НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 27.07.2023 № 33-5502/2023

Судья суда 1-ой инстанции

Дело № 33-5502/2023

Ващенко С.С.

УИД 91RS0004-01-2021-000324-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь

27 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –

судей –

Корбута А.О.,

Пономаренко А.В.,

Балема Т.Г.,

при секретаре –

Мусийчук В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>», третье лицо: ФИО1, о признании незаконным решения, признания права на распоряжение средствами единовременной выплаты, обязании осуществить определенные действия, по апелляционным жалобам Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 3 июня 2022 года,

установила:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения, признания права на распоряжение средствами единовременной выплаты, обязании осуществить действия, направленные на распоряжение денежными средствами.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 в соответствии с пунктом 17 постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» выдана справка , подтверждающая право на получение сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Крымстройкомплекс» ФИО8 и директором «Крымский завод по камнеобработке» ФИО9 составлен протокол об одобрении сделки по заключению ООО «Крым-Инвестстрой» договора купли-продажи с ФИО2

ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в РНКБ Банк (ПАО) заключён кредитный договор и одновременно договор купли-продажи квартиры, на основании которого ФИО2 является созаёмщиком.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подала заявление в Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым о распоряжении средствами единовременной выплаты. Однако в ноябре 2020 года истцом получено уведомление, которым в предоставлении услуги единовременной выплаты для улучшения жилищных условий отказано на основании того, что в договоре купли-продажи объекта недвижимости в части порядка расчёта не указаны средства единовременной выплаты по жилищному сертификату.

ФИО2 считала действия административного ответчика необоснованными и незаконными, указывала, что оспариваемое уведомление нарушает право на жилище, предусмотренное федеральным и региональным законодательством. Отмечала, что основание для отказа, содержащееся в оспариваемом уведомлении, не содержится в п. 33 Порядка, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>».

Истец просила: признать незаконными действия Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым по принятию решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленного уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и отменить решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленное уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО2 путём принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

При этом ФИО2 подано заявление об отказе от заявленных требований в части признания незаконными действий Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым по принятию решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленного уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ.

Уточнив исковые требования, в порядке ст. 46 КАС РФ, ФИО2 просила признать незаконным и отменить решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленное уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, как поданного в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда о ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.

Суд признал незаконным и отменил решение Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленное уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд возложил на Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, как поступившее до ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с данным судебным актом Управлением труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым подана апелляционная жалоба.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-609/2021 отменено, а административное дело направлено в Алуштинский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение.

При этом судебная коллегия обратила внимание на то, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует правильно определить вид судопроизводства с учетом того, что не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе, дела связанные с реализацией гражданами социальных прав (абзац шестой пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), а также правильно определить состав лиц, участвующих в деле, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

При новом рассмотрении дела судом первой инстанции протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГКУ РК «Центр социальных выплат», ФИО1.

Истец, уточнив в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования, просила признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения администрации города Алушты об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленное уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ФИО2 право на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата , выданного на имя ФИО2 согласно решению Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> осуществить действия, направленные на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата , выданного на имя ФИО2 согласно решению Управления труда и социальной защиты населения администрации города Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Центр социальных выплат» привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены.

Суд признал незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, оформленное уведомлением .20/3-7-8645 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд признал за ФИО2 право на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата , выданного на имя ФИО2 согласно решению Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд возложил на Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> обязанность осуществить действия, направленные на распоряжение средствами единовременной выплаты на основании сертификата , выданного на имя ФИО2 согласно решению Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с вышеуказанным решением суда, начальник Управления труда и социальной защиты населения администрации города ФИО10 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Апеллянт указывает, что согласно материалов личного дела ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты с одновременным предоставлением копии кредитного договора и договора купли-продажи, заключенными ДД.ММ.ГГГГ, то есть заключенными после вступления в силу Закона Республики Крым -ЗРК/2020.

Кроме того, апеллянт указывает на то, что ни в кредитном договоре, ни в договоре купли-продажи, заключенными ДД.ММ.ГГГГ не указано, что жилое помещение приобретается с участием средств единовременной выплаты.

Вместе с тем, не согласившись с вышеуказанным решением суда, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ФИО2 не включена в список на 2022 год и будет включена в список граждан, имеющих право на реализацию жилищного сертификата на 2023 год, согласно очередности, определённой в зависимости от даты выдачи жилищного сертификата.

Кроме того, апеллянт указывает на то, что реализация спорных мер социальной поддержки финансово не учтена в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год, так как и количество граждан и сам по себе список формируется в зависимости от суммы бюджетных ассигнований заложенных в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и само по себе нарушение Департаментом прав истца при выдаче сертификата не освобождает истца от обязанности исполнения процедуры получения права на распоряжение средствами единовременной выплаты.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Представитель истца в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционных жалоб и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» полагал, что апелляционные жалобы являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с приятием нового решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 113, 117, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущены.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что из свидетельства о заключении брака следует, что ФИО1 и ФИО2 являются супругами (т.-1 л.д. 91).

В соответствии со свидетельством о рождении ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Крым, его родителями записаны: отец - ФИО1, мать - ФИО2 (т.-1 л.д. 89).

Материалами дела подтверждено, что ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес> (т.-1 л.д. 85-86).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Алушты Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» в связи с рождением ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.-1 л.д. 239-240).

Решением Управления труда и социальной защиты населения администрации города Алушты от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения предоставленных ФИО2 документов, предоставлена государственная услуга по выдаче документа «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» (т. 1 л.д. 238).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 начальником отдела назначения мер социальной поддержки управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым выдана справка , согласно которой ФИО2 имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>» в размере 968 274 рублей (т.-1 л.д. 241).

Судом также установлено, что внеочередным общим собранием участников ООО «Крым-Инвестстрой» приято решение об одобрении сделки по заключению ООО «Крым-Инвестстрой» договора купли-продажи с ФИО2 по отчуждению жилого помещения, представляющего собой <адрес>, площадью 68,6 кв.м, расположенную на 8 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый номер квартиры , оформленное протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «Крым-Инвестстрой» от ДД.ММ.ГГГГ (т.-1 л.д. 10-13).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, согласно которому ФИО2 имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» в размере <данные изъяты> рублей (т.-1, л.д. 92).

ДД.ММ.ГГГГ между публичным акционерным обществом «Российский Национальный Коммерческий Банк» и ФИО2, которая выступала наряду с ФИО1 созаемщиком, был заключен кредитный договор -Н с одновременным заключением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 2.2 которого оговорено, что объект недвижимости приобретается за счет собственных средств в размере <данные изъяты> руб. и кредитных средств в размере <данные изъяты> рублей (т.-1 л.д. 93-98, 101-107).

Уведомлением начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.20/3-7-8645, ФИО2 сообщено, что по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении услуги единовременной выплаты для улучшения жилищных условий (т.-1 л.д. 116).

Удовлетворяя исковое заявление ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности и доказанности и исходил из неверного толкования Управлением труда и социальной защиты населения администрации <адрес> п. 16 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям пенсионного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>».

Согласно преамбуле данного Закона, он устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в <адрес>.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.

Согласно положениям статьи 4 Закона, лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым (ч. 3 ст. 4 Закона Республики Крым -ЗРК/2019).

В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, определения порядка выдачи сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года № 574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», вступившим в силу со дня опубликования 15 октября 2020 года (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением к ответчику), приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 656 «О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года № 574» приостановлено до 1 января 2024 года действие постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года № 574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.

Настоящий Порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым № 116-ЗРК/2020), а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020.

Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020 (то есть по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до опубликования Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», и по заявлениям о распоряжении средствами единовременной выплаты).

Согласно пункта 16 вышеуказанного Порядка (в ред. от 16 октября 2020 года) граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.

В случае необращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в п. 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктиками 20-38 настоящего Порядка (п. 18 Порядка).

В соответствии с п. 26 Порядка, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты условий лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

К заявлению о распоряжении средствами единовременной выплаты прилагаются следующие документы:

1) сертификат (дубликат сертификата);

2) договор купли-продажи жилого помещения, договор участия в долевом строительстве или договор ипотечного кредита, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке;

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащая информацию об оформлении жилого помещения, приобретенного с использованием средств единовременной выплаты в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей), в равных долях (в случае использования средств единовременной выплаты на погашение обязательств, возникших в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения).

В случае если государственная регистрация права собственности на жилое помещение не осуществлена - засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), являющегося покупателем по договору купли-продажи жилого помещения, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в равных долях в течение 6 месяцев после перечисления Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» средств единовременной выплаты юридическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве - в течение 6 месяцев после подписания передаточного акта или иного документа о передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства и в случае приобретения жилого помещения по договору ипотечного кредита - в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения;

4) документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя;

5) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления представителем;

6) документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве или договора ипотечного кредита и о размере остатка основного долга заявителя по таким договорам на дату подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

7) сведения о банковском счете юридического лица, осуществляющего отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения, либо физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации (в том числе кредитной), предоставившей денежные средства по договору ипотечного кредита;

8) сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты);

9) справка с места учебы для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (для включения в состав семьи при определении среднедушевого совокупного дохода семьи).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что ФИО2 обратилась в компетентный орган с соответствующим заявлением в срок до ДД.ММ.ГГГГ, то на нее не распространяются требования, предусмотренные пунктами 20-38 настоящего Порядка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ссылка Управления труда и социальной защиты населения администрации города Алушта в оспариваемом уведомлении на не указание ФИО2 на средства единовременной выплаты по жилищному сертификату в части порядка расчета при заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, является незаконным.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении искового заявления, поскольку данные выводы обоснованы, сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, то решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, судебная коллегия полагает, что решение суда, является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Корбут А.О.

Судьи Пономаренко А.В.

Балема Т.Г.