ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-10343/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Камынина В.Ф.
91RS0002-01-2020-008061-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной
судей А.М. Синани, И.А. Подлесной
при секретаре О.В. Никифорове
рассмотрела 23 ноября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым. Уточнив иск, просил суд признать незаконными действия Управления при рассмотрении его заявления по вопросу устранения ошибки, которая была допущена пенсионным органом при определении суммы ранее назначенной пенсии (сохраняемой), подлежащей перерасчету в рубли Российской Федерации согласно Указу Президента России №192 от 31.03.2014 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и города Севастополя». Так же истец просил обязать ответчика выплатить сумму недоплаченного пенсионного обеспечения в размере 148478,31 рублей, предоставив свой расчет задолженности с 01.03.2014 года.
В обоснование иска указал, что является инвалидом второй группы и получал пенсию по инвалидности, размер которой был рассчитан по законодательству Украины и составлял 90% от трудовой пенсии до достижения пенсионного возраста. Распоряжением Пенсионного Фонда Украины от 07.10.2009 года установлен размер трудовой пенсии в размере 1684,12 грн., из которой пенсия по инвалидности составляла 1515,71 грн., т.е. 90% от трудовой пенсии. В 2012 году размер трудовой пенсии составил 2475,45 грн. из них 2233,51 грн. пенсия по инвалидности. При перерасчете данной пенсии в рубли в 2014 году пенсионный орган произвел расчет пенсии по инвалидности в размере 2233,51 грн., что составило 8474,34 рублей (2233,51 грн. х 3,8). Поскольку истец достиг пенсионного возраста, он полагает, что ему должна выплачиваться пенсия в полном объеме (90% + 10%), которая должна составлять 18 813,42 рублей. По мнению истца, сохраняемый размер пенсии необходимо было производить с марта 2014 года исходя из суммы трудовой пенсии, которая ему полагалась по законодательству Украины (2475,45 грн.) с последующим начислением соответствующих выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года № 192. В связи с этим сохраненный размер пенсии на 31.12.2014 года с учетом выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года № 192, должен был составлять 18813,42 рублей (2475,45 грн. х 3,8 х 2), вместо выплачиваемой суммы 16974,68 рублей (8474,34 рублей х 2). Полагая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20.01.2021 года в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новое об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2021 года ответчик Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым был заменен на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новое об удовлетворении требований.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - ФИО2 в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) устанавливает порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 поименованного Закона с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона, если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе осуществляет свою деятельность, связанную с назначением, перерасчетом пенсии с 1 января 2015 года, в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указу Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" в дополнение к назначенной В.П. пенсии, ему устанавливалась еще ежемесячная выплата: с 01.01.2014 - в размере 25% от назначенной пенсии, с 01.05.2014 - в размере 50%, с 01.06.2014 - в размере 75%, с 01.07.2014 - в размере 100% от назначенной пенсии, данная выплата к пенсии производилась до перерасчета назначенной истцу пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 распоряжением Пенсионного Фонда Украины от 07.10.2009 года была назначена пенсия по инвалидности в размере 1515,71 грн., что составляет 90% от трудовой пенсии.
С 01.01.2015 года страховая пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации составила 5716,57 рублей и фиксированная выплата к ней с учетом повышений - 3935,00 рулей, всего 9651,57 рублей.
В тоже время размер выплачиваемой пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составлял 16974,68 рублей.
В связи с тем, что сохраненный размер пенсии больше чем размер пенсии, рассчитанный по законодательству Российской Федерации, следовательно, истцу, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» пенсия выплачивается в сохраненном размере (16974,68 рублей).
После достижения пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ) истец обратился с заявлением от 14.08.2018 года о выплате ему сохраненного размера пенсии, рассчитанного из размера трудовой пенсии, назначенной в 2009 году Украинским Пенсионным Фондом в размере 1684,12 грн. с последующим применением индексации к данному размеру на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя» и перерасчету пенсии на российские рубли.
Суммарный размер пенсии истца на ДД.ММ.ГГГГ (достижение истцом пенсионного возраста 60 лет) в соответствии с законодательством Российской Федерации составил 9651,57 рублей. Размер выплачиваемой пенсии на 31.12.2014 года составлял 16974,68 рублей.
26 августа 2020 года ФИО1 обратился в Управление с заявлением о пересмотре назначенной пенсии, рассчитав её относительно назначенной в Украине трудовой пенсии в размере 2475,45 грн. (2475,45 грн.+100%*3,8) с учетом ее увеличения в порядке, предусмотренном в Указе Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года №192.
В письме от 14.09.2018 года №17-16-000493/536 ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым сообщило об отсутствии оснований для пересмотра пенсии, выплачиваемой истцу в сохраненном размере.
Доводы истца о том, что при переходе с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту в 2017 году ответчик должен был пересмотреть сохраненный размер выплаты исходя из размера трудовой пенсии, назначенной в 2009 году, судебная коллегия отклоняет как основанные на неправильном понимании норм права.
До 01.04.2014 года пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось органами Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.
В переходный период интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую систему Российской Федерации, уполномоченными органами, осуществлявшими функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий являлись органы исполнительной власти Республики Крым - Пенсионный фонд Республики Крым и его территориальные органы, в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 31.12.2014 года.
Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 года № 1563-р и № 1562-р были утверждены ликвидационные балансы и отменена регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных органов.
Полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости, действующим законодательством с 01.01.2015 года возложены на Федеральный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе и районе, городах и районах Республики Крым. Финансирование средств на выплату пенсий, осуществляется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Правопреемственности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательствам Пенсионного фонда Республики Крым за период, законодательно определенный как период интеграции новых субъектов Российской Федерации в правовую, социальную и иные системы, предусмотрено не было.
Поскольку с 01.01.2015 года на территории Республики Крым применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также учитывая то, что Пенсионный Фонд Российской Федерации не является правопреемником органов Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым и Пенсионного фонда Республики Крым, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ ответчика в перерасчете пенсии ФИО1 сохранённой пенсии, исчисленной из расчёта 2233,51 грн. является обоснованным.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно указал на то, что пенсионные органы Российской Федерации в Республике Крым законодательно не наделены полномочиями принимать после 01.01.2015 года какие-либо решения, связанные с пенсионным обеспечением граждан по нормам законодательства Украины, в том числе по назначению (определению размера) пенсии с даты достижения истцом пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ) по законодательству Украины, которая 17.01.2017 года составила бы 2 475,45 грн. и явилась бы основанием для перерасчета сохраненной пенсии, исчисленной из расчета 2 233,51 грн. (90%).
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства обязательны для суда и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица, так как они уже были установлены вступившим в законную силу решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12.05.2020 года.
Доводы апелляционной жалобы являются правовой позицией истца, изложенной в суде первой инстанции, которая основана на неверном толковании норм действующего законодательства, не содержат какой-либо дополнительной аргументации, сводятся к несогласию с выводами суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи А.М. Синани
ФИО3