НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 11.03.2020 № 33-5080/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №33-5080/2020

г. Уфа 11 марта 2020 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.,

судей Гафаровой Л.Ф., Гибадуллиной Л.Г.,

при секретаре Фатхлисламовой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кировского района г.Уфы обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию Кировского района городского округа г.Уфа, Администрацию городского округа город Уфа обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул. Некрасова, д. 4а, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что в ходе проверки реализации Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 28 марта 2014 года №136, выявлен факт непринятия органом местного самоуправления должных мер по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов. Исполнение Адресной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе Администрацию ГО г.Уфа РБ. Согласно пункта 3 Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, программа реализуется в течение 2013-2017 годов в четыре этапа: 1 этап- до 31 декабря 2014 года, 2 этап- до 31 декабря 2015 года, 2 этап- до 31 декабря 2016 года, 4 этап- до 1 сентября 2017 года. Указанной программой наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда РБ. Проверка показала, что на территории Кировского района ГО г.Уфа до настоящего времени имеется неснесенный, расселенный аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Уфа, ул. Некрасова, д. 4 а. В соответствии с Программой срок сноса многоквартирного дома по ул. Некрасова, д. 4а- четвертый квартал 2017 г. Вместе с тем, данный дом в установленные Программой сроки не снесены.

Кроме того, неликвидированный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в помещении, в том числе, террористических актов, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2019 года заявленные прокурором Кировского района г.Уфы исковые требования удовлетворены частично и постановлено:

обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Уфа, ул. Некрасова, д. 4а, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа РБ просит упомянутое решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и указывая на то, что суд первой инстанции не законно возложил на ответчика обязанность по сносу спорного здания, суд не привел ни одной нормы права, которая бы позволяла в данном случае возложить на них такую обязанность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ГО г. Уфы РБ и МБЮУ «Служба сноса и расселения» г. Уфы Смирнову Е.А., представителя администрации Кировского района г. Уфы Гафурову С.К., поддержавших доводы жалобы, а также выслушав представителя ГУП «ФЖС РБ» Фролову Г.Д., прокурора Сафина А.Р., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства РБ №136 от 28 марта 2014 года утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, исполнение которой возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе на Администрацию ГО г.Уфа. Согласно пункта 3 Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, программа реализуется в течение 2013-2017 годов в четыре этапа: 1 этап- до 31 декабря 2014 года, 2 этап- до 31 декабря 2015 года, 2 этап- до 31 декабря 2016 года, 4 этап- до 1 сентября 2017 года. Задачами указанной программой наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда названа, в том числе, поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Республики Башкортостан. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы на каждом ее этапе указан в том числе снос аварийных многоквартирных домов

Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указан в приложении N 1 к ней.

Дом 4а по ул. Некрасова г. Уфы включен в адресный перечень аварийных многоквартирных домов ( приложение № 1) под номером 224 как признанный аварийным Постановлением Администрации Кировского района г. Уфы № 584 от 07.05.2003 г. с планируемой датой сноса IV квартал 2017 г. Прокуратурой Кировского района г.Уфы во исполнение указания прокуратуры республики №338/7 от 23 декабря 2016 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан» проведена проверка Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от 28 марта 2014 года № 136.

Проверка показала, что на территории Кировского района ГО г.Уфа до настоящего времени имеется аварийный многоквартирный дом по адресу: г.Уфа, ул. Некрасова, д. 4а, который расселен, однако в установленный срок не снесен.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Срок реализации Адресной программы истек, однако указанный аварийный дом не снесен, территория вокруг указанного объекта не ограждена, что подтверждается актом выезда.

Таким образом, возложенная указанной Программой обязанность и полномочия по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома Администрацией ГО г. Уфа РБ не выполнена.

Довод Администрации ГО г. Уфа РБ о том, что обязанность по сносу дома лежит на ГУП «ФЖС РБ» с которым заключен договор № 12-РТ о развитии застроенной территории, судом обоснованно признан несостоятельным, поскольку это обстоятельство не может являться основанием для освобождения Администрации ГО г. Уфа РБ от исполнения обязанности по сносу дома 4а по ул. Некрасова г. Уфы, в виду того, что делегирование Администрацией ГО г. Уфа РБ своих полномочий либо обязанностей кому-либо не может являться обстоятельством, прекращающим полномочия администрации в части делегированных полномочий и не может являться обстоятельством, прекращающим обязанности администрации ГО г. Уфа РБ в части делегированных обязательств, возложенных на Администрацию ГО г. Уфа РБ в силу закона.

Ссылку Администрации ГО г. Уфа РБ на указанный договор № 12-РТ о развитии застроенной территории с ГУП «ФЖС РБ» нельзя признать состоятельным также и в виду того, что в силу действующих норм гражданского законодательства об обязательствах по указанному договору права и обязанности возникают исключительно для сторон этого договора.

Пава и обязанности, возникшие у Администрации ГО г. Уфа РБ по указанному договору № 12-РТ о развитии застроенной территории с ГУП «ФЖС РБ», не могут являться обстоятельством, освобождающим Администрацию ГО г. Уфа РБ от обязанности перед неопределенным кругом лиц, в чьих интересах предъявлен рассматриваемый иск прокурора, по сносу аварийного дома, возложенных на администрацию ГО г. Уфа РБ в силу закона.

В силу ст. 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из представленных Администрацией ГО г. Уфа РБ выписок из ЕГРН, собственником всех помещений расположенных в доме 4а по ул. Некрасова в г. Уфе является Муниципальное образование городского округа г. Уфа РБ.

Как указано в п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 29.11.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ по сносу расселенного аварийного многоквартирного дома по ул. Некрасова д. 4 а в силу признания его как такового аварийным то есть при наличии опасности его обрушения - создает угрозу жизни и здоровью граждан, опасность причинения вреда, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

Таким образом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок сноса расселенных аварийных многоквартирных домов- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования к Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ удовлетворению не подлежит поскольку в соответствии с приведенными нормами у Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ обязанность по сносу многоквартирного дома отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования прокурора Кировского района г. Уфы обоснованы и подлежат удовлетворению.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов

Судьи: Л.Ф. Гафарова

Л.Г. Гибадуллина