 11 сентября 1990 года в качестве воспитателя д/с №146 Октябрьского РОНО не могут быть включены в специальный стаж поскольку не подтверждены читаемой печатью в трудовой книжке.

Высказанный в судебном заседании суда первой инстанции довод истца о том, что ею представлены архивные справки, подтверждающие занятие педагогической деятельностью в спорные периоды подлежит отклонению. Указанные архивные справки представлены самой Исаевой Т.А. Компетентным органом Республики Кыргызстан вышеуказанный специальный стаж не подтвержден.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 марта 2017 года № ЛЧ-25-24/3100 «О подтверждении трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенного на территории государств-участников международных соглашений» при новом назначении пенсии в рамках Соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам ПФР необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств за период после распада СССР на территории одной из республик – начиная с 01 декабря 1991 года.

При этом не имеет значения, когда и кем выдан документ, на основании которого учитывается стаж, приобретенный на территории государств-участников СНГ если этот документ соответствует законодательству Российской Федерации. Если начало работы и (или) иной деятельности гражданина приходится на период СССР, а окончание работы - на период в одном из государств СНГ, то следует уточнять информацию о работе только за период после распада СССР (после 01 декабря 1991 года).

Период работы истца с 01 декабря 1991 года по 30 марта 1995 года в должности включенной в Списки также не подтвержден компетентным органом Республики Кыргызстан.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17 января 2019 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Исаевой Т.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включения периодов в стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии отказать.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи: