Судья Бахорина М.А. | № 33а-1586/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия всоставе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу Карачевой Н.Н. на определение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 марта 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карачева Н.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Фонда капитального ремонта Республики Карелия об отказе в прекращении начисления платы за капитальный ремонт дома и об отказе в возврате излишне уплаченных взносов на капитальный ремонт. В обоснование иска указала, что является собственником (...) доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное в доме, который в установленном порядке (...) признан аварийным. Невзирая на признание дома аварийным, Фонд капитального ремонта Республики Карелия продолжает выставлять собственникам квартир счета на уплату взносов на капитальный ремонт.
Обжалуемым определением судьи от 13 марта 2019 г. в принятии административного искового заявления отказано в связи с необходимостью разрешения спора в порядке гражданского судопроизводства.
В частной жалобе Карачева Н.Н. просит отменить определение судьи. В обоснование жалобы указывает, что предметом оспаривания является не решение, а действия административного ответчика по выставлению квитанций. Требование об обязании произвести перерасчет относится к предусмотренной ч. 9 ст. 227 КАС РФ обязанности суда указать в решении способ восстановления нарушенного права.
Частная жалоба в порядке ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрена судебной коллегией в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения административного истца.
Изучив материал и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В обоснование заявленных требований Карачева Н.Н. ссылается на незаконность действий Фонда капитального ремонта Республики Карелия по начислению ей и иным собственникам жилых помещений дома (...) платы за капитальный ремонт.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме установлена также ч. 1 ст. 169 ЖК РФ.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Таким образом, правоотношения по начислению, внесению и перерасчету платы за капитальный ремонт относятся к категории жилищных правоотношений.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим, в том числе, из жилищных правоотношений.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из ч. 1 ст. 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства рассматриваются административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти или должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.03.2014 № 72-П создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта Республики Карелия», основной целью деятельности которой является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете фонда.
Согласно п. 1.1 Устава Фонда капитального ремонта Республики Карелия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Карелия от 17.08.2018 № 549р-П, Фонд капитального ремонта Республики Карелия является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 21.03.2014 № 72-П в организационно-правовой форме фонда, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных Уставом.
Из текста административного искового заявления не следует, что предметом административного иска является нарушение Фондом капитального ремонта Республики Карелия прав КарачевойН.Н. при реализации каких-либо публичных полномочий. Начисление платы за жилое помещение и отказ в прекращении взимания такой платы в силу вышеприведенных положений ЖК РФ к таким полномочиям отнесен быть не может.
При таких обстоятельствах заявленные КарачевойН.Н. требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Они могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства с соблюдением правил подсудности (при условии оформления искового заявления в соответствии с требованиями ст.ст. 131, 132 ГПК РФ).
Судья обоснованно в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ вынес определение об отказе в принятии административного искового заявления, также правильно указав на то, что в случае намерения действовать не только от своего имени, но и в интересах иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, КарачеваН.Н. должна представить суду документы, подтверждающие наличие у нее соответствующих полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 13 марта 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи