НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 05.09.2023 № 2-155/2023

Судья Скрипко Н.В.

№ 33-3046/2023

10RS0016-01-2022-008599-72

№ 2-155/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2023 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Мишеневой М.А., Тимошкиной Т.Н.,

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 мая 2023 года по иску Чапля Ю. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» о возложении обязанности к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чапля Ю.Г. обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ он обратился в АО «НПФ «Будущее» с заявлением о назначении накопительной пенсии. Решением АО «НПФ «Будущее» от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием условий для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (не соблюдены условия, дающие право на назначение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений). При этом АО «НПФ «Будущее» указало, что при запросе сведений в Пенсионном фонде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ), поступила информация о том, что на дату обращения у истца отсутствуют условия для назначения накопительной пенсии, так как условия для назначения страховой пенсии также отсутствуют. Вместе с тем страховой стаж истца составляет более 36 лет, стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, на ХХ.ХХ.ХХ составляет 34 года 1 месяц 25 дней. На основании изложенного, с учетом увеличения исковых требований, истец просил суд возложить на ОСФР по Республике Карелия обязанность передать АО «НПФ «Будущее» данные о стаже, необходимые для назначения накопительной пенсии; на АО «НПФ «Будущее» возложить обязанность назначить накопительную пенсию с ХХ.ХХ.ХХ, при наличии условий, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ, произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений, взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб.

Определением суда произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в связи с правопреемством.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на АО «НПФ «Будущее» обязанность назначить Чапля Ю.Г. накопительную пенсию с ХХ.ХХ.ХХ, а при наличии условий, предусмотренных ч. 3 ст.6 ФЗ № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений; взыскал в пользу Чапля Ю.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб. В удовлетворении требований к ОСФР по Республике Карелия отказано.

С решением суда не согласен ответчик АО «НПФ «Будущее», в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что вопреки выводам суда у общества в силу положений п.7 ст.36.4 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» при обращении гражданина с заявлением о назначении накопительной пенсии не возникает обязанности для обращения с письменным запросом в ОСФР по Республике Карелия. С учетом нормативно-правового регулирования взаимодействие по предоставлению необходимой информации осуществляется именно в электронном виде посредством СМЭВ. Полагает, что в действиях общества отсутствует вина в предоставлении пенсионным фондом противоречивых сведений по каналам СМЭВ, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истца. Истец выбрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку вина в недостоверности представленных сведений лежит на ОСФР по Республике Карелия. Также указывает, что с заявлением о единовременной выплате истец в досудебном порядке в фонд не обращался. Решение было принято в соответствии с положениями закона о назначении и выплате накопительной пенсии. С учетом изложенных обстоятельств, также указывает на необоснованность взыскания с общества в пользу истца судебных расходов в размере 12000 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Чапля Ю.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО «НПФ «Будущее» без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в соответствии с п.п. 42, 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях установления юридически значимых по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХмежду Чапля Ю.Г. и НПФ «СтальФонд» заключен договор об обязательном пенсионном страховании (...).

АО «НПФ «Будущее» является правопреемником АО «НПФ «СтальФонд» в результате проведенной реорганизации.

Чапля Ю.Г. ХХ.ХХ.ХХ обратился с заявлением в АО «НПФ «Будущее» о назначении накопительной пенсии.

В пункте 3.1 заявления Чапля Ю.Г. отмечено, что он уведомлен о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.

В пункте 3.2 заявления Чапля Ю.Г. в графе «учесть» проставлена отметка, в которой он указал, что средства, указанные в пункте 3.1 заявления о назначении накопительной пенсии в составе накопительной пенсии, следует учитывать.

Решением АО «НПФ «Будущее» от ХХ.ХХ.ХХ в удовлетворении заявления Чапля Ю.Г. отказано в связи с тем, что на дату подачи заявления отсутствуют условия для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии (не соблюдение условий, дающих право на назначение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

Не согласившись с решением, Чапля Ю.Г. обратился в АО «НПФ «Будущее» с претензией, приложив сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.

В ответ на претензию истцу было сообщено, что из ответа ПФР, полученного ХХ.ХХ.ХХ по запросу Фонда посредством СМЭВ, поступила информация о том, что на дату обращения у Чапля Ю.Г. отсутствуют основания для назначения накопительной пенсии и иных выплат в связи с отсутствием условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на АО «НПФ «Будущее» обязанности назначить истцу накопительную пенсию с даты обращения с заявлением, суд первой инстанции исходил из наличия у истца всех необходимых условий для назначения накопительной пенсии, а при наличии условий, предусмотренных ч.3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

При этом суд исходил из того, что по сведениям, предоставленным ОСФР по Республике Карелия, истец получателем страховой пенсии не является. Вместе с тем, по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ у истца были соблюдены условия, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Разрешая требования о возложении на ОСФР по Республике Карелия обязанности передать АО «НПФ «Будущее» данные о стаже, необходимые для назначения накопительной пенсии, суд, руководствуясь ст.36.4 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», пришел к выводу об отказе в иске к данному ответчику, поскольку сведения, полученные АО «НПФ «Будущее» посредством СМЭВ, были сформированы автоматически на основании данных о стаже, имеющихся в единой системе ПФР, без учета особенностей назначения досрочной страховой пенсии, право на которую имеет истец. При этом суд указал, что доказательств обращения АО «НПФ «Будущее» в ОСФР по Республике Карелия с запросом о предоставлении сведений, необходимых для назначения накопительной пенсии Чапля Ю.Г. после его обращения с претензией, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия с выводами суда в данной части соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Согласно п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» данная система предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

В соответствии с п. 6 Положения основными функциями системы взаимодействия, в том числе являются:

в) обеспечение обмена электронными сообщениями, включая реестры информации (в том числе с использованием машиночитаемых и неструктурированных вложений), между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия (далее - обмен сообщениями);

е) обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах;

р) обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса и регламентированных запросов единого сервиса доступа к данным, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений и регламентированным запросам, а также обеспечение использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (далее - единая информационная платформа) и личного кабинета участника взаимодействия системы взаимодействия.

Материалами дела подтверждается направление АО «НПФ «Будущее» по системе СМЭВ запроса в ПФР и получение ответа на данный запрос.

Вместе с тем, при получении дополнительной информации от застрахованного лица о наличии у него соответствующего стажа, АО «НПФ «Будущее» не выполнило обязанность по запросу необходимых для принятия решения сведений в соответствии с Порядком предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, утвержденным Приказом Минтруда России от 11.03.2016 № 96н и действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно положениям данного Порядка перечень информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, включает, в том числе сведения о наличии (отсутствии) у застрахованного лица условий для назначения накопительной пенсии, предусмотренных ч. 2 ст.6 Федерального закона «О накопительной пенсии», в отношении достижения возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также соблюдения условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части наличия необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, а при их наличии - дате, когда достигнут указанный возраст или наступил указанный срок.

Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда об отсутствии доказательств нарушения ответчиком ОСФР по Республике Карелия прав истца, доводы апелляционной жалобы в указанной части являются необоснованными и подлежащими отклонению.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении на ответчика АО «НПФ «Будущее» обязанности по назначению истцу накопительной пенсии и единовременной выплате средств пенсионных накоплений при наличии соответствующих условий.

В силу положений ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Под интересами законности с учетом положений ст.2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе в целях социальной защиты граждан.

В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений, данных в п.п. 2, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Между тем данным требованиям решение суда в вышеуказанной части не отвечает, поскольку в нарушение вышеуказанных норм процессуального права и разъяснений по их применению, в резолютивной части решения выводы суда по требованию о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, заявленному к ответчику, изложены под условием. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, судом не установлены.

Данное нарушение, по мнению судебной коллегии, является существенным, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене в силу положений п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ в связи с нарушением и неправильное применение норм материального права и процессуального права.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регламентированы Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - организация, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и (или) обязательному пенсионному страхованию. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).

Абзацем 3 ст. 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» определено, что договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованные лица имеют право получать накопительную пенсию и (или) срочную пенсионную выплату в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», со страховыми правилами фонда и с условиями договора об обязательном пенсионном страховании при возникновении пенсионного основания.

Основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию установлены Федеральным законом от 12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Федеральный закон «О накопительной пенсии»).

Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О накопительной пенсии»).

Средства пенсионных накоплений - это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования (п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О накопительной пенсии»).

Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительной пенсии»).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О накопительной пенсии» право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Застрахованным лицам, указанным в ч. 1 ст. 30, ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) (ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О накопительной пенсии»).

Частью 3 ст. 6 Федерального закона «О накопительной пенсии» предусмотрено, что накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Единовременная выплата осуществляется за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений»; далее - Федеральный закон «О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений»).

Единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц: 1) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины); 2) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений»).

Таким образом, право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, имеющие право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что у такого лица имеются средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, и размер накопительной пенсии составляет 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Дополнительные страховые взносы включаются в размер средств пенсионных накоплений, однако по выбору застрахованного лица они учитываются при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты.

Согласно ответу на судебный запрос ОСФР по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ у Чапля Ю.Г. на ХХ.ХХ.ХХ имеется право на установление выплаты за счет средств пенсионных накоплений, так как соблюдены условия, дающие право на назначение страховой пенсии по старости, предусмотренные Законом № 400-ФЗ, по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.

Размер страховой пенсии истца по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленный в соответствии с Законом № 400-ФЗ, рассчитанный на дату обращения с заявлением о назначении накопительной пенсии (ХХ.ХХ.ХХ), составляет (...) руб.

Согласно сведениям, предоставленным АО «НПФ «Будущее» по запросу судебной коллегии, размер пенсионных накоплений истца по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ составил - (...) руб., размер накопительной пенсии - (...) руб.

В соотношении с суммой ежемесячно страховой пенсии по старости и размером накопительной пенсии ((...) руб.) размер накопительной части пенсии истца составляет 3,87% (1007(...). х 100%), что менее 5 % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений» истец имеет право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, поскольку сумма накопительной пенсии составила менее 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе, с учетом фиксированной выплаты и повышений фиксированной выплаты) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии.

С учетом изложенного решение суда в части возложения на АО «НПФ «Будущее» обязанности назначить Чапля Ю.Г. накопительную пенсию не может быть признано законным и обоснованным, в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на АО «НПФ «Будущее» обязанности произвести Чапля Ю.Г. единовременную выплату средств пенсионных накоплений в размере, учтенном на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решениеСегежского городского суда Республики Карелия от 10 мая 2023 года по настоящему делу отменить в части возложения на АО «НПФ «Будущее» обязанности назначить Чапля Ю. Г. накопительную пенсию с 3 июня 2022 года.

Принять в указанной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

«Возложить на акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (ИНН 77074921) обязанность произвести Чапля Ю. Г. (паспорт (...)) единовременную выплату средств пенсионных накоплений в размере (...) руб., учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи