НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия) от 12.10.2021 № 2-308/20

Дело № 2-308/2020 Председательствующий Мурзабеков Г.А.

Апелляционное определение № 33-725/2021

12 октября 2021 г. г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО5,

судей ФИО5 и ФИО5

при секретаре ФИО5-А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о признании незаконным ФИО5 об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя истца ФИО5 на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО5 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором, увеличив исковые требования, просит признать незаконными ФИО5 Министерства образования и науки Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в штатное расписание, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-к о ее увольнении с должности начальника планово-экономического отдела Министерства образования и науки Республики Ингушетия, признать незаконными действия ФИО5 образования и науки Республики Ингушетия, выразившиеся в изменении структуры Министерства образования и науки Республики Ингушетия без согласования с Главой Республики Ингушетия, учредителем – Правительством Республики Ингушетия, Министерством финансов Республики Ингушетия и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, восстановить в прежней должности, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на государственную гражданскую службу в Министерство образования и науки Республики Ингушетии (далее - Минобрнауки Ингушетии) на должность начальника планово-экономического отдела и с ней заключен служебный контракт на неопределенный срок. ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-п в связи с необходимостью оптимизации работы, недопущения дублирования функций и концентрации усилий на выполнение задач министерства в новых условиях внесены изменения в штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ путем объединения отдела бухгалтерского учета, контроля и отчетности с планово-экономическим отделом и созданием на их базе отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности, реорганизации отдела правового и кадрового обеспечения на правовой отдел и на отдел кадрового обеспечения, и реорганизации отдела целевых программ, государственного заказа и обеспечения на отдел целевых программ и обеспечения и отдел государственного заказа и контрактной службы. При этом сокращены должности начальника бухгалтерского учета, контроля и отчетности, начальника планово-экономического отдела, начальника отдела правового и кадрового обеспечения, начальника отдела целевых программ, государственного заказа и обеспечения, а всего 4 единицы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил ее о сокращении замещаемой ею должности в связи с изменением штатного расписания и структуры Миобрнауки Ингушетии во исполнение Указа Главы Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре органов исполнительной власти Республики Ингушетия», распоряжения Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об установлении предельной штатной численности исполнительной власти государственных органов Республики Ингушетия», а также о том, что в течение двух месяцев ей будет предложена вакантная должность гражданской службы с учетом ее уровня квалификации, профессионального образования, стажа государственной службы или работы по специальности, и в случае отказа от предложенной должности контракт с ней будет прекращен и она будет уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ ей предложена вакантная должность заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности. ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-к она уволена в соответствии с п. 8.2 ч. 1, ч. 3.1 ст. 37 и п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ в связи с сокращением занимаемой ею должности и отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы. Указывает, что при увольнении работодателем ей не предложены все имеющиеся вакантные должности той категории и группы, которые она могла замещать, а именно вновь созданные должности начальников отделов. Кроме того, указывает, что оптимизация работы министерства при утверждении нового штатного расписания и фактическом сокращении занимаемой ею должности при проведенных ответчиком мероприятиях не усматривается.

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФИО5 просит отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что вакантных должностей, соответствующих образованию и квалификации истца, у ответчика не было, кроме той, которая была предложена. Также указывает, что истцом не приведены нормы закона, ограничивающие право представителя нанимателя на утверждение штатного расписания и изменение структуры. Кроме того, ссылается на то, что, заявляя о непредложении вакантных должностей при фактическом отказе от замещения предложенной должности, истец злоупотребляет своим правом.

Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, представителем истца ФИО5 подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав истца ФИО5 и ее представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, представителя ответчика ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора ФИО5-С., полагавшего решение незаконным и необоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущены нарушения такого характера.

Как следует из материалов дела, ФИО5 проходила государственную гражданскую службу в Минобрнауки Ингушетии.

ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника планово-экономического отдела, относящейся к ведущей группе должностей категории «руководители».

Во исполнение Указа Главы Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия» образован Комитет по делам молодежи Республики Ингушетия, который ранее входил в состав Минобрнауки Ингушетии.

Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-р установлена предельная штатная численность Минобрнауки Ингушетии в количестве 60 единиц.

В целях оптимизации штатной численности должностей государственной гражданской службы, недопущения дублирования функций и концентрации усилий на выполнение задач министерства в новых условиях Минобрнауки Ингушетии издан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-п о внесении изменений в штатное расписание от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 которому объединяется отдел бухгалтерского учета, контроля и отчетности с планово-экономическим отделом и на их базе создается отдел бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности, отдел правового и кадрового обеспечения реорганизовывается на правовой отдел и на отдел кадрового обеспечения, отдел целевых программ, государственного заказа и обеспечения реорганизовывается на отдел целевых программ и обеспечения и на отдел государственного заказа и контрактной службы. При этом подлежат сокращению должности начальников данных отделов, а всего 4 единицы.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 ответчиком уведомлена о предстоящем сокращении и возможном увольнении.

ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предложении ей имеющейся в Минобрнауки на ДД.ММ.ГГГГ вакантной должности заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности.

ФИО5 отказалась от предложенной ей вакантной должности, о чем произвела собственноручную запись в уведомлении.

ФИО5 Минобрнауки Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГФИО5 уволена на основании п. 8.2 ч. 1, ч. 3.1 ст. 37 и п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности и отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.

Разрешая спор, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом объяснений сторон и собранных по делу письменных доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчик, действуя в соответствии с пп. 4 п. 4 раздела 5 Положения о Министерстве, в целях оптимизации работы, недопущения дублирования функций и концентрации усилий на выполнение задач министерства внес изменения в штатное расписание и структуру. Сокращение должностей имело место. При этом истцу предлагалась вакантная должность заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансов-хозяйственной деятельности с учетом ее квалификационных требований, стажа и образования, необходимых для замещения данной должности, однако истец отказалась от ее замещения, ввиду чего у ответчика имелось основание для ее увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

ФИО5 статье 73 указанного федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1005-О указано, что положения части 2 статьи 31 и пункта 3 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, позволяющие представителю нанимателя предлагать государственному гражданскому служащему не все имеющиеся вакантные должности и не учитывать при предложении должностей преимущественное право государственного гражданского служащего на замещение должности гражданской службы, предусмотренное частью 7 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителей.

ФИО5 пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.

Под предложением вакантной должности следует понимать исходящее от представителя нанимателя предложение об иной должности гражданской службы, как равнозначной, так и нижестоящей, обязанности по которой гражданский служащий может выполнять с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

При рассмотрении в суде дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей в государственном органе (как в связи с реорганизацией государственного органа, так и без него), ответчик (представитель нанимателя) обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о том, что им был соблюден порядок увольнения по указанным основаниям с учетом положений статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 данной нормы закона).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

Право представителя нанимателя на утверждение штатного расписания Министерства предусмотрено пп.4 п.4 раздела 5 Положения о Министерстве.

ФИО5 образования и науки Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-п объединяется отдел бухгалтерского учета, контроля и отчетности с планово-экономическим отделом, и на их базе создается отдел бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности. Отдел правового и кадрового обеспечения реорганизован на правовой отдел и на отдел кадрового обеспечения. Отдел целевых программ, государственного заказа и обеспечения реорганизовывается на отдел целевых программ и обеспечения и на отдел государственного заказа и контрактной службы.

В силу пункта 2 данного ФИО5 подлежат сокращению должности: начальник отдела бухгалтерского учета, контроля и отчетности, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела правового и кадрового обеспечения, начальник отдела целевых программ, государственного заказа и обеспечения.

С учетом этих изменений ФИО5 образования и науки Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено новое штатное расписание.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

ДД.ММ.ГГГГФИО5 вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности в связи с изменением штатного расписания и структуры Миобрнауки Ингушетии во исполнение Указа Главы Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре органов исполнительной власти Республики Ингушетия», распоряжения Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об установлении предельной штатной численности исполнительной власти государственных органов Республики Ингушетия» и сообщено, что в течение двух месяцев ей будет предложена вакантная должность гражданской службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования, стажа госслужбы или работы по специальности, а в случае отказа от предложенной должности контракт с нею будет прекращен и она будет уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГФИО5 предложена имеющаяся в Минобрнауки Ингушетии на ДД.ММ.ГГГГ вакантная должность заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности, соответствующая уровню ее квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, от замещения которой она отказалась, указав о необходимости предложения ей всех имеющихся у ответчика вакантных должностей, в том числе вновь созданной должности начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям: иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Для замещения должности государственного служащего, замещающего должность начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования и науки Республики Ингушетия, относящейся к ведущей группе должностей категории «руководители» ФИО5 должностному регламенту, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, необходимо иметь высшее профессиональное образование в области бухгалтерского учета и аудита, стаж работы по специальности, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Материалами дела подтверждается, что ФИО5 имеет высшее экономическое образование по специальности «Налоги и налогообложение», высшего профессионального образования в области бухгалтерского учета и аудита она не имеет. Также в материалах дела отсутствуют и суду не представлены сведения о том, что истец при отсутствии у нее высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита имеет не менее пяти лет из последних семи календарных лет стаж работы по специальности, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью.

Как следует из материалов дела, в Министерстве образования и науки Республики Ингушетия до образования отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности бухгалтерский учет осуществлялся самостоятельным отделом бухгалтерского учета, контроля и отчетности, в связи с чем доводы истца, проходившей службу в должности начальника планово-экономического отдела Минобрнауки Ингушетии, о незаконности оспариваемого решения ввиду не предложения ей вакантной должности начальника вновь образованного отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности судебная коллегия считает необоснованными.

В силу положений части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Таким образом, истец не соответствует квалификационным требованиям для ее замещения и действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя проводить анализ квалификации работников при кадровой расстановке.

Довод истца об отсутствии согласования структуры органа исполнительной власти с федеральными органами надзора (контроля) в сфере образования судебная коллегия находит необоснованными, поскольку изменения, внесенные в абз. 2 ч. 8 ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступившие в законную силу на момент увольнения истца, не предусматривают согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Соответственно, ссылка истца на письмо Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, не имеет правового обоснования.

Также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности во вновь образованных отделах, поскольку законодательство не предусматривает необходимости предложения должностей, не соответствующих уровню квалификации сокращаемого работника.

Так, ФИО5 должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела кадрового обеспечения Министерства образования и науки Республики Ингушетия, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, указанная должность относится к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители», однако гражданский служащий, замещающий указанную должность, должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальности) «Государственное и муниципальное управление», Управление персоналом», «Юриспруденция», «Документоведение», Политология», Международные отношения», иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее двух лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела целевых программ и обеспечения Министерства образования и науки Республики Ингушетия, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, указанная должность также отнесена к ведущей группе должностей категории «руководители», гражданский служащий, замещающий указанную должность, должен иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) «Государственное муниципальное Управление», «Юриспруденция», стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее двух лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Как следует из материалов дела, для замещения предложенной истцу должности заместителя начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования и науки Республики Ингушетия, относящейся к ведущей группе должностей категории «руководители» ФИО5 должностному регламенту, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, необходимо иметь высшее экономическое образование по направлению подготовки (специальности) профессионального образования в области «Бухгалтерский учет и аудит» или иному направлению подготовки (специальности), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие данному (-ым) направлению (-ям) подготовки (специальности – (ям)), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлениям подготовки.

ФИО5 проходила службу в должности начальника планово-экономического отдела Министерства образования и науки Республики Ингушетия, согласно должностному регламенту, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная должность относится к ведущей группе должностей категории «руководители», для ее замещения необходимо иметь высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) «Экономика», «Финансы и кредит», «Менеджмент» «Бухучет».

Таким образом, учитывая квалификационные требования, содержащиеся в приведенных должностных регламентах, а также предъявляемые для замещения должности гражданской службы - заместитель начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования и науки Республики Ингушетия, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы о том, что истцу не предложены все имеющиеся в министерстве вакантные должности.

ФИО5 справке от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации истца, кроме предложенной ответчиком, в Минобрнауки Ингушетии не имелось.

Кроме того, на тот момент были замещены (не были вакантными) следующие должности: начальника отдела целевых программ и обеспечения, начальника отдела бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности, начальника отдела государственного заказа и контрактной службы, начальника правового отдела, начальника отдела кадрового обеспечения, что подтверждается ФИО5-к от ДД.ММ.ГГГГ, -к от ДД.ММ.ГГГГ, -к от ДД.ММ.ГГГГ, -к от ДД.ММ.ГГГГ, -к от ДД.ММ.ГГГГ

Довод жалобы о том, что работодатель не уведомил службу занятости о сокращении должности ФИО5, не имеет правового значения, поскольку обязанность направления информации о высвобождении работника в связи с сокращением не относится к процедуре увольнения, предусмотренной нормами Трудового кодекса РФ.

Вопрос о наличии либо об отсутствии у работника преимущественного права на оставление на работе должен рассматриваться работодателем лишь при решении вопроса о том, кто из работников, занимающих одинаковые штатные должности, часть из которых подлежит сокращению, подлежит оставлению на работе. Действующее законодательство говорит лишь о преимущественном праве на оставлении на работе, а не о преимущественном праве на назначение на должность. Работодатель вправе самостоятельно определять кому из работников, в том числе и подлежащих сокращению, предложить вновь вводимую в штатное расписание должность.

Вопреки доводам жалобы обоснованность и целесообразность принятия работодателем решения о сокращении какой-либо должности и изменение структуры организации отнесена действующим законодательством исключительно к компетенции работодателя, который самостоятельно принимает необходимые кадровые решения, определяет структуру и штатное расписание организации. Данные доводы истца противоречат разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 10 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1690-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2873-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1894-О.

Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и фактически направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.

Спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу, судом разрешен правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО5 к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о признании незаконным ФИО5 об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО5 - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

Судьи

Определение22.11.2021