г. Сыктывкар Дело № 2-1206/2023 (33-6724/2023)
УИД 11RS0002-01-2023-000617-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Константиновой Н.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 03.08.2023 дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21.04.2023, которым обязано ОСФР по Республике Коми включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», периоды с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>-<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> как работу в неведущих профессиях, учитываемую календарно.
В остальной части в иске ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в стаж, назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с <Дата обезличена> и выплате недополученной суммы доплаты.
В обоснование иска указано, что стаж для доплаты определен ответчиком продолжительностью 13 лет 03 мес. 23 дня, с чем он не согласен. Просит включить в стаж работ в неведущих профессиях, учитываемых в соответствии со Списком от <Дата обезличена><Номер обезличен> периоды работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – подземным горномонтажником, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горным мастером, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> подземным горномонтажником, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горным мастером подземным, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горномонтажником подземным, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> электрослесарем подземным, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. В стаж работы по Списку <Номер обезличен> включить периоды: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> старшим механиком, учесть при подсчете стажа как один полный год работы за 9 месяцев, а также период военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, который ранее решением суда учтен в специальный стаж горным мастером. Назначить доплату к пенсии с <Дата обезличена>, выплатить недополученные суммы.
Суд постановил приведенное выше решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец, <Дата обезличена> года рождения, с <Дата обезличена> является получателем пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
21.02.2022 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ.
Решением ответчика от 19.04.2022 истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в количестве 25 лет.
Стаж истца для назначения доплаты к пенсии определен пенсионным органом в размере 13 лет 03 месяцев 23 дня (т. 1 л.д. 13).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования истца о включении в стаж для доплаты периодов с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>-<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> как работу в неведущих профессиях, учитываемую календарно.
С учетом включенных судом периодов (1 год 26 дней) стаж истца для назначения спорной доплаты к пенсии не превышает 25 лет, в связи с чем суд отказал в иске о назначении доплаты.
При этом судом отказано во включении периодов военной службы по призыву с 17.11.1998 по 05.12.1990 с указанием, что подпункт «к» пункта 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 не подлежит применению, поскольку возможность применения пункта 109 к подпункту «е» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, относящемуся к пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, оснований для иной оценки указанных обстоятельств не усматривает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Подпунктом «е» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481.
Пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, предусмотрено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 - за 9 месяцев.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж для доплаты в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ работ по Списку № 2.
Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горным мастером и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горномонтажником подземным не включены судом в стаж для доплаты в календарном порядке, неосновательны.
Период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горным мастером не включен в стаж неведущих профессий, то есть в календарном порядке, поскольку доказательств подземной работы в течение полного рабочего дня (80% рабочего времени) не представлено. Указанный период включены ответчиком по Списку № 1, то есть 1 год работы за 9 месяцев, что подтверждается уточняющей справкой АО «Воркутауголь» от <Дата обезличена><Номер обезличен> (Т.2 л.д. 68).
Период работы истца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> горномонтажником подземным (за исключением отвлечений от работы – дни на проезд к месту отпуска, донорских дней) включен ответчиком в стаж по Списку № 481 (неведущие профессии) в календарном порядке, что следует из индивидуального лицевого счета истца по состоянию на <Дата обезличена>.
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец работал старшим механиком отдела главного механика. Занятость истца на подземных работах составила менее 80% рабочего времени (согласно акту документальной проверки от <Дата обезличена><Номер обезличен> время в подземных условиях в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составило от 29,25% до 62,85% от нормы рабочего времени), что не повлекло включение данного периода в стаж для доплаты.
Период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в качестве заместителя начальника участка автоматизации не включен в стаж для доплаты, так как отнесен к Списку № 2.
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец работал электрослесарем подземным. Период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> учтен как работа с полным рабочим днем под землей, период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> отнесен к Списку № 2 в связи с занятостью под землей менее 50% рабочего времени (по Списку № 1 и по Списку № 481 необходимо более 80%).
В апелляционной жалобе истец указывает о несогласии с отказом во включении данного периода (<Дата обезличена> по <Дата обезличена>) в стаж для доплаты, указывая, что время занятости на подземных работах учитывалось на основании сведений из автоматизированной системы SAP, а не по журналам спусков.
Актом документальной проверки от <Дата обезличена><Номер обезличен> подтверждается фактически отработанное время в подземных условиях за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> от 17,97% до 35,02% рабочего времени, скорректированного с учетом отпусков, больничных, дней повышения квалификации при 30-часовой рабочей неделе (л.д. 45-49 пенсионного дела, Т. 1 л.д. 220-223 настоящего дела).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, оснований для включения данного периода работы в стаж для доплаты не имелось. Доказательств, опровергающих указанную норму рабочего времени на подземных работах, не представлено.
Доводы истца о необоснованном отказе во включении периода военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, который учтен в специальный стаж его работы, не влекут зачет данного периода в стаж для доплаты в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 03.08.1972 № 590.
Из приведенной нормы следует, что пункт 109 Положения от 03.08.1972 № 590 применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (абзац 3 подпункта «а»; абзац 3 подпункта «б» пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.03.1992 (абзац 3 подпункта «в» пункта 1 Постановления).
Так, пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 1 и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт «к»).
Абзац 5 пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы.
Кроме того, возможность применения пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 к подпункту «е» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, относящемуся к пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ к лицам, указанным в статье 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ, не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 03.08.1972 № 590 не применяется.
Также отмечается, что из содержания нормативных положений статей 1, 5 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ следует, что источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах», не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Указанные правовые позиции приведены в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 по делу № 88-22266/2022.
Судебная коллегия соглашается с тем, что в стаж истца для назначения спорной доплаты пенсионным органом обоснованно не включены периоды военной службы по призыву, а также периоды работ, которые отнесены к Списку № 2.
С учетом того, что истец не имеет стажа для доплаты более 25 лет (пенсионным органом установлен стаж 13 лет 03 месяцев 23 дня, судом первой инстанции включены в стаж для доплаты периоды работ продолжительностью 1 год 26 дней), вывод суда об отсутствии у истца права на назначение доплаты в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ, является верным.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену принятого судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 09.08.2023.
Председательствующий
Судьи