НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 13.04.2017 № 33-1705/2017

Судья Саенко О.Л. Дело № 33-1705/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.,

судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 13 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Стафеевой Л.А., действующей в интересах Олениной Г.И. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2017 года, которым

взыскано с Олениной Г.И. в пользу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми 79 881 руб. 17 коп. в счет возмещения вреда, причиненного дорогам общего пользования.

Взыскана с Олениной Г.И. государственная пошлины в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере 2 596 руб. 44 коп.

Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Стафеевоой Л.А., действующей в интересах Олениной Г.И., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой Республики Коми) обратилось с иском к Олениной Г.И. о возмещении ущерба в размере 79 881 руб. 17 коп., причиненного автомобильным дорогам общего пользования, указав, что ДД.ММ.ГГ при осуществлении весового контроля на пункте весового контроля автодороги «...» (...) установлен факт перевозки тяжеловесного груза транспортным средством марки ... государственный регистрационный знак с прицепом марки ... г.р.з. , принадлежащим Олениной Г.И., под управлением Фотеева Ю.И.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фотеев Ю.И.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Стафеева Л.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив законность решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автодорога «...» является дорогой регионального и межмуниципального значения, находится в государственной собственности Республики Коми, с ДД.ММ.ГГ передана в оперативное управление Дорожному агентству Республики Коми, правопреемником которого в настоящее время является Минстрой Республики Коми.

ДД.ММ.ГГ в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Коми, на посту весового контроля автодороги «...» установлен факт перевозки тяжеловесного груза автомобильным транспортом марки ... г.р.з. и прицепом марки ... г.р.з. , под управлением Фотеева Ю.И., принадлежащего Олениной Г.И., с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки и полной массы транспортного средства.

Согласно акту контроля весовых параметров и протокола весового контроля от ДД.ММ.ГГ., подписанному инспектором ДПС ГИБДД УВД по г.Ухте Б. и сотрудником ГКУ РК «Дорожный контроль» по эксплуатации весового оборудования А., полная масса принадлежащего ответчику транспортного средства при допустимой в 36 т. составила 38,660 т.; нагрузка на 1-ю ось тягача составила 6,600 т., на 2-ю – 10,310 т., при допустимой в 10 т.; нагрузка на 1-ю ось прицепа составила 10,780 т., на 2-ю – 10,970 т., при допустимой в 10 т.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона).

Исходя из положений части 1, пункта 2 части 3, части 8 статьи 31 указанного Закона (в редакции, действовавшей на 25.04.2014г.), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого при условии возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ 16.11.2009г. принято Постановлением №934, которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, пунктами 3 и 5 которых установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Предельно допустимые массы транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены в приложении №1 и №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272.

Так, предельно допустимая масса транспортного средства для четырехосного автопоезда определена в 36 тонн, предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств при расстоянии между сближенными осями свыше 2-х метров составляют 10 тонн.

Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденный приказом Минтранса России от 12.08.2011г. №211 определяет процедуру введения временных ограничений или прекращений движения транспортных средств по автомобильным дорогам Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанного Порядка временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 19 Порядка в период введения временного ограничения движения (весенний период) движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.

Согласно пп. 2 п. 9 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 №295 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» установлены размеры вреда, причиняемого транспортными средствами в зависимости от вида нарушения (превышение предельно допустимой массы транспортного средства или превышение предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства), размера превышения, дороги, по которой осуществляется движение и календарного периода.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств при перевозках тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011г. № 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, который вступил в действие 19 июня 2011 года.

Согласно указанному Порядку на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляется взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с п. 2.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения контроль (надзор) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий возложен на Госавтоинспекцию.

Установив, что ДД.ММ.ГГ транспортным средством марки ... государственный регистрационный знак и прицепом марки ... г.р.з. , собственником которых является Оленина Г.И., была осуществлена перевозка тяжеловесного груза с превышением предельно допустимых значений полной массы и осевой нагрузки транспортного средства, с учетом положений статей 1064, 1079 Гражданского кодекса РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Олениной Г.И. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования в размере 79 881 руб. 17 коп.

Доводы жалобы о неправильном расчете размера ущерба, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.

Согласно п. 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (в редакции от 16.04.2011), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле

- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей); - размер вреда при превышении значения допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

- размер вреда при превышении значений допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:, где: - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, = 1); - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Согласно представленному истцом в суд апелляционной инстанции расчету, размер базового компенсационного индекса 2014 года был определен следующим образом:

базовый компенсационный индекс 2009 года Т2009= 1 (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 Т2008года равен 1)*1,13(в соответствии с Разъяснением Минэкономразвития РФ № 12715-СВ/Д03 от 11.09.2008 (прогноз показателей инфляции и системы цен на 2009г.))= 1,13;

базовый компенсационный индекс 2010 года равен 1,13 (Т2009г.)*1,033 (Разъяснение Минэкономразвития РФ № 16847-АК/Д14 от 08.10.2009 (Прогноз показателей инфляции и системы цен на 2010))=1,16729;

базовый компенсационный индекс 2011 года равен 1,16729(Т2010г.)* 1,075 (Разъяснение Минэкономразвития РФ № 9377-АК/Д03 от 08.06.2010 (прогноз показателей инфляции и системы цен на 2011))= 1,25483675;

базовый компенсационный индекс 2012 года равен 1,25483675 (Т2011г.)* 1,078 (Разъяснение Минэкономразвития РФ № 8387-АК/Д03 от 25.04.2011 (прогноз показателей инфляции и системы цен на 2012))= 1,352714017;

базовый компенсационный индекс 2013 года равен 1,352714017 (Т2012г.)* 1,072 (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 года и плановый период 2014-2015 годов» от 12.09.2012)= 1,450109426;

базовый компенсационный индекс 2014 года равен 1,450109426 (Т2013г.)* 1,052 (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» от 23.10.2013)= 1,525515116.

Доводы представителя ответчика о неправомерном применении истцом в расчетах по акту от 25.04.2014г. размера вреда, установленного Таблицей 3 раздела 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства Республики Коми от 14.10.2009г. №295 на период временных ограничений, со ссылкой на то, что данное ограничение не распространяется на перевозку продуктов питания, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными.

Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 года № 295 (в редакции постановления Правительства РК от 11.10.2012 № 443) «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» установлено, что при превышении предельно допустимой массы транспортного средства до 5 тонн размер вреда составляет 240 рублей на 100 км (раздел 1 приложения 1 к Постановлению); при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства до 10 процентов размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями составляет 5 260 рублей на 100 км (раздел 2 приложения 1 к Постановлению).

Приказ Дорожного агентства РФ от 12.03.2014г. №101 устанавливает предельные значения осевых нагрузок транспортных средств на период временных ограничений (6т.), однако, несмотря на то, что транспортным средством ответчика перевозились продукты питания и к нему не применялись указанные ограничения осевой нагрузки, его фактические осевые нагрузки (10,310т., 10,780т., 10,970т.) и масса (38,660т.) превысили допустимые показания, установленные для четырехосного автопоезда Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (10т. и 36 т. соответственно), в связи с чем, данное транспортное средство относилось к категории тяжеловесных вне зависимости от характера перевозимого груза, что, в свою очередь, предполагало обязанность лиц, осуществлявших перевозку тяжеловесного груза возместить вред, причиненный автомобильным дорогам.

В связи с тем, что перевозка осуществлялась транспортным средством ответчика ДД.ММ.ГГ., то есть в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, истцом правомерно применен размер вреда, установленный для данного периода соответствующим разделом таблицы 3 раздела 2 Постановления Правительства Республики Коми от 14.10.2009г. №295 (5260 руб. за 100 км.), с учетом предельного значения осевых нагрузок, указанных в Правилах перевозки грузов (10т.).

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: