НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 15.08.2022 № 2-3787/2022

Судья Филиппов О.Д.

Дело №2-3787/2022 №33-2781/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2022 года г. Якутск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Головановой Л.И., Холмогорова И.К., при секретаре Антоновой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» к ФИО1 о взыскании материального ущерба, судебных расходов,

по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2022 г., которым

ПОСТАНОВЛЕНО:

В удовлетворении искового заявления Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании материального ущерба в размере 151 714 руб. 59 коп. и судебных расходов по оплате госпошлины в размере 4 234 рубля 29 копеек отказать.

Заслушав доклад судьи Головановой Л.И., объяснения представителя ответчика - адвоката Неустроевой Н.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба. В обоснование иска указано, что ФИО1 в период с октября 2007 по февраль 2021 года осуществляла трудовую деятельность в учреждении в должности ********. В период работы в 2019 – 2020 годах ответчик входила в состав комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта, правильности оформления первичных документов бухучета и качества ведения документооборота по горюче-смазочным материалам. Ответчик, как один из субъектов внутреннего финансового контроля, не выполнила возложенные на неё должностными обязанностями контрольные функции, в результате чего были допущены факты неправомерного расходования бюджетных средств в связи с превышением расхода топлива в количестве ******** литров на сумму .......... руб. .......... коп., а также нецелевого использования бюджетных средств в связи с необоснованным списанием бензина без оправдательных документов – в отсутствие путевых листов в количестве ******** литра на сумму .......... руб. Ненадлежащее исполнение ФИО1 своих должностных обязанностей повлекло возникновение ущерба, который установлен по результатам проверки Министерством финансов Республикой Саха (Якутия) соблюдения финансовой дисциплины учреждением, а также служебной проверкой, проведенной учреждением по установленным фактам. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 233, 243 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ФИО1 в счет возмещения неправомерно использованных бюджетных средств, подлежащих восстановлению в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 75 766 руб. 16 коп.; в счет возмещения нецелевого расходования бюджетных средств, подлежащих восстановлению в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 75 948 руб. 43 коп., а также судебные расходы.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объёме. Обращает внимание на то, что отказ в удовлетворении иска судом не мотивирован; судом вделан вывод об отсутствии со стороны истца доказательств виновных действий ответчика, при этом не дано оценки акту служебной проверки, должностной инструкции, трудовому договору, внутренним документам учреждения, материалам проверки Министерства финансов Республики Саха (Якутия). Полагает, что материалами дела подтверждено умышленное причинение ответчиком ущерба работодателю в заявленном размере.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право привлекать работников к материальной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работник согласно ч. 1 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации)

В силу ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации условиями наступления материальной ответственности сторон трудового договора являются: наличие имущественного ущерба потерпевшей стороны; противоправность действия (бездействия), которым причинен ущерб; причинная связь между противоправным действием и материальным ущербом; вина нарушителя трудового договора.

Обязанность работодателя доказать размер причиненного ущерба закреплена в ч. 2 ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений ч. ч. 1 и 2 ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Статьей 243 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба, которая возлагается на работника в случаях: когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Статьей 246 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночным цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В соответствии со ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В соответствии со ст. 248 Трудового кодекса Российской Федерации взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, а в соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что бремя доказывания факта причинения работником работодателю ущерба в результате ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей лежит на работодателе.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 2007 года осуществляла трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки молодежи Республики Саха (Якутия)» на разных должностях, 25.02.2013 - в должности ********. С работником заключен трудовой договор № ... от 11.03.2012 и дополнительные соглашения к нему в связи с переводом на другие должности.

Согласно условиям трудового договора, работник принял обязательства добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (2.2.1); бережно относиться к имуществу работодателя (2.2.4). В сою очередь, работодатель вправе привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами (3.1.3).

Должностной инструкцией ******** от 30.09.2014 предусмотрено, что указанное должностное лицо осуществляет помимо прочего: общее руководство и планирование деятельности бухгалтерии учреждения (п.3.1); контролирует организацию финансовой отчетности сотрудников, ведет работу по строгому соблюдению штатной, финансовой и кассовой дисциплины (п.3.6); осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности Учреждения (п. 3.8); контролирует работу по соблюдению финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив (п. 3.11);

******** несет ответственность: за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящими должностными инструкциями, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации (п.5.1); за причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации (п.5.4).

Трудовой договор с ФИО1 расторгнут 20.02.2021 на основании п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата учреждения.

Приказом ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» № ... от 25.12.2018 во исполнение Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н, Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина России от 30.12.2017 №274н, утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета, даны распоряжения о введении её в действие с 01.01.2019.

Согласно данному Приказу № ... от 25.12.2018, бухгалтерский учет ведет структурное подразделение – бухгалтерия, возглавляемая ********. Ответственным за ведение бухгалтерского учета в учреждении является ********.

В учреждении действуют постоянные комиссии: комиссия по поступлению и выбытию активов (приложение 1); - инвентаризационная комиссия (приложение 2); -комиссия по проверке показаний одометров (приложение 3); комиссия для проведения внезапной ревизии кассы (приложение 4).

Согласно приложению №3 к приказу от 25.12.2018 № ... в состав комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта, в целях эксплуатации служебного автотранспорта и контроля на расходом топлива и смазочных материалов создана постоянно действующая комиссия в следующем составе: ********П., ********Г., ********К. На комиссию возложены обязанности: проверка наличия пломб и правильности пломбирования спидометра; проверка показаний одометра; проверка правильности оформления первичных документов бухучета, полноты и качества ведения документооборота по автомобилю (заполнение всех реквизитов путевых листов, проставление необходимых подписей, наличие неоговоренных исправлений, наличие и заполнения журнала выхода и возвращения автотранспорта, журнала выдачи путевых листов).

Приказом № ... от 09.01.2019 утверждены нормы расхода топлива на 2019 год, в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р (в редакции от 14.07.2015).

В 2019-2020 годах на балансе учреждения числились два транспортных средства: ********, 2006 года выпуска и ********, 2004 года выпуска.

На поставку нефтепродуктов для обеспечения деятельности учреждения заключены контракты с АО «********».

Истцом представлены акты приема – передачи нефтепродуктов от 02, 03 и 17 июля, 24 и 30 сентября, 25 октября, 18 и 19 ноября, 05 декабря 2019 года на .......... руб. .......... коп.

Приказами «О перерасходе ГСМ» и.о. директора ГБУ Республики Саха «Якутия» «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» И. от 31.01.2019 № ..., 27.02.2019 № ..., 28.03.2019 № ..., 30.04.2019 № ..., 28.05.2019 № ...,28.06.2019 № ... с целью контроля за расходом топлива и горюче-смазочных материалов, а также представленным путевым листам даны распоряжения бухгалтерии принять к учету перерасход ГСМ за январь – июнь 2019 года и списать.

Приказами «О перерасходе ГСМ» и.о. директора ГБУ Республики Саха «Якутия» «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» Л. от 28.06.2019 № ..., 30.08.2019 № ... с целью контроля за расходом топлива и горюче-смазочных материалов, а также представленным путевым листам даны распоряжения бухгалтерии принять к учету перерасход ГСМ за июнь и август 2019 года и списать.

Согласно счет - фактуре от 05.12.2019 АО «********» отпущено ГБУ Республики Саха «Якутия» «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» ******** литров бензина неэтилированного Премиум Евро-95 на сумму .......... руб. .......... коп., акт подписал и.о. директора учреждения С.

Приказами № ... от 27.11.2019, № ... от 05.12.2019 и.о. директора учреждения С. согласно счет-фактуре от 05.12.2019 № ... по государственному контракту от 30.04.2019 № ... и в соответствии с ч.8 ст. 7 Закона от 06.11.2011 №402 «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности» дано распоряжение бухгалтерии учреждения принять к учету ГСМ и полностью списать. Ответственность за исполнение и достоверность данных бухгалтерского учета, контроль за исполнением приказа и.о. директора учреждения оставил за собой.

Приказом и.о. директора учреждения С.№ ... от 16.01.2020 «О перерасходе ГСМ» с целью контроля за расходом топлива и горюче-смазочных материалов, а также представленным путевым листам даны распоряжения бухгалтерии принять к учету перерасход ГСМ за декабрь 2019 года и списать.

Приказом ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» от 19.12.2019 № ... утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета согласно приложению, даны распоряжения о введении её в действие с 01.01.2020.

Согласно приложению №3 к данному приказу, утвержден состав комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта. В состав комиссии включены: заместитель директора / руководителя учреждения; заведующий, в чьи должностные обязанности входит обеспечение и хранение материальных ценностей учреждения; бухгалтер или экономист.

На комиссию возложены обязанности: проверка наличия пломб и правильности пломбирования спидометра; проверка показаний одометра; проверка правильности оформления первичных документов бухучета, полноты и качества ведения документооборота по автомобилю (заполнение всех реквизитов путевых листов, проставление необходимых подписей, наличие неоговоренных исправлений, наличие и заполнение журнала выхода и возвращения автотранспорта, журнала выдачи путевых листов).

С приложением ознакомлены: ********А., ********П., ********Г., ********К.

Истцом представлен акт приема – передачи нефтепродуктов от 25.09.2020 на сумму .......... руб.

За 2020 год поступило бензина на сумму .......... руб., фактический расход за год произведен на .......... руб., остаток на конец года составил .......... руб.

Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в соответствии с приказом от 05.02.2021 № ... «О назначении выездной проверки в ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2021 год в период с 03.03.2021 по 01.04.2021 в отношении ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» проведена выездная проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Саха Якутия). Период проверки: 2019 - 2020 годы, по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ: 2020 год и истекший период 2021 года, акт выездной проверки составлен 09.04.2021.

В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения, в том числе: нарушение норм расходования топлива для автотранспорта, установленных распоряжением Министерства транспорта России от 14.03.2008 №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных матери автомобильном транспорте», норм расхода топлива на автотранспортные средства на 2019 год, утвержденных приказом Учреждения от 09.01.2019 № ..., Учреждением до неправомерное использование бюджетных средств на сумму .......... руб., так с чекам на приобретение бензина АИ-95 за проверяемый период расход топлива автотранспорта превышена на ******** литров; в нарушение пункта 4.3.3 Соглашения от 09.01.2019 № ..., пункта 37 Порядка № ..., статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Порядка заполнения путевого листа, утвержденного приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152, Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств на сумму .......... руб., средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного зад оказание государственных услуг списаны в расход бензина неэтилированного Премиум Евро-95 без оправдательных документов, без путевых листов в объеме ******** литров.

Выявлена сумма ущерба, причиненная государственному бюджету Республики Саха (Якутия) – .......... руб. .......... коп., из которых нецелевое использование средств в сумме .......... руб. .......... коп.

Министерством финансов Республики Саха (Якутия) выдано ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» представление от 06.07.2021 № ....

06.07.2021 директору ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» С. выдано предписание № ... о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

На основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 25.02.2021 № ..., в соответствии с Планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в федерально-бюджетной сфере, ГБУ Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи», проведена проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соблюдения законодательства РФ за период 2019-2020 годы, по соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ: 2020 год и истекший период 2021 года.

В ходе проверки установлено, что за 2019 год учреждением заключены контракты на поставку нефтепродуктов для обеспечения деятельности на общую сумму .......... руб. .......... коп. Фактический расход ГСМ за 2019 год произведен всего на .......... руб. .......... коп., остаток на конец года составил .......... руб. .......... коп.

За 2020 год учреждением заключены контракты на поставку нефтепродуктов для обеспечения деятельности на общую сумму .......... руб. Фактический расход ГСМ за 2020 год произведен всего на .......... руб. .......... коп., остаток на конец года составил .......... руб. .......... коп.

За проверяемый период учреждением допущено превышение норм расходования топлива в количестве ******** литра в сумме .......... руб........... коп., в том числе за 2019 год – ******** литра на сумму .......... руб. .......... коп.;. за 2020 год – ******** литров на сумму .......... руб. .......... коп.

Списано без оправдательных документов бензина в количестве ******** литра на сумму .......... руб., не представлены путевые листы водителей за 9 месяцев 2019 года; путевые листы за остальной период 2019 года и за 2020 год оформлены с нарушениями: не указаны показания одометра - счетчика пройденного километража (подпункт 3 пункта 6 раздела II приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152); показания одометра имеют множественные исправления без зачеркивания, без подтверждения этих исправлений подписью ответственного лица (ч. 7 ст. 9 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 №105); во всех путевых листах отсутствуют подписи должностного лица, ответственного за составление и проверку правильности оформления первичных учетных документов. Ведомости учета движения ГСМ (накопительная ведомость) заполнены не в полном объеме, в них отсутствуют необходимые сведения (пункты 13, 16.1 раздела III приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152).

Сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств на указанную сумму. Также указано на то, что контроль за соблюдением норм расхода топлива и фактическим расходованием ГСМ ни комиссией, ни бухгалтерией не осуществлялся, проверка путевых листов не производилась, что подтверждается отсутствием путевых листов за период с января по июль 2019 года, наличием неоговоренных исправлений в показаниях одометра и движения бензина с показаниями предыдущего дня, отсутствием расхода бензина с учетом пробега, неполным и недостаточно ясным оформлением путевых листов, отсутствием подписи должностного лица, ответственного за составление путевых листов, передаваемых в бухгалтерию, отсутствием отметки «проверено», даты, подписи; отсутствием необходимых данных в Ведомостях учета движения ГСМ (накопительная ведомость).

Комиссия представила на рассмотрение директора предложение о взыскании с А., ФИО1, П., Г., К., ущерба, причиненного государственному бюджету Республики Саха (Якутия): .......... рублей неправомерно израсходованные бюджетные средства в виде перерасхода ГСМ из-за превышения нормы расхода топлива, а также .......... рублей - стоимость необоснованно списанного бензина без оправдательных документов, которое оценено как нецелевое использование бюджетных средств.

Из объяснительной ******** ФИО3 от 12.04.2021 следует, что неэтиловый бензин был списан на основании приказа от 05.12.2019 № ... на сумму .......... руб. .......... коп. Остаток бензина был использован в 2020 году без проведения операции по программе «1С бухгалтерия», путевые листы в 2020 году были оформлены. По авансовым отчетам за период 18 июля 2019 года подтверждающие документы, возможно, были утеряны при переезде с адреса ул. ..........№ ..., на ул. ..........№ ....

19.10.2021 истцом предложено ответчику ФИО1 в письменной форме дать объяснения по факту выявленного проверкой Минфина Республики Саха (Якутия) ущерба: перерасхода ГСМ из-за превышения нормы расхода топлива в сумме .......... руб. .......... коп., а также необоснованно списанного бензина без оправдательных документов в сумме .......... руб. .......... коп., предложено добровольно возместить ущерб.

22.10.2021 комиссией составлен акт об отказе работника получить запрос объяснений по указанному факту.

16.11.2021 у ФИО1 повторно запрашивались аналогичные объяснения; 19.11.2021 комиссией составлен акт об отказе ФИО1 от дачи объяснений по указанным выше фактам.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, основываясь на вышеперечисленных нормах права, установив, что истцом не представлено доказательств, обладающих свойствами достоверности, допустимости и относимости, подтверждающих противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вину работника в причинении ущерба в заявленном объеме; а также причинную связь между поведением ФИО1 в период работы и наступившим ущербом, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с бывшего работника ФИО1 материального ущерба в заявленном размере.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции неверно был сделан вывод о том, что стороной истца не представлено достаточных доказательств о виновных и недобросовестных действиях ответчика, которые привели к возникновению ущерба, судебная коллегия находит несостоятельными. Так, объективных и достаточных доказательств, с точки зрения их относимости и допустимости, в обоснование своей позиции по иску ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» не представлено.

Как следует из материалов дела, приказом и.о. директора ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» от 05.12.2019 № ... бухгалтерии указано о принятии к учету ГСМ и его полном списании согласно счет-фактуре от 05.12.2019 № ... на сумму .......... руб. .......... коп. Ответственность за исполнение и достоверность данных бухгалтерского учета и.о. директора учреждения оставил за собой. Приказом № ... от 30.06.2020 о норме расхода ГСМ и.о. директора С. возложил на и.о. главного бухгалтера О. организовать учет и обеспечить контроль за документальным подтверждением расхода топлива и горюче-смазочных материалов. Объяснительной от ФИО1 по факту причинения ущерба в требуемом размере в нарушение порядка проведения служебного расследования и установления причин, способствовавших образованию ущерба, не получено.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебного постановления. Указанные доводы не могут быть признаны основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права.

Иные доводы, приведенные в жалобе, выражают несогласие с оценкой судом обстоятельств дела, тогда как при разрешении свора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение в окончательной форме изготовлено 22.08.2022